вторник, 23 апреля 2024 г.
icon
445.66
icon
474.58
icon
4.78
Алматы:
icon
17oC
Астана:
icon
15oC
1xadv
×

«Индустриализация и экономический рост» является важным направлением Плана нации ― МНЭ

«Индустриализация и экономический рост» является важным направлением Плана Нации. Половина «100 конкретных шагов» приходится на данное направление, заявил вице-министр национальной экономики РК Руслан Даленов.

По его словам, за министерством нацэкономики закреплены четыре шага Плана нации, три из которых касаются налоговой и таможенной политики и один –антимонопольной работы.

По налогово-бюджетной сфере предусмотрено три шага: оптимизация налоговых и таможенных политик и процедур, совершенствование механизмов взимания косвенных налогов и оптимизация действующих налоговых режимов.

Оптимальные налоговая и таможенная политики важны для качественного экономического роста и для инвестиционной привлекательности страны. Налоги платят предприятия, предприниматели, граждане.

Руслан Даленов заметил, что в Казахстане налоговые платежи формируют порядка 64% всех доходов государства, таможенные сборы – чуть больше 10%. То есть в совокупности – это почти 3/4 всех поступлений в госбюджет.

Плательщиками корпоративного подоходного налога в стране являются порядка 336 тыс. компаний. Индивидуальный подоходный налог взимается с 2,5 млн. работающих граждан. НДС платят свыше 72 тыс. юридических и физических лиц. Земельный налог и налог на имущество затрагивает 3,4 млн. и 3,6 млн. субъектов соответственно, из которых подавляющее большинство – это физические лица. Транспортный налог ежегодно уплачивают 2 млн. 258 тыс. граждан и 72 тыс. компаний. Кроме того, существует множество различных сборов, плат и пошлин, которые платятся в бюджет населением и бизнесом.

В год таможенную границу пересекают 330 тыс. автомашин, почти 3 тыс. жеоезнодорожных составов.

В этой связи, пояснил вице-министр, созданию эффективных налоговой и таможенной политик, отвечающих всем современным требованиям, в Плане нации уделено очень важное место.

По Шагу 37 «Оптимизация налоговых и таможенных политик и процедур». Разработаны проекты новых Налогового и Таможенного кодексов.

«Сегодня, кто хочет открыть своё дело, не должен путаться, как платить налоги. Это должно делаться легко и просто. Поэтому мы планируем изменить идеологию, внедрить стимулирование и упростить администрирование. Идеология будет направлена на защиту интересов добросовестного налогоплательщика. Все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщиков. Такой принцип позволит справедливо рассматривать налоговые споры», ― рассказал он.

В частности, предлагается не применять штрафы и пени, если налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснением налогового органа, и по которому впоследствии изменилась позиция.

По стимулированию подготовлены следующие поправки. В недропользовании будут простимулированы инвестиции в геологоразведку. По низкорентабельным месторождениям упрощается механизм получения сниженных ставок налога на добычу. Также планируется отмена бонуса коммерческого обнаружения.

Для стимулирования кредитования предлагается не облагать подоходным налогом условные (воздушные) доходы от продажи проблемных активов банков.

В части модернизации льгот предлагается повысить их эффективность путем точечных изменений. Это касается раздельного учета доходов в СЭЗах, имущественным налогам, социальному налогу и по режиму экстерриториальности.

Отменяются сбор с аукционов и плата за пользование судоходными водными путями. Также будет сильно упрощено администрирование.

Администрирование не должно строиться на ошибках. Нужно помогать платить налоги. Часть проверок нужно отдавать в аутсорсинг, пусть бизнес проверяет бизнес. Оставшиеся налоговые проверки станут трёхвекторными.

Добросовестную часть не нужно проверять. Среднюю часть – проверять лишь выборочно и помогать платить налоги.  А «красная» зона должна подвергаться контролю. Нужно установить чёткие правила, кто куда относится. И бизнесмен будет стремиться быть в «зеленой» зоне. Сдаёт электронные фактуры, платит налоги не ниже отраслевой нагрузки, прозрачен в своей деятельности – добро пожаловать в «зеленую» зону.

Также в новом кодексе внедряется институт налоговых консультантов, дистанционный аудит, предусматривается внедрение налоговых кредитов.

Разработан также проект нового Таможенного кодекса. Ключевой новеллой стал новый подход к таможенному регулированию.

Во-первых, устанавливается приоритет электроники перед бумагой. Теперь участники ВЭД дистанционно смогут подать декларацию через информационную систему таможенных органов без необходимости прикладывать подтверждающие документы.

Во-вторых, вводится возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров автоматически информационными системами таможенных органов.

В-третьих, заложена основа для использования механизма «единого окна», т.е. документы, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу, если сведения о таких документах могут быть получены таможенными органами из используемых ими информационных систем.

Кроме того, теперь все участники ВЭД смогут получить отсрочку на месяц по таможенным пошлинам и налогам, а по некоторым категориям товаров – до шести месяцев.

Далее, расширены возможности выпуска товаров до подачи декларации. Этим более упрощенным механизмом смогут воспользоваться инвесторы, которые завозят товары в рамках реализации инвестпроектов. Также данная норма распространяется теперь и на свободные склады, СЭЗы, таможенные процедуры переработки.

Кроме того, участники ВЭД смогут воспользоваться новым способом уплаты таможенных платежей путем внесения авансовых платежей. Декларант сможет уплатить всю причитающуюся сумму платежей без разбивки на пошлины, сборы и налоги, а система таможенных органов сама их распределит по видам платежей. Это уменьшает риск возникновения задолженности или ошибочной уплаты.

По 44 шагу «Совершенствование механизмов взимания косвенных налогов, включая рассмотрение вопроса введения налога с продаж вместо НДС».

В мире существует две системы: НДС и налог с оборота (продаж). В Казахстане действует НДС. В США, Канаде – налог с продаж. Если представить всю цепочку производителей, посредников, то НДС-ом облагается по чуть-чуть каждое звено.

При налоге с продаж облагается налогом только последняя стадия в рознице, когда товар попадает потребителю.  

У обоих налогов есть недостатки. НДС больше отвлекает оборотных средств у экономики. НДС требует тщательного контроля и есть проблемы с его возвратом из бюджета.

НСП значительно увеличивает нагрузку на малый бизнес, так как облагается конечная торговая цепочка – а это и есть малый и средний бизнес. Кроме того при импорте потери от уклонения будут выше, так как налог с продаж берётся не при таможенном оформлении, а после продажи внутри страны.

В итоге предложено введение НсП нецелесообразным. При этом продолжена работа над совершенствованием механизмов взимания НДС.

В части косвенных налогов будет введён контрольный счёт НДС на добровольной основе. Налогоплательщик, который хочет иметь ускоренный возврат из бюджета, может открыть специальные банковские счета для НД. В нем будет видна вся цепочка уплаты НДС. Таким образом, исключается мошенничество, контроль будет мгновенным, а возврат из бюджета – быстрым.

Шаг 45 «Оптимизация действующий налоговых режимов с обязательным ведением налогового учёта доходов и расходов».

В Казахстане малый бизнес может выбрать несколько способов платить налоги. Это общеустановленный, подобно компаниям. Патент – когда раз в полугодие платится 2% от оборота. В рамках проекта нового Налогового кодекса предлагается снизить налоговую ставку с 2 до 1%, начиная с 2018 года.

Если обороты большие, то малый бизнес может выбрать режим «упрощенная декларация» - когда раз в полугодие платится 3% с оборота. Она заменяет 2 налога (подоходный и социальный налоги). В проекте налогового кодекса ограничения по обороту и численности уравнять что для юр.лиц что для индивидуальных предпринимателей (оборот 100 млн, численность 30 человек) Это улучшение для индивидуальных предпринимателей.

Малому бизнесу будет предложен новый режим фиксированного вычета. Он выгоден тем, у кого большие обороты, но низкая прибыль. Для таких предпринимателей облагать обороты невыгодно. Поэтому налоговой базой будет разница между доходами и расходами.

Крестьяне и фермеры получат право становиться плательщиками НДС, не теряя своего льготного режима. Им также станет разрешено заниматься прочими видами деятельности, и они от этого также не теряют льготный режим. Не будет ограничения входить в кооперативы, быть учредителями в нескольких сельхозпроизводителях и т.д.

С принятием нового Налогового кодекса упростятся налоговые проверки. Налогоплательщики будут чётко знать, что делать, чтобы их меньше проверяли.

Для малого и среднего бизнеса сократится срок исковой давности с 5 до 3 лет.

Изменится идеология администрирования, будет внедрён принцип презумпции невиновности налогоплательщика, что позволит по-другому рассматривать налоговые споры.

Будут систематизированы налоговые льготы. Малый бизнес получит дополнительный выгодный налоговый режим. Также будут реализованы системные меры для эффективного недропользования и геологоразведки

Кроме того, НДС из бюджета будет возвращаться быстрее.

Также в реализацию программы главы государства «План нации – 100 конкретных шагов», в частности в целях оптимизации налоговых и таможенных политик и процедур (шаг 37) ряд положений Таможенного кодекса РК синхронизирует процессы с Налоговым кодексом РК.

Это касается положений по учету, зачету (возврату) таможенных пошлин, налогов; взыскания задолженности и обжалования уведомлений об устранении нарушений и о результатах проверки; сроки исковой давности устанавливаются в соответствии с новым Налоговым кодексом (сокращен для малого и среднего бизнеса до трех лет).

«Расширены специальные упрощения для экономических операторов. В частности введена трехуровневая система присвоения такого статуса и модернизация критериев (условий) его присвоения, расширены списки специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов, в том числе касающихся таможенного контроля на всей территории ЕАЭС. То есть, уполномоченные экономические операторы 1 и 3 типа будут признаваться во всех государствах – членах ЕАЭС и смогут пользоваться упрощениями при транзите вне зависимости от страны», ― рассказал министр национальной экономики РК.

 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0