Столичная компания Yarko производит очистительную продукцию на протяжении девяти лет. За этот период предприятие пережило экономический кризис, пандемию и инфляцию. Несмотря на трудности, компания продолжает производство и реализацию своего товара в Павлодаре, Кокшетау, Караганде и Нур-Султане. Пока кредиты и дороговизна сырья не позволяют им нарастить мощности. По словам руководителя Аслана Смаилова, сейчас в бизнесе много проблем и помощь отечественному производителю никто не оказывает, но, несмотря на это, уходить с рынка они не планируют. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» побывала на производстве и узнала о дальнейших планах компании. Подробнее — в фоторепортаже.
Проблем у компании Yarko немало. Однако бизнесмен Аслан Смаилов не унывает.
«Я начинал сам: варил, возил. Цеха в аренду брали много раз, пока не купили в кредит 600 кв. метров. У нас кредит на базу, «оборотку», за сырье должны, нам тоже должны. Если ты что-то производишь и хочешь продать, то ты должен это дать в долг под реализацию. Своим оптовым клиентам я даю, потом они что-то дозаказывают, что продали — оплачивают, и товар моих клиентов практически всегда лежит, и это деньги держит. Это первый момент. Второй момент — при производстве нужно, чтобы было достаточно сырья. Допустим, мы продали 100 бутылок в день, такого нет, что мы пошли и 100 штук тары приобрели. Мы должны покупать тысячами. Тару берем в России и Украине. Но город Луцк бомбят сейчас. Мы берем там тару для порошков, 4- и 6-литровые — для кондиционеров. Они приемлемого качества, у нас в Казахстане такие не делают. В Новосибирске берем канистры. У них качество хорошее. То есть мы разливаем тонну готовой продукции, это 200 литровых канистр. Если мы будем брать алматинские, то 5-6 дырявых попадется», — рассказывает руководитель компании.
Сейчас компания приобретает сырье в Китае, Иране, Египте, Корее и странах Европы. Но в связи с экономической и постпандемической ситуацией в мире, особенно инфляцией, стоимость сырья и тары выросла практически на 100%. Это значит, что, реализовав товар из прошлогоднего сырья, им придется поднять цены на новую партию.
«В пандемию у нас на производстве работало 19 человек, а сейчас восемь. Мы сократили, потому что продажи упали. Были проблемы с сырьем, сейчас есть, но оно подорожало в два раза. Основное сырье для мыла мы покупали по 850 тенге за килограмм, сейчас оно стоит 1500. Мы могли бы шагать еще быстрее, еще масштабнее, но у нас технологического оборудования нет, склада нет, сырье напрямую покупать не можем — нужно покупать контейнерами, у нас таких средств нет», — делится наболевшим Аслан Смаилов.
Помимо этого, повышается стоимость тары, а также ее транспортировки.
«Нам удобен ЕАЭС, потому что нет растаможки. К примеру, если я везу из Украины, то это дорого. Я покупаю тары на 12 тыс долларов, 5 тыс плачу за доставку, чтобы привезти фуру, которую я купил за 12 тыс. У меня себестоимость продукции получается только на доставке, еще 50% — от стоимости тары. Мы привозим сюда. Машина заезжает на склад временного хранения. Платим 30 тысяч, потом процедура растаможки — 30 тыс, сертифицируем — 50 тыс. Этикетки я тоже покупаю в России. Берем много: на каждый вид у нас 60 с лишним позиций, мы должны заказывать впрок по 3-5-10 тыс. Производство предполагает, что у нас деньги лежат в сырье, клиентам мы даем под реализацию в долг. Нам тяжело продавать. Здесь по бытовой химии — 99% не казахстанские товары. Все отечественные производственники закрывают 1% рынка. Основные продажи — объемная тара, пятилитровые. Малолитражки у нас неконкурентные, так как мы не имеем технологического оборудования, все делаем вручную. Работник за смену делает тысячу литров средства для посуды или мыла», — посвящает нас в производственный процесс руководитель компании.
По словам Аслана, сейчас они производят в месяц в среднем 30-40 тонн продукции, но намерены увеличить обороты производства продукции уже этим летом.
«В начале бизнеса я сварил четыре тонны — две тонны мыла и две тонны средства для посуды, это 800 пятилитровых бутылок. Я три месяца не мог продать товар — очень тяжело было зайти на рынок. Есть такой стереотип, что если казахстанское — значит некачественное. По крайней мере, тогда было, сейчас, конечно, уже не так. У нас появился опыт, качество выдерживаем, стандарты, сейчас мы варим в день четыре тонны. И можем больше», — уверенно говорит Аслан Смаилов.
Сейчас компания производит более 60 наименований очистительных средств для посуды, стиральные порошки, мыло и очистители для окон, полов и труб. Однако для розничной торговли продукт пока не готов — сейчас на казахстанском рынке много конкурентов. Решить вопрос с реализацией Смаилов пытался в акимате.
«Во-первых, меня не пустили: вышел специалист, что-то мне объяснил, сказал, пишите-пишите. А пишешь им, от этого толку нет. Неделю мы сидели без света — здесь кабель перегорел, а мы запитаны от соседа в КТП. Чтобы метр кабеля поменять, заплатили 900 тыс тенге. Эту сумму на трех потребителей и разделили. Монополист — это значит, что ты должен электричество до своего счетчика сам протащить», — делится проблемами мужчина.
Пока справляется с возникающими задачами бизнесмен самостоятельно. Во время локдауна, к примеру, производителю удалось удержать бизнес на плаву благодаря переориентированию линейки выпускаемой продукции.
«Во время карантина закрыли все предприятия, у нас мыло вообще встало. На тот момент мы работали только с общепитом, бизнес-центрами. Они закрылись, на «удаленку» ушли, соответственно, наш товар тоже встал. Все начали нам звонить, антисептики спрашивать. А мы весной готовим средство для мытья фасадов — стеклоочистители. Заранее покупаем триггеры, спирт, и у нас был запас изопропилового спирта. Мы сделали базовую рецептуру. Получился качественный продукт, и мы начали делать антисептик. За счет антисептика здорово продержались», — не теряет оптимизма Смаилов.