вторник, 19 марта 2024 г.
icon
449.3
icon
489.69
icon
4.89
Алматы:
icon
9oC
Астана:
icon
-3oC
1xadv
×

Новые доказательства или укрывательство? Что происходит в суде по делу об «Астана LRT»

Чтобы объяснить логику заключения экономического специалиста по делу об «Астана LRT», суду приходится прибегать к сбору новых доказательств и другим сомнительным вещам, передает автор ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых. Так, в ходе допроса специалиста ДВГА Кабдоллы Хамитова судья Виктория Семенова решила «пригласить» на процесс бухгалтера, чтобы он рассказал, почему акты сверок не бьются с актами выполненных работ. Возражения защиты на такие действия суда были отклонены «как необъективные и необоснованные».

Фото ИА «NewTimes.kz»
Фото ИА «NewTimes.kz»

Напомним, в СМУС Астаны проходит разбирательство по делу об «Астана LRT». Девять человек в составе группы обвиняют в хищении 5,8 млрд тенге. Подсудимые в свою очередь настаивают, что хищений не было, а все проекты готовились в рамках закона и поручений правительства. Более того, ряд документов указывает, что 90% денег, выделенных под проектирование линий ЛРТ и БРТ, были перечислены ведущим иностранным компаниям в области инжиниринга. Они были консультантами по проекту и руководили работой. Но официальных представителей компаний все еще не допросили, а всех собак вешают на подрядные и субподрядные организации, а также чиновников средней руки столичного акимата.

Все обвинение строится на показаниях чиновников и сотрудников «Астана LRT», большинство из которых по делу проходили как подозреваемые, и заключении специалистов (чья квалифицированность вызывает сомнения у защиты и автора). Один их них — Кабдолла Хамитов. Он государственный аудитор, работающий в департаменте внутреннего государственного аудита (ДВГА). В своих выводах он подтверждает завышение стоимости проекта. Однако в суде выяснилось: специалист исследовал не все акты сверок, ограничился представленными документами, не запрашивая дополнительные, ничего не понимает в строительных проектах.

Когда его допрос зашел в тупик, а сам Хамитов стал сыпать предположениями о том, что цифры не бьются из-за подлога или того, что акты выполненных работ подписывали задним числом, судья Семенова решила позвать на помощь бухгалтера ТОО «Астана LRT» (компания, которая на данный момент считается потерпевшей стороной).

«Появится бухгалтер и даст какие-то пояснения по актам сверок и счетам-фактурам, — высказалась судья после того, как адвокаты негативно отреагировали на ее предложение. — Адвокаты, ваши возражения отклонены. Не затягивайте процесс, давайте продолжим».

При этом Виктория Семенова «попросила» адвокатов и подсудимых не задавать Хамитову вопросы об этих документах до тех пор, пока в зал судебных заседаний не прибудет бухгалтер. Вроде как сам он все равно ответить не сможет, а задавать одни и те же вопросы и бухгалтеру, и специалисту судья запретила.

Адвокат Нурлан Оразалин обратил внимание суда на то, что бухгалтер является стороной обвинения, а значит, его показания будут считаться дополнительным доказательством. Кроме того, сторона защиты недоумевала: почему за специалиста, который самостоятельно сделал выводы в своем заключении, должен отвечать на вопросы кто-то другой?

— Обвинение не может предоставлять дополнительные доказательства, в том числе путем допроса бухгалтера. Оно ограничено материалами дела, которые предоставлены суду. На каком основании мы сейчас должны допросить бухгалтера? Защита не ходатайствует об этом, — обратился к суду защитник.

— А это решение принято судом. Я хочу напомнить вам о том, что… — начала отвечать ему судья, но адвокат ее перебил.

— А суд же не имеет права самостоятельно собирать доказательства по УПК.

— Вы не имеете права перебивать суд. Есть требования статьи 24 УПК, связанные с вопросами достаточности исследования доказательств. Поскольку адвокат Балпыков поднимает вопросы, связанные с актами сверок, счетами-фактурами, суд считает необходимым, чтобы в этой части пояснения дал именно бухгалтер. И в данной ситуации требования уголовно-процессуального кодекса никак не нарушаются. И чтобы не затягивать процесс, суд предложил стороне защиты подсудимых продолжить дальше, — ответила ему судья.

Стоит отметить, бухгалтер все же не появился в зале судебных заседаний. Ему переслали ссылку на онлайн-конференцию, и бухгалтер даже подтвердил ее получение, но на связь с судом так и не вышел.

Позже в суде случился очередной скандал: суд во время допроса Кабдоллы Хамитова решил огласить заключение другого специалиста (Хасена). Свои действия Виктория Семенова мотивировала тем, что оба заключения имеют отношение к договору №58. Защита возражала, напоминая, что суд уже установил порядок допроса и следующим должен допросить в суде специалиста Хасена (специалист по строительству КазНИИСА), а значит оглашать заключение без него преждевременно, «неуместно и нелогично».

«Я так понимаю, что Хасена не будет, и сейчас суд, забегая вперед и пользуясь моментом, намерен огласить заключение Хасена. Считаю, что нужно завершить исследование заключения Хамитова, а в дальнейшем пригласить для допроса специалиста Хасена, и в его присутствии зачитать его заключение, чтобы он мог ответить на свои вопросы», — высказала свое мнение в суде адвокат Хамида Айткалиева.

Кроме того, защита отметила, что при обсуждении договора №58 было бы логичнее пригласить в суд специалиста Салтанат Ныгметжанову. Вот только суд не посчитал нужным сделать это и освободил ее от обязанности отвечать на вопросы адвокатов.

«Вы нам отказали в исследовании ее заключения по договору №58, тогда как именно из приложения к ее отчету видно движение денег от MG-pro (название консорциума) в TIPSA (испанская компания). Складывается такое впечатление, что суд не желает исследовать и выяснить, что в дальнейшем 99% средств со счета MG-pro убыло в TIPSA. И сейчас, когда заключение Ныгметжановой было бы уместно исследовать, вы нам отказываете», — добавила Хамида Айткалиева.

Суд, выслушав мнение сторон, решил огласить заключение отсутствующего на процессе специалиста. Удивительно, но, вынося такое решение, Виктория Семенова сослалась на адвокатов, которые якобы в своих возражениях поддержали ее точку зрения.

«Все-таки суд услышал определенную логику некоторых адвокатов, понимание, почему ставится вопрос об оглашении заключения Хасена, что он касается договора №58. Не зная, что говорят адвокаты, они понимают, почему суд поставил этот вопрос об оглашении заключения Хасена именно по этому договору», — сказала судья и добавила, что вопрос о допросе специалиста Хасена в уголовном процессе она решит позже.

К слову, после оглашения заключения, за что так яростно выступало обвинение, вопросов у прокурора и потерпевшей стороны не возникло (что неудивительно). Кто-то озвучил вопрос: «А зачем вы тогда оглашали заключение именно сейчас?» Но ответа на него не последовало. Защита не стала задавать вопросы по оглашенному документу только для того, чтобы их не лишили права допросить специалиста Хасена в будущем.

Стоит отметить, что на данный момент допрос этого специалиста так и не состоялся, хотя решение о его вызове в суд было принято заранее. Как пояснила сторонам судья Виктория Семенова, дело в том, что Хасен находится в командировке, а потому не может явиться в суд. Как долго продлиться его рабочая поездка — неизвестно. Заседания продолжаются.

Все материалы о ходе судебного разбирательства по делу об «Астана LRT» читайте здесь.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 1
Сочувствую 0
Возмутительно 0