Сегодня, 19 января, все православные отмечают Крещение Господне. По традиции для очищения необходимо троекратно окунуться в ледяную купель. Несмотря на национальность и вероисповедание, некоторые казахстанцы принимают участие в крещенских купаниях целыми семьями. А если еще и место окутано легендами и невероятными историями, то становится еще привлекательнее. Так, неподалеку от Семея есть место, которое уже на протяжении 300 лет привлекает людей. О Святом ключе — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаевой.
Каждый населенный пункт имеет свою историю — задокументированную, изданную и переизданную. Хотя знакомиться с местностью намного увлекательнее посредством легенд и мифов, передаваемых из уст в уста, из поколения в поколение.
Люди приезжают сюда круглый год, чтобы набрать воды, побыть наедине с природой. А полюбоваться здесь есть чем: окрестности Святого ключа и Старой крепости — одно из самых живописных мест Прииртышья. Неудивительно, что здесь уже много лет пролегает туристический маршрут «Святой ключ».
К слову, краеведы провели анализ воды, который подтвердил: жидкость в Святом ключе абсолютно чистая, не содержит каких-либо примесей, тяжелых металлов. А горожане предпочитают думать, что в той воде есть мизерная взвесь серебра, что и делает ее целебной. И практически в каждом доме Семея есть емкость, в которой хранится вода из целебного источника.
Однако туристы не только любуются живописными пейзажами речной поймы, но и знакомятся с многообразием лекарственных растений, произрастающих в верховьях Иртыша. Вдоль седого Иртыша простираются березовые рощи, сосновый ленточный бор подходит прямо к крутым песчаным берегам реки. А еще в окрестностях Старой крепости растет многовековая ива. Существует поверье, что под ее кроной в свое время прогуливался первостроитель Семипалатинска — капитан Иван Андреев.
Здесь также можно прямо на тропе повстречать шустрого зайца, рыжую лису и даже волка. А белки здесь и вовсе ручные, совершенно не боятся людей и ждут не дождутся, когда гости из города дадут им лакомство. По словам краеведов, в этих местах люди жили еще в эпоху неолита. Об этом говорят находки каменных орудий труда и обожженных костей животных, разрубленных рукой человека. Их время от времени выбрасывает на берег Иртыша маленькая подземная речка, расположенная неподалеку от святого источника. Значит, это таинственное, сакральное место притягивает людей даже не века, а, возможно, тысячелетия…
Семейчане с особым пиететом относятся к истории Святого ключа. В далеком 1719 году из Тобольска вверх по Иртышу отправилась экспедиция под руководством гвардии майора Ивана Лихарева, целью которой было обустройство прииртышских крепостей. Кроме припасов и воинского снаряжения, экспедиция везла с собой и копию чудотворной иконы Абалацкого монастыря «Знамение Пресвятой Богородицы». Согласно легенде, корабли, проходя мимо Семипалатинской крепости, вопреки всем законам физики, неожиданно встали и не слушались лоцманов, пока кто-то не догадался, что это знак свыше оставить икону в крепостной церкви. В 1740 году главная святыня Семипалатинского форта загадочным образом исчезает, и самое пристрастное следствие не может выяснить причину происшествия. Однако через некоторое время икона при не менее загадочных обстоятельствах вновь возвращается к людям.
Некий семипалатинский татарин, возвращаясь домой из гостей, заблудился в лесу. Стемнело, и путнику стало не по себе, поэтому, увидев среди деревьев огонек, он побежал к нему что было сил. В распадке на стволе тополя висела иконка, под ней горела свечка, а вблизи из обрыва бил холодный ключ. Осмотревшись, мужчина сообразил, где находится, и вскоре добрался до крепости. Там он сообщил о находке, и казаки поспешили за святыней. Легенда уточняет, что свеча под иконой обжигала всех, кто пытался до нее дотянуться, и только тот самый татарин сумел безболезненно снять икону. С тех пор ключ и получил название Святого, а семипалатинцы при пересказе легенды неизменно подчеркивают интернациональную суть этого явления природы.
В 1777 году местоположение Семипалатинской крепости меняется, а первым зданием, построенным по новому адресу, становится Знаменский собор, куда и была перенесена чудотворная икона, освятившая своим присутствием весь город. Рассказы о ней и необычном водном источнике были популярны далеко за пределами региона, поэтому в 1855 году военным чиновником Свидерским над ключом был устроен деревянный навес в виде часовни для паломников, в большом числе приходящих к Святому ключу. Под навесом были выставлены иконы и между ними, разумеется, копия Семипалатинско-Абалацкой иконы «Знамение Пресвятой Богородицы». Здесь же хранилась тетрадь, в которую заносились свидетельства о чудесных исцелениях. Но однажды во время сильного пожара навес и все находящиеся под ним вещи и записи сгорели.
Однако недаром говорят, что свято место пусто не бывает. В конце 80-х годов XIX века павлодарский купец Артемий Деров построил над ключом изящную деревянную часовню, а трудами семипалатинского купца второй гильдии Федора Плещеева здесь возникла каменная церковь. Построена она была в 1870 году с разрешения епископа Томского и Семипалатинского Преосвященного Платона. Правда, позже выяснилось, что с каменным материалом строители поспешили, так как песчаный берег вызывал постоянные колебания, и с течением времени на стенах церкви стали появляться трещины. В 1900 году она была разобрана, а на ее месте выстроена церковь деревянная.
Но все эти пертурбации количества паломников не снижали, и для размещения богомольцев около Святого ключа на частные пожертвования возвели летние бараки. Ежегодно 7 (21) июля в Семипалатинске совершался крестный ход из города на Святой ключ. Он проходил при огромном стечении народа с участием всего городского духовенства, армии. Военные оркестры играли «Коль славен наш Господь...», на пристанях служился молебен, что превращало религиозное действо в настоящий общегородской праздник.
С 1902 года на Святой ключ перебирается Миссионерская Знаменская женская община. Монахини вели активный образ жизни: своими силами сеяли хлеб, мололи муку, ткали холсты, укрепляли иртышские берега. Рядом с ними трудились лишь трое мужчин — два священника и помощник по хозяйству Ананий Корнеев, чей потомок, кстати, до сих пор проживает вблизи Святого ключа. Кроме того, монахини занимались воспитанием брошенных детей, которых собирали по всем окрестным аулам и селам. И никто не разбирал, чьи это были дети, какого роду-племени, какого вероисповедания. Главное, чтобы сироты не умерли голодной смертью. Девочек (монастырь-то был женский) растили, учили основам грамоты, домоводству. И самое главное, в чем сходятся все исследователи, никому из воспитанниц не навязывалось насильно крещение. Дети по достижении 14 лет выбирали вероисповедание сами.
Эта мирная жизнь под сенью древних сосен закончилась в 1921 году. Вот что писала газета «Степная правда» 8 марта: «Состоялось второе заседание 27 февраля сего года межведомственной комиссии по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства под председательством т. Власова. Главными вопросами являлись: ликвидация женского монастыря на Святом ключе, о свечной торговле в церквях, о привлечении местного духовенства к общегражданской трудовой повинности и пр. Женский монастырь считать упраздненным, церковь при нем передается группе православных граждан, а все постройки его с инвентарем передать коммунотделу. Духовенство привлекать к трудовой повинности с известными ограничениями, указанными центром, и в свободное от церковных служб время».
Еще одна местная легенда рассказывает, что примерно за два месяца до закрытия монастыря одна из послушниц увидела в церкви яркий свет, шедший от иконы «Знамение Пресвятой Богородицы». Испуганные служительницы сообщили о видении настоятельнице монастыря игуменье Екатерине, на что та ответила: «Знать, нам здесь не жить». Сама матушка-настоятельница Екатерина Иванюк разделила судьбу обители. В августе 1937 года ее арестовали, позже расстреляли. Место ее погребения неизвестно.
Разорение церквей под лозунгом борьбы с голодом не миновало и Святоключевскую обитель. В апреле 1922 года в церкви на Святом ключе изъяли все ценности. Церковь разобрали на бревна и перевезли в Старую крепость, где они и пролежали до сожжения неизвестными.
Сегодня семейчане не только посещают Святой ключ, но и хранят память о монастыре, о монастырской церкви. Внук бывшего мельника монастыря Владимир Корнеев привез из кедрового питомника маленький саженец и посадил его как раз там, где находилась монастырская церковь. Теперь этот кедр уже дает шишки, белки лакомятся орешками, и невдомек многим сегодняшним посетителям ключа, что кедр-то непростой. Раз уж заговорили о деревьях, то легендарный тополь, на котором в 1740 году обнаружилась чудотворная икона, более не существует — его буквально сгрызли паломники, так как считалось, что его кора полезна для здоровья и даже исполняет желания. А вот традиция проведения крестных ходов постепенно возрождается, и с каждым годом количество участников растет.
Несколько летних сезонов на раскопках монастыря работала школьная археологическая экспедиция под руководством энтузиастов своего дела — Валерия Колбина и Александра Долгушева. Было точно определено место часовни над ключом, обнаружены остатки монастырских подвалов. Их стены клались из сланца на известковом растворе с добавлением яиц, что придавало строению особую прочность. Интерес участников экспедиции вызвала находка фрагмента стеклянной бутылочки с изображением Абалацкой иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» и надписью «Святой ключ». Позднее одна из прихожанок Воскресенского собора передала аналогичную бутылочку в неповрежденном виде. Где их делали, сохранились ли другие, предстоит выяснить краеведам.
Фото Анатолия Тернова