Начиная с четвертой четверти прошлого учебного года большую часть информационной повестки занимает тема школьного обучения. Сложности «дистанционки», скучающие дети, уставшие учителя и нервные родители. Но, как это всегда бывает, слово остается за взрослыми — родителями, министерством образования, чиновниками, педагогами. А каково детям? Гражданская журналистка ИА «NewTimes.kz» Аурелия Акмуллаева в это непростое время как раз перешла в выпускной класс. На нее и ее ровесников свалилась обновленная система обучения и оценивания знаний, а сверху привалило «дистанционкой». Наша журналистка поделилась своими мыслями о том, что такое современная школа и взрослая жизнь, каково полгода не видеть «вживую» одноклассников и что не так с казахстанским образованием.
В конце августа я получила учебники с пометкой «11 класс», и мне стало немного не по себе. Помнится, совсем недавно я проснулась с мыслью о том, что теперь я школьница: папа впопыхах заплетал мне две тугие косички, пока мама гладила форму, затем мы купили большой букет цветов и вместе отправились в школу. Тогда я мечтала стать взрослой: красить волосы в яркие цвета, гулять по ночам, крутить романы с мальчиками, да и вообще, делать все то, что делали старшеклассницы.
В этом году впервые за одиннадцать лет 1 сентября я провела не под палящим солнцем, слушая очень долгое напутствие от директора, а с трансляцией «линейки» в телефоне. Очень странно понимать, что я уже вот-вот окончу школу, тем более что в связи с дистанционным обучением у меня не было ни последнего звонка в 10-м, ни первого звонка в 11-й класс. Как оказалось, взрослая жизнь – это не яркие волосы, а ответственность и даже некоторая «обреченность на свободу». За школьные годы я действительно повзрослела, переоценила некоторые аспекты образования и сделала много выводов.
«Школа онлайн»
Думаю, начать нужно с того, что последние полгода я не видела «вживую» ни учителей, ни одноклассников, ведь в апреле все школы страны перевели на онлайн-режим работы. Образование проходило в WhatsApp. Весной такой странный подход к обучению можно было списать на неожиданность введения карантина. Я очень надеялась, что за лето власти позаботятся о создании более удобной платформы для обучения, но, к сожалению, в начале сентября уроки стали проводить в Zoom, а домашние задания мы так и высылаем учителям по WhatsApp. Эта система очень неудобна: постоянно возникают проблемы со входом, все виснет, глаза устают и информация не воспринимается должным образом.
Всех сейчас шокируют новости о трансляции порнографии на уроках. Я на самом деле удивлена, что за три месяца каникул не был создан более удобный ресурс. В этом году мой поток первым в стране будет выпускаться по скандально известной новой программе. Выпускные экзамены будут проводиться в новом формате, о котором не знают пока ни учителя, ни ученики. Как к ним готовиться – непонятно. Более того, в этом году 5-балльную шкалу оценивания заменили 10-балльной. Зачем в такое непростое для всех время вводить какие-то инновации – большой вопрос для меня.
«Новая программа, реформы, школа вранья»
Тут возникает вопрос: почему я не пишу, что хочу вернуться скорее в традиционную школу? Дело в том, что проблемы образования далеко не заканчиваются проблемами «дистанционки». Более того, я думаю, что это лишь «вишенка на торте» нашей разлагающейся системы образования. У меня нет желания возвращаться в ту школу, которую мы имеем. Уже несколько лет родители по всей стране пребывают в неприятном шоке от новой образовательной программы.
Вместо текущих оценок и контрольных – СОРы и СОЧи, ответы на которые проще простого найти в интернете, бесполезные и отупляющие задания, ошибки в учебниках и многое другое. Власти отдают приказы по реформации, но на практике система не готова ни к каким реформам, следовательно, с каждым разом становится только хуже. С самого детства детей приучают врать: «Вот тут мы урок проводить не будем, но если придет комиссия, то вы скажите, что урок был», «Давайте я вам диктант на доске напишу, вы просто спишите, а то перед комиссией стыдно будет за ваши ошибки» – так говорили многие учителя. Реже, но было вранье во благо: «У вас в учебнике так много ошибок, поэтому давайте заниматься по российскому. Только если придет комиссия, вы спрячьте его быстренько под парту».
«Уроки-призраки»
Однажды я задумалась о том, как сократился бы учебный процесс, не будь в школах так много уроков-призраков. Например «Самопознание» – это очень интересный и важный предмет, точнее, был бы таковым, если бы его проводили. Почти всегда на этом уроке мы просто сидели в телефонах или делали домашние задания по другим предметам. «Технология» – это предмет, где мальчиков учат пилить и забивать гвозди, а девочек – шить и готовить. Проблема только в том, что в моей алматинской школе не было специального оборудования и учитель постоянно отсутствовал. Поэтому, опять же, мы просто сидели в телефонах.
Я спрашивала о проведении данных предметов у своих друзей из разных школ, и, к сожалению, их ситуация не сильно отличалась от моей. У нас был урок, на котором мы должны были изучать конституцию и законы, но его постоянно заменяли на историю, т.к. по ней проводился государственный экзамен. Из-за такого отношения страна получает народ, который не знает своих конституционных прав и готов поддаться любому незаконному произволу.
«Система подавления»
С одной стороны школа – это инструмент для социализации, дающий к тому же знания, но с другой – это огромный аппарат подавления. Стандарты школьной формы иногда доходят до абсурда. В моей школе сильно придирались к форме и, я, конечно, понимаю, что это помогает выработать дисциплину, но, будьте добры, наладьте для начала первостепенную задачу школы – образование: найдите квалифицированных педагогов, напечатайте грамотно составленные учебники, а потом уже переходите к мелочам типа одежды и обуви. Ведь, даже если все будут ходить с идеальными прическами и до блеска чистой обувью, знаний больше не станет…
«Век живи – век учи?»
Еще один большой парадокс в том, что в моей русскоязычной школе, где каждый день на протяжении 11 лет мы учили казахский, никто его так и не выучил. Конечно, доля вины лежит и на родителях, и на детях, но все же появляется много вопросов к самой системе обучения. Сейчас во мне просыпается желание знать казахскую культуру и язык, но это уже осознанные мысли, которых не было у меня в детстве. Тут, как мне кажется, проблема в отсутствии комплексного подхода. Учеба настолько растянута, что пока учишь одно, забываешь другое, и это относится не только к языкам. Эта проблема касается всего учебного процесса. Дети учатся и сами не понимают, зачем им эти знания. Пока у человека нет цели, идти к ней он точно не будет.
«Модно быть плохим»
«Ты что, никогда не пробовал кальян и не пил водку? Ну ты и лох!» – говорят самые модные и популярные ребята. Таким образом, сначала один 8-классник парит вэйп прямо на уроке, пока учитель пытается заполнить электронный журнал, а через пару месяцев так делает уже весь класс. Пик этого абсурда наступает в момент, когда школьный психолог просит детей курить не около школы, а отходить подальше, когда он же учит распивать алкоголь не на улице, а у кого-нибудь дома.
Таким образом, хочу сказать, что вся система образования нуждается в серьезной и качественной реформации. Насколько я знаю, большинство жителей Казахстана мечтает переехать отсюда, но ведь невозможно всем вместе убежать от проблемы. Я думаю, нужно стараться сделать лучше свою Родину, а не пытаться из нее убежать. Остается только приложить усилия, чтобы следующие поколения получили более качественное образование. Дорогие родители, не забывайте, пожалуйста, о том, что больше, чем вам, ваши дети никому не нужны, инвестируйте в их образование и не спихивайте всю ответственность на школу. Стоит отметить, что иногда все же встречаются хорошие педагоги. Их стоит беречь и любить, но если школа все же не может дать качественного образования, не значит, что не стоит образовываться вовсе. Наоборот, нужно делать это еще усерднее самостоятельно! Ведь ответственность за наши жизни лежит исключительно на нас!