суббота, 20 апреля 2024 г.
icon
447.4
icon
477.55
icon
4.76
Алматы:
icon
14oC
Астана:
icon
17oC
1xadv
×

Жители пригородного села в Кокшетау несколько лет просят вернуть им больницу

Пять лет назад в селе Красный Яр близ Кокшетау была реорганизована горбольница №2 с поликлиникой, на ее базе создали центр первичной медико-санитарной помощи. Казалось бы, для недовольства у местных жителей нет причин: как раньше действует стационар, ведут прием участковые врачи и узкие специалисты, даже служба скорой помощи есть. Но все это время они добиваются возвращения медорганизации прежнего статуса, обращаясь во все инстанции. Почему красноярцы настаивают на своем, разбиралась собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Аэлита Таева.

Фото автора
Фото автора
Зачем нужна была реорганизация?

Едва узнав о планируемых изменениях, жители даже собирались на сельской площади, выражая несогласие с принятым в облздраве решением. После реорганизации имеющийся стационар — трехэтажный корпус 1986 года постройки — перешел в подчинение Кокшетауской городской больницы, которая открыла на его базе отделение паллиативной помощи и общего профиля. Здесь же располагается служба скорой помощи. А двухэтажная поликлиника рядом под названием ГКП на ПХВ «Центр первичной медико-санитарной помощи» продолжила свою работу в прежнем режиме. Ей ремонт не требуется — здание обновили в 2018 году.

Ранее в ведомстве комментировали: мера будет способствовать улучшению качества предоставляемых медицинских услуг населению. Но именно это и вызывало негодование жителей. К примеру, весной прошлого года в Казнете распространились фото- и видеофакты об ужасных условиях пребывания больных в местном стационаре — одна из пациенток показала состояние коек в палате: прохудившиеся панцирные сетки были просто связаны или запаяны, а поверх лежали доски или фанера. Положение с кроватями позже было незначительно исправлено, а после посещения медорганизации аким Акмолинской области Ермек Маржикпаев поручил управлению здравоохранения провести в здании капремонт.

Однако красноярские общественники продолжают регулярно обращаться в городской и областной акиматы, маслихаты, СМИ с просьбами восстановить если не полноценную больницу, то хотя бы приемный покой.

Периодически тема становится предметом бурного обсуждения в социальных сетях. К слову, недавно на странице областного маслихата в Instagram появился пост о посещении центра ПСМП председателями маслихатов и общественного совета области, который вызвал очередную волну гневных комментариев жителей.

«Нам не только приемный покой нужен, нам нужен и стационар. Закрыть быстро закрыли и передали в ведомство горбольницы. Помещение на балансе красноярской поликлиники, а в остальном весь персонал и оборудование передали городу, это вообще нонсенс…»— написал один из жителей.

«Стационар забрали, но никакого ремонта в течение пяти лет не провели», — делится другой.

«Да, очень даже больной вопрос. Верните все, население нуждается», — обращается третий.

Все за и против

«К нам прикреплено более 15 тыс человек, среди них жители и других близлежащих сел, к тому же с этого года мы обслуживаем ЕЦ 166/25 в поселке Гранитном. Руковожу поликлиникой третий год, поэтому знаю о жалобах по поводу стационара. К его работе отношения не имею, на нашем балансе лишь здание, в котором он находится. А наш центр ориентируется в первую очередь на запросы пациентов. Например, в 2021 году за счет облбюджета приобрели современные рентген- и УЗИ-аппараты. Их здесь девять лет не было, в город люди ездили. Есть еще два хороших проекта: один разработан для медпомощи пожилым на дому и уже работает, а другой позволит внедрить амбулаторную хирургию и проводить здесь малоинвазивные операции и будет развернут в самое ближайшее время», — рассказывает главный врач центра ПСМП села Красный Яр Серик Сахиев.

Он привел и другие аргументы в пользу реорганизации. Так, статус сельского центра ПСМП позволил решить вечную проблему дефицита кадров: с 2019 года по 2022 год по программе «С дипломом — в село» в Красный Яр приехали 46 выпускников, получив подъемные, оформив бюджетный кредит на жилье. Главврач отметил, что «текучки» нет, поскольку за счет сельской надбавки медики получают приличную зарплату. Есть все узкие специалисты, если не местные, то совмещающие из городских больниц, которые принимают по записи. Вынул он и главный козырь: многомиллионному капитальному ремонту быть, уже выделен первый транш.

Базарбай Абуов — один из тех, чья позиция в этом вопросе непоколебима: Красному Яру нужна прежняя больница.

«Во-первых, городская больница этот стационар просто арендует у центра ПСМП, руководство ни копейки в него не вложило до сих пор, доктора приезжают-уезжают. Причем он только для паллиативных пациентов, а другим в случае болезни в городские стационары по профилю ложиться надо. Пенсионерам, детям. Приемного покоя нет, то есть в экстренном случае больного на «скорой» тоже в Кокшетау везут, до которого больше 10 километров. Ну зачем?! Я здесь акимом округа работал, самостоятельно наша больница прекрасно существовала. Даже роддом был. Мы же 7-8 отделений стационара не просим, достаточно основных — терапии, хирургии, педиатрии. Самое обидное, грамотные кадры есть. К нашей поликлинике претензий никаких, работу Сахиев построил. Понимаю, это связано с финансами, но ведь когда-то нелогичное решение приняли без помех, исправьте ситуацию. Ощущение складывается, что мы люди второго сорта. Говорю, пишу об этом, обращался к президенту, в Минздрав, акиму области, депутатам городского и областного маслихата. Дежурные ответы получаю, у меня целая папка переписки», — говорит аксакал.

По данным акима Красноярского сельского округа Ардака Таскынбая, официально тут проживает порядка 13 тыс человек, фактически — примерно 15 тыс. Он считает, что число может быстро дойти до 20 тыс: село Красный Яр привлекает для проживания в качестве населенного пункта — спутника Кокшетау. Близость к областному центру с одной стороны — преимущество, а с другой — дополнительные проблемы и для руководителей, и для самих жителей. Взять хотя бы этот «бородатый» вопрос с красноярской медорганизацией, оказавшейся и сельской, и городской одновременно.

Кстати, есть вопросы и к другой социальной инфраструктуре: дом культуры относится к городской системе, а школы — сельские.

«Вернуть больницу жители просят почти на каждой отчетной встрече. Это, конечно, в компетенции облздрава, но, по-моему, полноценный стационар нужен, учитывая перспективы развития сельского округа. Тем более сейчас большое внимание уделяется дорожному строительству — от Красного Яра уже есть отличный асфальт к селам Зерендинского района — Симферополю, Булаку, Елтаю. Ремонтируется объездная от нас к петропавловской трассе. А хорошие дороги — это приток населения», — обозначил Ардак Таскынбай.

Быть или не быть?

Позиция областного управления здравоохранения категорична.

«Стационара не будет. Во-первых, есть решение маслихата о границах города Кокшетау 2001 года, в котором указано, что Красный Яр выделяется в сельский округ. Соответственно, по нормативам сети там стационар не предусмотрен как отдельная больница. Есть приказ Минздрава №133, в котором указано, что городские больницы организуются для населения численностью от 100 тыс человек, а в этом сельском округе проживает порядка 18 тыс. Поэтому там центр ПМСП остается. Решено его развивать — сделать его центром передовых технологий, внедрять все существующие передовые методики системы ПМСП. Это касается дневного стационара, оказания помощи на дому, наполняемости его необходимой медаппаратурой. Все это позволит оказывать медпомощь, не прибегая к организации стационара. Учитывая расстояние от Красного Яра до города, экстренных больных будут доставлять в городскую или областную больницы. Вопрос открытия приемного покоя тоже не стоит, потому что это подразумевает наличие штата, дополнительного оборудования, что может отрицательно сказаться на рентабельности этой медорганизации. Сейчас там находится 50 коек паллиативной помощи от городской больницы и дневного стационара центра ПМСП, этого пока достаточно. Упор делается на оказание амбулаторно-поликлинической помощи для жителей села Красный Яр и близлежащих сел», — прокомментировал руководитель областного управления здравоохранения Нурлан Ахильбеков.

Действительно, упомянутый документ — совместное решение акима Акмолинской области и областного маслихата от 31 октября 2001 года N С-11-6 «Об изменении границы г. Кокшетау и образовании Красноярского сельского округа», второй пункт которого гласит: «Образовать Красноярский сельский округ в границах с. Красный Яр, с. Кызыл-Жулдыз с центром округа в с. Красный Яр с административным подчинением г. Кокшетау». Зная об этом, жители, не узрев логики, задаются резонным вопросом: почему тогда решение о реорганизации было принято лишь в 2018 году? А сегодня этот самый документ — едва ли не первый полновесный аргумент, чтобы не возвращать больницу полноценно.

«Я, например, могу где угодно лечиться. Просто мне не все равно. Буду дальше добиваться, чтобы нас услышали», — решительно настроен Базарбай Абуов.

Не исключено, что он и другие красноярцы обратятся за поддержкой к недавно избранному от Акмолинской области мажилисмену, в свое время курировавшему в регионе социальную сферу, в том числе здравоохранение.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 1