Впервые в жизни Федор Михайлович Достоевский сфотографировался именно в Семипалатинске. Классик мировой литературы не любил фотографироваться, а в музее Достоевского в Семее сохранились самые первые снимки писателя. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева узнала интересную историю о первой фотосессии Федора Михайловича.
К 1850 годам фотоискусство только начало свой путь по странам Европы. В конце 50-х годов позапрошлого столетия в Семее заработал первый фотосалон. Его открыл приехавший из Томской губернии Соломон Лейбин, который и стал первым фотографом писателя. Хотя сам классик скептически относился к фотоискусству и даже вложил в уста одного из героев романа «Подросток» такие слова:
«Фотографические снимки выходят редко похожими. И это понятно. Сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает основную черту свою, свою самую характерную мысль. Фотография же застает человека как есть. Возможно, что Наполеон в иную минуту вышел бы глупым, а Бисмарк нежным».
Но, несмотря на скептицизм, сохранилось очень много снимков писателя. Примечательно, что самые первые находятся в экспозиции музея Федора Михайловича.
«Самая первая сохранилась, к сожалению, лишь в переснимках. Местонахождение оригинала до сих пор неизвестно. В первом номере журнала «Исторический вестник» за 1885 год были опубликованы воспоминания о Достоевском Зинаиды Артемьевны Сытиной — дочери Гейбовича — ротного командира, под началом которого служил Достоевский в Семипалатинске, — рассказывает и. о. заведующего научно-экспозиционным отделом литературно-мемориального музея Достоевского Семея Алла Белякина. — Тогда вместе с воспоминаниями была напечатана эта фотография, которую, как рассказывала Зинаида Артемьевна, Достоевский вручил в знак дружеских отношений, сложившихся у него с непосредственным воинским начальством. Зинаида Артемьевна написала в своих воспоминаниях, что это снимок 1858 года. Видимо, оставляя эту фотографию Гейбовичу, Достоевский сделал на снимке дарственную надпись, поэтому эта дата и упоминается. Но о дальнейшей судьбе этого снимка и самого архива Зинаиды Сытиной, как и ее самой, нет никаких сведений».
На фотографии видно, что это типичный фотосалон того времени — маленький декоративный столик, накрытый узорной скатертью, и Федор Михайлович сидит в обер-офицерском мундире.
Намного интереснее второй снимок, сделанный в Семипалатинске. Это фотография, на которой Федор Михайлович запечатлен вместе с Шоканом Валихановым.
«Очень удивительно то, что в жизни Достоевского это единственная парная фотография. В последующем писатель, когда уже вернулся в столицу, путешествовал за рубеж, было сделано достаточно много фотографических снимков, но везде он один. Хотя он любил первую свою супругу Марию Дмитриевну, обожал Анну Григорьевну — вторую супругу. Очень любил своих детей, и есть фотография, где жена Федора Михайловича вместе с детьми, но Достоевский на всех фотографиях один. И только в Семипалатинске, и только с Шоканом Валихановым была сделана парная фотография», — отметила Алла Белякина.
Еще одна загадка снимка — это дата. Исследователи до сих пор спорят, когда была сделана эта фотография — в 1858 или 1859 году — до известной поездки Валиханова в Кашгар или после нее. Бросается в глаза непривычный облик Шокана. Обычно он носил элегантную прическу, а здесь подстрижен практически под нуль. Как известно, Шокан отправился в опасное путешествие под именем Алимбая — сына сгинувшего кашгарского купца. На протяжении всего пути и в Кашгарии Шокан Шынгысович брил голову наголо. Это было отличной маскировкой — в почти лысом молодом мужчине было невозможно узнать стильного и элегантного завсегдатая светских салонов Валиханова.
«В правой руке Шокан Шынгысович сжимает кинжал. Этот небольшой клинок — «кинжалик», как называл его Достоевский, Федор Михайлович подарил на память Валиханову, который всегда любил красивое оружие. И именно этот «кинжалик» склоняет историков к тому, что снимок был сделан в 1859 году, после возвращения из Кашгарии. Валиханов приехал в Семипалатинск в мае 1859 года. К этому времени Достоевский уже получил разрешение на переезд из Семипалатинска в Тверь. Оставались последние формальности, и отъезд был назначен на 15 июня. Исследователи считают, что именно в эту последнюю встречу Достоевский и подарил Валиханову «кинжалик», — рассказала Алла Белякина.
Но другие историки считают, что Достоевский мог подарить оружие и перед опасной поездкой в Кашгарию, а значит, уверяют они, снимок был сделан в 1858 году. Это невероятно интересная фотография и очень живая. Если посмотреть на Федора Михайловича — мужчина, который первый раз в своей жизни фотографируется, пытается принять раскованную позу, закидывает ногу на ногу. В правой руке он держит сигарету, но при этом он волнуется и не знает, куда деть свой картуз, и просто прячет его под локоть. Точно так же можно сказать и о Шокане Валиханове, который намеренно играет в правой руке кинжалом. И все равно у него напряженное выражение лица: если это до поездки в Кашгарию, то он, вероятно, думает, когда это путешествие закончится, либо после, когда он не один раз пережил смертельный риск.
Интересной оказалась и дальнейшая судьба этой фотографии. Спустя 120 лет, в 1971 году, в доме, где жил Достоевский в Семипалатинске, открылся музей писателя.
Вскоре началось строительство современной пристройки к музею в виде раскрытой книги, а затем было решено установить памятник писателю. Воплотить эту идею в жизнь предложили уже известному в Семипалатинске скульптору Дмитрию Элбакидзе. Именно он в 1972 году создал памятник Абаю.
Когда Элбакидзе только начинал работать над памятником великому казахстанскому поэту, он близко подружился с ученым, основоположником научного абаеведения Каюмом Мухамедхановым. Этот дружеский союз помог создать образ Абая в камне, а памятник стал одним из символов Семея. А когда скульптору предложили создать еще один памятник, то он опять обратился за советом к Каюму Мухамедханову. Встал вопрос, каким же должен быть этот монумент.
В ноябре 2022 года в музей Достоевского были переданы некоторые документы из личного архива Каюма Мухамедханова, среди них есть фотография, когда ученый снимал в музее в поиске идеи будущего памятника. Он фотографировал документы, отрывки из воспоминаний Достоевского, портреты его жены и старшего брата Михаила Михайловича. То есть самые разные материалы, из которых можно было почерпнуть идеи для памятника. В итоге ученый и скульптор остановились на той самой фотографии Достоевскому и Валиханову.
Исторический снимок лег в основу памятника. Дмитрий Элбакидзе лишь изменил прическу Шокану Валиханову, вернув ему привычный вид, накинул на плечи Достоевского шинель. Фотограф Лейбин остановил мгновение, в котором два близких друга сфотографировались на прощание, а в 1977 году это мгновение вновь замерло, но теперь уже в бронзе.