пятница, 27 января, 2023
icon
461.37
icon
502.62
icon
6.69
Алматы:
icon
-1oC
Астана:
icon
-12oC
Подпишитесь на нас:

Легенды и 300-летняя история Святого ключа близ Семея

Сегодня, 19 января, все православные отмечают Крещение Господне. По традиции для очищения необходимо троекратно окунуться в ледяную купель. Несмотря на национальность и вероисповедание, некоторые казахстанцы принимают участие в крещенских купаниях целыми семьями. А если еще и место окутано легендами и невероятными историями, то становится еще привлекательнее. Так, неподалеку от Семея есть место, которое уже на протяжении 300 лет привлекает людей. О Святом ключе — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаевой.

Легенды и 300-летняя история Святого ключа близ Семея

Фото Анатолия Тернова

Каждый населенный пункт имеет свою историю — задокументированную, изданную и переизданную. Хотя знакомиться с местностью намного увлекательнее посредством легенд и мифов, передаваемых из уст в уста, из поколения в поколение.

Люди приезжают сюда круглый год, чтобы набрать воды, побыть наедине с природой. А полюбоваться здесь есть чем: окрестности Святого ключа и Старой крепости — одно из самых живописных мест Прииртышья. Неудивительно, что здесь уже много лет пролегает туристический маршрут «Святой ключ».

К слову, краеведы провели анализ воды, который подтвердил: жидкость в Святом ключе абсолютно чистая, не содержит каких-либо примесей, тяжелых металлов. А горожане предпочитают думать, что в той воде есть мизерная взвесь серебра, что и делает ее целебной. И практически в каждом доме Семея есть емкость, в которой хранится вода из целебного источника.

Однако туристы не только любуются живописными пейзажами речной поймы, но и знакомятся с многообразием лекарственных растений, произрастающих в верховьях Иртыша. Вдоль седого Иртыша простираются березовые рощи, сосновый ленточный бор подходит прямо к крутым песчаным берегам реки. А еще в окрестностях Старой крепости растет многовековая ива. Существует поверье, что под ее кроной в свое время прогуливался первостроитель Семипалатинска — капитан Иван Андреев.

Здесь также можно прямо на тропе повстречать шустрого зайца, рыжую лису и даже волка. А белки здесь и вовсе ручные, совершенно не боятся людей и ждут не дождутся, когда гости из города дадут им лакомство. По словам краеведов, в этих местах люди жили еще в эпоху неолита. Об этом говорят находки каменных орудий труда и обожженных костей животных, разрубленных рукой человека. Их время от времени выбрасывает на берег Иртыша маленькая подземная речка, расположенная неподалеку от святого источника. Значит, это таинственное, сакральное место притягивает людей даже не века, а, возможно, тысячелетия…

Семейчане с особым пиететом относятся к истории Святого ключа. В далеком 1719 году из Тобольска вверх по Иртышу отправилась экспедиция под руководством гвардии майора Ивана Лихарева, целью которой было обустройство прииртышских крепостей. Кроме припасов и воинского снаряжения, экспедиция везла с собой и копию чудотворной иконы Абалацкого монастыря «Знамение Пресвятой Богородицы». Согласно легенде, корабли, проходя мимо Семипалатинской крепости, вопреки всем законам физики, неожиданно встали и не слушались лоцманов, пока кто-то не догадался, что это знак свыше оставить икону в крепостной церкви. В 1740 году главная святыня Семипалатинского форта загадочным образом исчезает, и самое пристрастное следствие не может выяснить причину происшествия. Однако через некоторое время икона при не менее загадочных обстоятельствах вновь возвращается к людям.

Некий семипалатинский татарин, возвращаясь домой из гостей, заблудился в лесу. Стемнело, и путнику стало не по себе, поэтому, увидев среди деревьев огонек, он побежал к нему что было сил. В распадке на стволе тополя висела иконка, под ней горела свечка, а вблизи из обрыва бил холодный ключ. Осмотревшись, мужчина сообразил, где находится, и вскоре добрался до крепости. Там он сообщил о находке, и казаки поспешили за святыней. Легенда уточняет, что свеча под иконой обжигала всех, кто пытался до нее дотянуться, и только тот самый татарин сумел безболезненно снять икону. С тех пор ключ и получил название Святого, а семипалатинцы при пересказе легенды неизменно подчеркивают интернациональную суть этого явления природы.