Завод по производству спецкокса планируют запустить в этом году в Карагандинской области. На строительство объекта были выделены миллиарды тенге. К слову, это не единственное предприятие в Казахстане, на создание которых выделялись колоссальные средства. Самое интересное, что все они презентовались как прорывные проекты, способные улучшить экономику страны, а на самом деле превратились в банкротов. О том, какие заводы канули в Лету или простаивают, читайте в материале ИА «NewTimes.kz».
Красные ленты, толпа людей, аплодисменты и шашу — так обычно проходит церемония открытия нового объекта. Во вступительных речах государственные служащие подчеркивают, что благодаря деятельности нового объекта не только местная, но и республиканская казна пополнится доходами в виде дополнительных налоговых отчислений, а отечественная продукция даст фору конкурентам. Плюс доля казсодержания увеличится в разы. Что видим на деле? Некоторые предприятия сдуваются, так и не наладив производство товара, другие сворачивают деятельность через год-другой, третьи остаются на плаву за счет государственных субсидий.
Хлопчатобумажный комбинат
Известный в годы СССР Алма-атинский хлопчатобумажный комбинат считался одним из успешных. Более того, он не имел аналогов на территории Центральной Азии. В южную столицу современного Казахстана стекался хлопок со всех республик Союза, а готовая продукция покрывала не только потребности отечественного рынка, но и охватывала даже ближнее и дальнее зарубежье. В годы перестройки крупное предприятие не сумело сохранить позиции, конкуренцию со стороны китайских поставщиков тканей и 18 лет назад закрылось.
Фото: РИА Новости
Хлопчатобумажный комбинат — не единственное предприятие, доставшееся независимому Казахстану от Советского Союза и не сумевшее остаться на плаву. Здесь можно вспомнить об Алма-атинском домостроительном комбинате, электротехническом заводе и других. Единственное, что напоминает об их былом существовании, — аббревиатура (ADK — так сейчас называется торговый дом в Алматы, возведенный на месте домостроительного комбината) или выдержки из летописи истории: «Здесь когда-то размещался...».
Автозавод «Тулпар»
В 1996 году в Алматы был запущен цех по сборке автомобилей с красивым названием «Тулпар». Планировалось, что именно на этих железных коней со временем пересядут чиновники. Через один год здесь даже выпустили первую продукцию и подарили ее Елбасы. На этом, в принципе, история предприятия закончилась. В 1998-м оно закрылось. А ведь планировалось, что на помпезно представленном заводе будет собираться (методом отверточной сборки) и выпускаться до 40 тысяч машин в год.
Фото: autokost.kz
BIOHIM
Локомотивом промышленности в Северо-Казахстанской области когда-то должен был стать завод по производству биоэтанола, повышающего октановое число бензина и делающего его экологически чистым. Это предприятие даже создавали в рамках 30 прорывных проектов. Но стать таковым ему так и не удалось. И это несмотря на то, что на его создание выделялись немалые деньги — 94 млн американских долларов. Более того, у предприятия образовались огромные долги перед налоговыми службами и сотрудниками. Спустя годы, а если быть точным, через восемь лет простоя в предприятие BIOHIM вдохнули вторую жизнь, и то благодаря инвестору.
Фото: скриншот видео
Балхашский цинковый завод
18 лет назад в Карагандинской области состоялось открытие цинкового завод. В церемонии участвовал первый президент РК. На строительство было потрачено более 120 млн долларов. Планировалось, что там будут выпускать до 100 тыс тонн цинка в год. Но уже спустя шесть лет руководство предприятия объявило о его закрытии. А в конце прошлого года местный акимат заявил, что планируется оживление некогда погибшего предприятия. Правда, для реконструкции потребуется более 100 млн долларов инвестиций. При этом никто не дает гарантии, что через год-другой, оно вновь не сдуется.
Фото: gurk.kz
Завод по выпуску листового стекла
Один из последних промышленных объектов, который до сих пор находится в подвешенном состоянии, — Кызылординский завод по выпуску листового стекла. Его должны были запустить еще четыре года назад. Стоимость — 150 млн долларов США. Планировалось, что он будет выпускать 600 тонн продукции в сутки. Но после скандального ареста бывшего министра Нацэкономики Куандыка Бишимбаева строительство сначала затормозилось из-за смены подрядчиков, а потом из-за выхода одного из участников проекта вовсе заморозилось. Однако недавно глава Приаралья Гульшара Абдыкаликова заверила, что предприятие будет реанимировано и, возможно, к концу этого года приступит к выпуску продукции.
В случае с кызылординским предприятием остается верить, что его действительно доведут до ума и так же, как и карагандинский завод по производству спецкокса, «не заглохнут» и докажут, что они по-настоящему прорывные объекты, а не компании-однодневки.