вторник, 19 марта 2024 г.
icon
449.3
icon
489.69
icon
4.89
Алматы:
icon
11oC
Астана:
icon
-4oC
1xadv
×

«Драконовские условия», или Карантинные запреты разоряют бизнесменов Шымкента

С начала карантина жизнь шымкентцев регулируется уже 39-м постановлением главного санитарного врача города. И каждый раз некоторые решения эпидемиологов подвергались критике и осуждению. Условия карантина многие называли парадоксальными. Горожане считают, что сомнительными решениями санврачи, наоборот, создают столпотворение там, где его лучше избегать, пишет автор ИА «NewTimes.kz» из Шымкента Марина Низовкина.

Фото: img.tvsamara.ru
Фото: img.tvsamara.ru

Возмущения горожан вызывала идея ограничить движение городского транспорта. В итоге в разрешенные часы автобусы набивались битком.

В качестве примера горожане приводят пункт постановления, ограничивающий работу рынков, в том числе и продуктовых, до 13.00 и только по будням. В эту пору ходить на базары было чревато, ведь покупатели, которые раньше приходили за продуктами до 17.00, теперь старались закупить все необходимое до 13.00.

Впрочем, в начале августа после многочисленной критики горожан рынкам разрешили работать до 18.00, но по выходным их все равно закрывали. В таком режиме последний месяц живет более 10 торгово-развлекательных центров Шымкента. Но до сих пор запрещается работать фудкортам, аттракционам, кинотеатрам, а в выходные вынуждают закрывать и бутики с одеждой.

Впрочем, предприниматели рады даже таким условиям, ведь несколько месяцев им не разрешали работать вообще. Бизнесмены оказались на грани банкротства.

«Не понимаю логику: базары открыты, а торговые центры закрыты. Мы в июне работали — один покупатель в час на этаж. Сильно упали продажи, я в шоке и до сих пор не нашла выхода из ситуации. У меня качественный товар из дорогого сегмента. Я не готова переходить на продажу детских вещей по дешевой цене. Такая одежда расползается после первой стирки. До карантина работала с фирмой, предзаказ с которой оформляла за год вперед. Сейчас у меня нет возможности выкупить его. Мне придется прервать сотрудничество с этой компанией, и я не уверена, согласятся ли они работать со мной после окончания карантина», — рассказывает арендатор одного из ТРЦ Алена Киряшева.

В не менее сложной ситуации оказались рестораторы Шымкента. Введение ЧП и продолжительный карантин многих вынудил просто закрыться. Для кого-то работа в эти месяцы стала испытанием не только на финансовую устойчивость, но и на проверку крепкости нервной системы.

Рейды мониторинговых групп, в числе которых были санврачи, полицейские, прокуроры, многие владельцы общепита до сих пор вспоминают в ужасе. 

«Потери у нас колоссальные. Падение где-то на 50%. Проверки и издевательства нас довели до такого состояния, когда предпринимателей стали сажать в каталажку на 3-7 суток. Нервы ни у кого не выдерживали. Я никогда не забуду это тяжелое время. Мы закрылись, хотя могли бы работать. Одно постановление за другим. Многие вещи непонятны, причем все быстро меняется. Нам приходилось подстраиваться под ситуацию, людей отпускали без содержания», — рассказывает генеральный директор сети кондитерских «Ладушки» Светлана Лугина.  

Чтобы совсем не разориться во время карантина, рестораторам пришлось перестраивать работу на доставку. Эти условия подходили не всем, ведь по ценовой политике доставка от ресторанов проигрывала доставке лаваша и пицце. Такие условия выдержали не все.

«Говорить, что пострадала только ресторанная индустрия, не совсем правильно. Пострадал весь смежный бизнес, от которого мы зависим. Это поставщики продуктов, алкоголя и другие. Те санитарные нормы, которые были указаны, мы старались выполнять. Но сейчас у нас действуют ограничения по посетителям. Не более 50 человек — это плачевно, потому что проектная мощность ресторана рассчитана на 110 человек, и 50 человек нас никак не спасут. Если уж нам не дают возможности принимать больше посетителей, то хотя бы дали отсрочку по налогам до конца года. Мне будет очень сложно заработать с этих 50 человек. Нужно ведь заплатить зарплату, купить продукты, налоги. Сейчас у нас драконовские условия», — говорит управляющий директор ресторана The Secret Айгуль Телеубаева.

Долгое время работать в Шымкенте разрешалось только летникам и только до 21.00. Последние три недели общепиту позволили работать до 23.00. Но это никак не спасает ночные клубы и караоке-бары, которые обычно ведут ночной образ жизни и встречают клиентов после полуночи.

Мария Брезинская уже закрыла ночной клуб в Алматы, на грани и заведение «Наш Бар» в Шымкенте. Она с командой не работает с начала карантина, и даже сейчас, при послаблениях, работать крайне невыгодно.

«Даже при нашей максимальной посадке 150 человек мы еле-еле концы с концами сводили. 50 человек и до 23.00 — это кабальные условия. И я не пойму, почему до 23.00? неужели после этого часа коронавирус становится опаснее и свирепее?» — говорит Мария Брезинская.

По аналогичному вопросу — работать до 23.00 невыгодно — во все инстанции обращается и профильная ассоциация «HoReCa Казахстан». Говорят, что за время карантина по всей стране закрылось 30-40% заведений, причем некоторые из них уже безвозвратно.

«У нас большая просьба по режиму. Ну дали б возможность работать чуть дольше. Персоналу нужно время, чтобы они успели убрать и подготовить заведение к началу работы. Не учитывается тот факт, что много заведений — в виде столовых, в которых люди завтракают. Для таких нужно сделать время работы с 8, а то и с 7 часов утра, а не с 10.00», — говорит президент национальной ассоциации предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса «HoReCa Казахстан» Игорь Копайлов.

В еще более плачевной ситуации оказались многочисленные шымкентские тойханы. В городе их около 120, и ни одна из них с начала карантина не получила разрешения работать. Все, кто, нарушая постановление главного санитарного врача Шымкента, устраивал тои, заплатили огромные штрафы.

Читайте также: От безысходности казахстанские предприниматели продают свой бизнес

Некоторые владельцы залов торжеств вынуждены менять миссию здания. К примеру, один из шымкентцев, после того как устал считать многомиллионные убытки из-за простоя, получил образовательную лицензию и открыл в залах учебные классы. В роскошных интерьерах будут учиться дежурные классы переполненного лицея.

А вот воспитанники школы зимних видов спорта с начала карантина тренируются в… парке. На асфальт вместо льда юные фигуристы и хоккеисты отправились после того, как тренировки были запрещены из-за эпидемиологической ситуации в городе. Родители терпеливо ждали, когда все наладится и их детей пустят на лед.

В Шымкенте вовсю работают и базары, и салоны красоты, и даже фитнес-центры, а воспитанники государственных спортивных школ вынуждены тренироваться в парках.

«У нас открывают бары, рестораны, сауны и другие, кроме того, что мы должны открыть, — детские секции. Мы хотим тренироваться. Вы понимаете, что хоккей — это коньки? Это не только владение клюшкой. Да, они могут это делать без льда, но большую роль играет прокат. Важно, как ты катишься, как стоишь на коньках. Такой возможности сейчас мы не имеем. Нам приходится сейчас срываться в другие города, отрывать детей от школьного процесса для того, чтобы потренироваться», — возмущается отец хоккеиста Геннадий Тяхнебидин.

Парадоксальные условия возмущают и руководителя управления спорта Шымкента. Александр Почивалов недоумевает: почему по постановлению главного санврача в элитном фитнес-центре одновременно может заниматься 250 человек, а он не может выпустить на лед группу, в которой чуть больше пяти человек?

Причина в том, что, согласно постановлению, в фитнес-центре на каждого посетителя должно быть пять квадратных метров. Площадь ледового катка — 1800 кв. метров, но в постановлении указано, что одновременно тренироваться может только пять человек. Ради такой группы экономически невыгодно заливать каток.

«Директор ледового дворца не может залить каток потому, что в условиях карантина город живет по постановлению санврача. Мы при полной загрузке катка до карантина платили 15 млн тенге в месяц из бюджета. Если все дети не смогут кататься, то мы не сможем платить. А ледовый каток — частный, он же в трубу вылетит. Мы и так не платим с марта. У ледового дворца и так проблемы, им бы коллектив сохранить. Плотность катка — 1800 метров. Если бы это был фитнес-центр, то там могло бы заниматься 350 человек. А нашим детишкам в таком количестве нельзя. Почему?» — задается вопросом руководитель управления Олег Почивалов. 

Руководитель ведомства, сам профессиональный спортсмен, понимает, что дни простоя для атлетов чреваты. Сейчас же в Шымкенте простаивают все спортивные залы и школы. И, вместо того чтобы готовиться к крупным стартам, спортсмены тренируются в парках. А ведь не за горами Азиатские и Олимпийские игры.

Читайте также: Уровень бедности в Казахстане заметно вырос во время пандемии

Управление спорта и родители написали обращение на имя главного санитарного врача Шымкента с просьбой разрешить нормальные тренировки. Их услышали и в новом постановлении уже разрешили тренироваться группой не более 30 человек.

Кроме того, теперь при организации занятий на аренах или площадках нужно учитывать, что на каждого спортсмена должно быть до 5 кв. метров, прямо как в SPA-салонах на каждого посетителя. Вот только рестораторов, владельцев залов торжеств и бутиков в ТРЦ изменения в очередном постановлении главного санитарного врача города никак не коснулись.

Ранее сообщалось, что 25 сентября главный санврач Шымкента Жумабек Ержанов подписал постановление о продлении карантинных мер в городе.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 6
Сочувствую 0
Возмутительно 0