Почти полтора года прошло после авиакатастрофы в Казахстане, которая унесла жизни 12 человек, покалечила более 65 людей. Несмотря на то что миновали месяцы, трагедия отдается тяжелым эхом — до сих пор ведутся судебные тяжбы по возмещению материального ущерба. На сегодняшний день страховой компанией Amanat выплачено пострадавшим при крушении самолета почти 150 млн тенге. Однако еще не все получили компенсации, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
Декабрь 2019 года. Для тех, кто находился на борту Fokker-100, предновогодние хлопоты свелись к походам к психотерапевтам. Ольга Девичинская, которая вместе с супругом была на том злосчастном рейсе, тоже обращалась к специалистам. Правда, не в первые дни после трагедии, а позже. В итоге психологическая травма так и осталась неизлеченной. Если бы ей оказали необходимую помощь в тот же день, то, возможно, сегодня дела с душевным здоровьем обстояли бы лучше.
«27 декабря мы с супругом планировали вылететь в Нур-Султан по делам. Дома осталась 11-летняя дочь. Представляете, какой она испытала шок, когда узнала о случившемся?! Она даже сейчас говорит мне: «Мама, мы не полетим ни на каком самолете, ты что!» У меня у самой остался страх. Знаете, я сейчас глаза в небо не поднимаю, а когда слышу гул самолетов, начинается истерика», — с дрожью в голосе говорит Ольга Девичинская.
Читайте также: «Я сам за них за всех отсижу»: Глава Bek Air готов понести наказание за крушение самолета в Алматы (ВИДЕО)
По воспоминаниям алматинки, она с супругом последней покидала место трагедии, так как муж помогал вытаскивать людей. Когда их привезли в здание аэропорта, к ним никто не подошел — ни представитель авиакомпании, ни психолог. Как только появилась возможность, Ольга с мужем уехали на такси домой.
«Помнится, в первые дни трагедии президент Казахстана сказал, что всем пассажирам будет оказана материальная поддержка. Потом стало известно, что компенсацию получат только те, кто тяжело пострадал. Разве это нормально? Я неоднократно писала главе государства и говорила, что раз вы дали разрешение работать этой компании, почему сейчас не участвуете в разрешении ситуации. Приходят только отписки. Мол, обращайтесь к судебному исполнителю. Но воз и ныне там. Нам не то что никакую компенсацию не выплатили, но и деньги за билеты не вернули (76 тыс тенге — прим. NT). Из всех пассажиров того борта нас, кому не вернули деньги, осталось 15-20 человек. Я посчитала. Это, грубо говоря, 1,5-2 млн тенге. Неужели у государства нет этих денег, чтобы рассчитаться с нами? Просто все забыли. Прошло больше года. Мы остались один на один со своими проблемами, психологическими травмами», — добавляет собеседница.
Жительница Алматы выражает обиду властям Казахстана, поскольку считает, что, как и другие налогоплательщики, имеет право на поддержку со стороны государства.
«Обидно, что государство так относится к нам. Мы такие же граждане, как и все, платим налоги. Просто про нас забыли. Перед нами даже не извинились. Когда была годовщина, никто нигде не выступил. Никому ничего не надо. Сегодня о том страшном дне нам напоминают и сообщения на телефоне с текстом «Судебное заседание перенесено». Ссылаются на пандемию. Такое ощущение складывается, что просто тянут время. Государство поступило не должным образом. Если бы всем сделали выплаты, компенсацию, возместили материальный и моральный ущерб, то у нас и обид бы не было», — резюмирует Ольга Девичинская.
Читайте также: Пострадавшая при крушении самолета Bek Air обратилась к казахстанцам
Прошло больше года с момента крушения, казалось бы, можно уже поставить точку в той трагедии. Но нет. До финальной развязки, кажется, еще далеко. Между тем профильное ведомство МИИР РК сообщает, что комитет по защите прав потребителей министерства торговли и интеграции РК обратился в суд для защиты прав пассажиров самолета Bek Air. Всего подано пять исковых заявлений.
«На сегодняшний день рассмотрение первых четырех исков завершено судом первой и апелляционной инстанций. Решения суда вступили в законную силу. Пятое исковое заявление находится на рассмотрении в суде первой инстанции», — добавили в комитете гражданской авиации МИИР РК.
Также в ведомстве отмечают, что формируется дополнительный список пассажиров для подачи иска в суд на авиакомпанию Bek Air.
«Если еще остались пассажиры, которым не вернули деньги за билеты, то им необходимо заполнить установленную форму заявления для подачи иска в суд и обратиться в комитет по защите прав потребителей. Добавим, что в случае отказа в возврате денежных средств человек, имеющий билет авиакомпании Bek Air, вправе самостоятельно обратиться в суд по месту жительства», — информирует МИИР РК.
Страховая компания же сообщила, что по страховому случаю с самолетом авиакомпании Bek Air произведены выплаты в размере 149 млн 659 тысяч тенге.
«Мы произвели 9 выплат семерым погибшим пассажирам, у которых находились лица на иждивении. Всем погибшим пассажирам произведены выплаты на погребение. Также осуществили выплаты трем пассажирам в связи с установлением инвалидности. Кроме того, реализованы выплаты в качестве возмещения за медицинские расходы», — сообщил начальник отдела страховых выплат АО «Страховая компания Amanat» Алексей Магдин.
Читайте также: «Почему осталась я?»: Воспоминания казахстанки, пережившей крушение самолета Bek Air
При этом представитель компании подчеркнул, что процесс осуществления выплат пострадавшим в катастрофе с участием самолета авиакомпании Bek Air все еще продолжается, так как некоторые пострадавшие проходят лечение, период реабилитации.
«В связи с этим трудно назвать конкретную дату, когда все пострадавшие получат возмещение, так как сроки лечения и реабилитации у разных пассажиров составляют разное время. После прохождения лечения пострадавшие предоставляют документы компании Amanat, подтверждающие расходы на лекарства и/или медицинские услуги (требование закона), после чего мы в наиболее кратчайшие сроки возмещаем эти суммы», — поясняет Алексей Магдин.
Добавим, что ответственность владельца транспортного средства Fokker-100 была застрахована в Amanat по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами. Согласно законодательству, по данному случаю предусмотрены следующие виды выплат:
— пассажиры, получившие увечье, травму или иное повреждение здоровья без установления инвалидности, имеют права получить выплаты до 200 МРП в размере фактических расходов на амбулаторное или стационарное лечение;
— пассажиры, которым установлена инвалидность (I группа инвалидности — 5000 МРП, II группа инвалидности — 3500 МРП, III группа инвалидности — 2500 МРП, ребенок-инвалид — 5000 МРП);
— лица, которые находились на иждивении погибших пассажиров. Размер выплаты составляет 5000 МРП;
— выплаты в размере 100 МРП лицу, осуществившему погребение потерпевшего;
— выплаты за вред, причиненный имуществу, если вина перевозчика, то есть авиакомпании Bek Air, будет доказана. Выплаты осуществляются в размере причиненного вреда, но не более 250 МРП.
Относительно возврата билетов в Amanat сообщили, что нормы закона («Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами») не предусматривают осуществление страховой выплаты по требованиям пассажиров о возмещении вреда, причиненного вследствие неисполнения обязательств перевозчиком (т.е. авиакомпанией Bek Air) по перевозке пассажиров (отмена рейсов), которые понесли убытки в виде оплаченных авиабилетов.
«Согласно законодательству, выплата по данному виду страхования осуществляется только по возмещению вреда, причиненного жизни, здоровью пассажиров, а также за вред их имуществу (багаж и вещи, находящиеся при пассажире), который был утрачен, поврежден и/или испорчен во время перевозки. Таким образом, согласно законодательству, страховая компания Amanat не может осуществлять страховые выплаты за билеты, так как данный случай не предусмотрен законодательством в качестве страхового случая», — резюмирует Магдин.
Что получается? Трагедия, черными нитями вписанная в историю гражданской авиации, до сих пор напоминает о себе. А неисполнение судебных исков вызывает у пассажиров того рейса не просто обиду, а порождает недоверие к казахстанской власти, которая оставила людей наедине со своими проблемами.
Напомним, 27 декабря 2019 года в 07.22 самолет рейсом №Z2100 авиакомпании Bek Air по направлению Алматы — Нур-Султан при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. На борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа.
На брифинге в СЦК 10 января 2020 года заместитель премьер-министра РК Роман Скляр сообщил, что основной версией авиакатастрофы на данный момент считается обледенение воздушного судна.
Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) отозвала код обозначения и префикс кода казахстанской авиакомпании Bek Air.
Позже в комитете гражданской авиации назвали основные проблемы авиакомпании Bek Air.
20 января авиационная администрация Казахстана сообщала о промежуточных результатах проверки и выявленных на тот момент нарушениях.
26 февраля авиационная администрация Казахстана завершила внеплановую проверку по соблюдению требований безопасности.
Между тем в КГА сообщили, что в связи с тем, что авиационная администрация Казахстана отозвала сертификаты эксплуатанта и летной годности воздушных судов АО «Бэк Эйр», возник ряд вопросов о будущей деятельности авиакомпании и возврата пассажирам денег за ранее выкупленные билеты. Поэтому в комитете обещали помочь трудоустроиться оставшимся без работы сотрудникам.