Алена Кошкина работает в «Казахстанской ассоциация сохранения биоразнообразия». Последние несколько лет девушка посвятила свое внимание редкой и исчезающей птице под названием «савка». Этот вид включен в Красную книгу РК, а его незаконная добыча влечет за собой уголовную ответственность. О попытке ученых сохранить биологическое разнообразие РК — читайте в материале ИА «NewTimes.kz».
Идея об изучении миграции савки посетила казахстанских ученых еще в 2015 году. А сама Алена признает: поначалу она совсем не интересовалась природой.
«В школе биологию не любила. Интерес пришел только во время первых экспедиций. Это был как шаг в Нарнию. Удивляла каждая мелочь. Превратившись в четырехлетнего ребенка, я достала всех: «а это кто поет?», «а нора чья?» и тд.
Одновременно поражало, как много знают сельские ребята. Казалось, с моим урбанистическим прошлым, у меня нет шансов догнать их, для которых многие природные процессы естественны и понятны. Для меня же это было как волшебство», — рассказывает девушка на своей странице в Instagram.
Поэтому биология — это второе образование казахстанки, по ней она закончила только магистратуру. А полевыми работами начала заниматься в 2017 году. Тогда ученых поддерживали организации The Rufford Foundation и National Geographic Society.
Чтобы определиться с методами исследования у биологов ушло около пяти лет. Еще три года они посвятили сбору данных — экспедиции, маршруты, учеты. А все для того, чтобы изучить популяцию редких уток. Ведь до начала ХХ века мировая популяция савки составляла около 100 тыс. особей. Но к середине прошлого века численность резко сократилась, и причины этому остаются до конца невыясненными.
«В Казахстане эта утка встречается в большом количестве на пролете, хотя о том, откуда эти птицы прилетают и куда направляются, раньше можно было только гадать. В советский период савок метили кольцами, но ни одного возврата получено не было.
Мы ловили савок в 2017 году, с помощью обычных рыболовных сетей – традиционный способ для уток (при ловле нырковых сети полностью погружают под воду). Уже тогда мы поняли, что эта миниатюрная утка просто так не сдается», — пишет Кошкина.
К слову, сети и сетки абсолютно безопасны для птиц. Конечно, если этим занимаются ученые и биологт. Это нужно для того, чтобы получить важную информацию — где животное сейчас? Куда мигрирует? Где образует скопления?
«Поймала себя на мысли, что в последние лет пять только и делаю, что расставляю различные ловушки, капканы, сетки и петли. Все это безопасно для животных. Почему мы это делаем?
Телеметрия (дистанционное слежение) — научный прорыв в изучении диких животных. Это неинвазивный и экономный способ получить очень много нужной информации - где животное сейчас? Куда мигрирует? Где образует скопления? Без телеметрии невозможно представить современную охрану природы.
Для чего еще мы ловим? Когда сложно изучить визуально. Скажем, мелких и скрытных животных, с расстояния которых не определишь и не посчитаешь. Раньше зоологами практиковался отлов с изъятием из природы (для дальнейшего изучения, зоомузеев). Сейчас все чаще используется живоотлов — например, в экологии, где часто нужно только определить вид, изъятие из природы просто неоправданно».
В настоящее время савка входит в список исчезающих видов. Она охраняется Конвенцией по мигрирующим видам (Боннская конвенция) и Конвенцией по международной торговле редкими и угрожаемыми видами.
В Казахстане савке присвоен наивысший охранный статус: вид включен в Красную книгу и его незаконная добыча влечет за собой уголовную ответственность.
«Причины резкого падения численности — интенсивные методы ведения сельского хозяйства. Казахстан располагает большим количеством нетронутых местообитаний этого вида, которые все еще можно сохранить», — уверена Кошкина.
Огромную роль в исчезновении этих птиц также сыграли браконьерство, потеря мест обитания и гибель в рыболовных сетях. И помочь диким животным, увы, некому.
«В Казахстане нет центров помощи пострадавшим диким животным. Есть природоохранные организации, зоозащитные (группы волонтеров или приюты, которые помогают бездомным животным), есть зоопарки и питомники (частные и государственные). Вся помощь отдельным диким животным, попавшим в беду — это чистое волонтерство. Профессионально этим, к сожалению, никто не занимается.
Зоозащитные и природоохранные организации могут обычно помочь определить вид, подсказать, как ухаживать и куда обратиться дальше. Иногда удается пристроить куда-то в зоопарк, питомник или приют. Но вы должны быть готовы заморочиться и сделать некоторые действия для этого сами. Если времени и желания на это нет, то лучше не трогать животное вообще — легче ему от такой помощи не станет», — подчеркивает девушка.