Горящие отходы в Актобе, горы мусора на Медео, уничтоженные реки. На что жалуются министру экологии?

Недавно Касым-Жомарт Токаев в очередной раз обратил внимание на экологические проблемы и защиту животных и растений в Казахстане. Их в стране и вправду накопилось немало: неналаженная переработка мусора, высыхающие озера, обилие промышленных территорий, повсеместные издевательства над животными. Неравнодушные казахстанцы и волонтеры обращают внимание властей на эти вопросы регулярно, и блог министра экологии — живое тому доказательство. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» изучила некоторые из обращений к нему за последние месяцы и узнала, какие экологические вопросы тревожат жителей регионов.

Фото: Pixabay

По обращениям к министру экологии, геологии и природных ресурсов Магзуму Мирзагалиеву можно составить полноценную карту экологических проблем Казахстана. Один из наиболее популярных вопросов — уничтожение отходов и мусорные полигоны.

«Прошу обратить внимание на экологическую ситуацию в городе Актобе. Жителям нечем дышать, выбросы превышают предельные нормы в десятки раз. Вдобавок у нас сжигают открытым методом медицинские отходы класса Б, твердые отходы на полигоне. Опасаясь за свое и здоровье детей, прошу поднять этот вопрос на республиканском уровне. Фото-, видеоматериалы имеются. Прошу вас от себя и от лица волонтеров города Актобе принять меры против бездействия должностных лиц города», — написал мужчина 21 октября.

Читайте также: В мировом экологическом антирейтинге Казахстан занял лидирующие позиции

Аналогичное обращение оставлял другой житель Актобе в начале октября, сообщив, что на мусорном полигоне города открыто горели медицинские отходы, и назвав это диверсией. Министр экологии ответил тогда мужчине, что «уничтожение медицинских отходов входит в компетенцию министерства здравоохранения РК».

Читайте также: Столбы дыма с НПЗ напугали жителей Атырау

Другое обращение к министру экологии сделал представитель некого предприятия, озадаченный тем, как правильно размещать нефтешлам — сложные физико-химические смеси, которые состоят из нефтепродуктов, механических примесей (глины, окислов металлов, песка) и воды.

«У нас есть предприятие с объектами по всей области, в которых образуется нефтешлам (уровень опасности — янтарный). Один из полигонов, находящийся в непосредственной близости от одного из наших объектов для опасных отходов, мы вывели из эксплуатации. Вопросы:

1. Можем ли мы образующийся нефтешлам размещать на другом своем полигоне для опасных отходов, расположенный в другом районе?

2. На наших объектах образуется песок, загрязненный нефтепродуктами (уровень опасности — янтарный), по свойствам схожий с отходами нефтешлама. Можем ли мы этот вид отходов размещать на одном полигоне с отходами нефтешлама? Заключение на размещение и разрешение на лимиты у нас есть, мощность полигона позволяет размещать объем нефтешлама, не превышая объемы размещения и разрешения на размещение отходов производства и потребления.

Фото взято с сайта vk.com

3. Как быть в случае аварийного образования отходов? В связи с задержкой заключения договора на вывоз и утилизацию отходов, где можно временно разместить загрязненный нефтью грунт, т. к. он не нормируется и его нельзя разместить на полигоне временного хранения?

4. С 2021 года пищевые отходы, возможно, не будут приниматься на городские полигоны ТБО. Как быть организациям, у которых есть столовые и происходит образование пищевых отходов?» — озадачил мужчина министерство вопросами.

Читайте также: Эколог: Около 1,5 кг мусора в день производит один казахстанец

Пока одни компании озабочены правильным уничтожением отходов, на недропользователей поступают жалобы от казахстанцев.

«Уважаемый Магзум Маратович, в дополнение к ранее оставленному обращению на вашем блоге прошу принять во внимание нарушения, которые допускают недропользователи — ТОО «ТузкольМунайГаз Оперейтинг», ТОО «Кольжан» и ТОО «SSM-Ойл» — путем добычи полезных ископаемых и утилизации отходов производства неузаконенными/незаконными методами. А именно путем использования в ходе операций по добыче не принятых и не введенных в эксплуатацию надлежащим образом объектов строительства, что потенциально несет массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку, в этой связи просим произвести проверку, направленную на предотвращение и устранение нарушений.

Выражаем готовность и настаиваем на том, чтобы привлекли в качестве участника данной проверки ТОО «Береке Строй Групп» в связи с тем, что ТОО «Береке Строй Груп» является подрядчиком по данным объектам строительства и, соответственно, их собственником», — обратился мужчина к министру экологии.

Мирзагалиев отозвался на это обращение 21 октября и сообщил, что департамент экологии по Кызылординской области рассматривает вопрос проведения проверки на предмет соблюдения требований экологического законодательства в отношении этих предприятий.

Читайте также: Жители Актау возмутились уничтожением краснокнижного растения на Скальной тропе

Другой неравнодушный казахстанец обеспокоился экологической обстановкой на Медео и предложил меры по ее улучшению.

«Очередной рейд экологического патруля Казахстана выявил ужасающие факты: склоны на подъемах к Медео, лестница здоровья на плотине Медео, места отдыха усыпаны мелкой одноразовой тарой — стаканчиками из-под кофе, обертками, упаковкой вследствие того, что многие туристы, гости берут напитки и еду на вынос из кафе перед подъемом.

Предлагаем обязать местные кафе, кофейни и пункты питания проводить информационную, мотивационную работу с гостями Медео, покупающими кофе. Например, за спуск с гор с определенным объемом собранного мусора, одноразовых стаканчиков предоставлять какие-либо бонусы, скидки, а также разместить информационные баннеры «Принеси стаканчик обратно, не бросай упаковку — получи скидку», а также привлечь их к экосубботникам», — написал казахстанец.

В Минэкологии его поблагодарили за активную гражданскую позицию и сообщили, что с руководством комплекса Медеу проведены разъяснительные работы, а волонтеры и экоамбассадоры постоянно проводят рейды с чиновниками от департамента экологии.

Читайте также: Одна из самых длинных рек Казахстана превращается в болото

Житель Уральска обращался к Магзуму Мирзагалиеву из-за загрязнения поймы реки Урал по берегу реки Старица.

«Заказчик  — ТОО «Zhayik City» и подрядная организация — ТОО «Таза Курылыс» не выполняют свои обязательства и предписания природоохранных ведомств, а также указания акимата города по уборке загрязненной территории. В их действиях наблюдается игнорирование контролирующих органов, а возможно, и коррумпированная цепочка для сокрытия нарушений в сфере экологии при застройке объекта на территории бывшего завода по переработке кожи, на котором в большом объеме использовались химические реактивы.

После снесения цехов завода почва не рекультивировалась, чему есть подтверждение экологической экспертизы почвы с присутствием вредных веществ. …В одном из прилагаемых ответов перечень химически активных элементов, присутствующих в почве и оказавшихся в реке Старице, впоследствии попадет в Урал», — написал местный житель.

Как оказалось, ранее сотрудники департамента экологии выезжали на место и взяли пробы с поверхности земли. Их анализ доказал превышение по гидрокарбонатам, хлоридам, нефтепродуктам и тяжелым металлам.    

Читайте также: «Каждый год одно и то же»: Балхаш накрыло пеленой дыма из-за работы завода

Жители Алматинской области тоже встревожились из-за реки, которая оказалась в опасности из-за стройки.

«В Кербулакском районе Алматинской области назревает экологическая катастрофа. Об этом знают все чиновники района. Однако никаких мер предотвращения, пытаются умолчать проблему. В 2019 году фирма РСУ Каскелена сомнительным образом выиграла конкурс на текущий ремонт и укладку асфальта в Кербулакском районе и селе Сарыозек. Насчет качества и соответствия проекта выполненным работам ожидаем проверки, для укладки асфальта из русла реки в селе Сарыозек, невзирая на водоохранную зону и нарушения экологического законодательства, вывезено сотни тысяч кубов ПГС.

В текущем году фирмой РСУ города Каскелена для укладки асфальта в населенных пунктах Кызыл мектеп, Шилису в водоохранной зоне из русла реки Майтобе вывезено, по нашим оценкам, около миллиона кубов ПГС. Работы велись в промышленных объемах. 28 августа мы обратились в районную прокуратуру с данной проблемой, однако решение принято не было в связи с вышеуказанными фактами. Просим вашего вмешательства и принятия мер», — написали местные жители.

Фото из архива panoramio

Казахстанцы пожаловались на тяжелую судьбу еще одного водоема — реки Бугунь в Туркестанской области, где компания начала добывать гравий. По словам автора письма, разработка велась с нарушениями, привела к разрушению русла реки и уничтожила всю флору и ихтиофауну.

Чиновники проверили и выяснили, что компания действительно нарушила условия контракта на недропользование. Департамент экологии по Туркестанской области прорабатывал вопрос о проведении внеплановой проверки в отношении этого предприятия.