Министерство национальной экономики РК опубликовало на сайте «Открытые НПА» консультативный документ к налоговому кодексу, где предлагаются различные реформы к уже существующим в Казахстане налогам. Изменения коснутся как бизнесменов, так и рядовых казахстанцев. Документ вызвал бурную реакцию, обсуждающие разделились на два лагеря и предлагают свои варианты реформ налогового кодекса. Подробности — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Айши Куанышбек.
В Казахстане на многие виды налогов установлена так называемая плоская шкала налогообложения, то есть вне зависимости от вида деятельности и масштабов бизнеса платят все одинаково. Например, тот же самый ИПН — индивидуальный подоходный налог платят равно в процентах от зарплаты и рядовой учитель, и топ-менеджер крупной нефтяной компании. В США и других экономически развитых странах подход другой: чем выше зарплата, тем больше и налогообложение. Правда, в случае с Казахстаном такая методика может и не принести ожидаемого результата. По данным самого министерства нацэкономики, на 2020 год в Казахстане лишь 0,12% плательщиков налогов имели «белую» зарплату свыше 2 млн тенге в год.
То же касается и компаний, так называемый КПН — корпоративный подоходный налог, который платится в проценте от полученной компанией прибыли, — 20% для всех юрлиц и 10% для сельхозтоваропроизводителей. Кроме этого, есть много льгот для бизнесменов. При этом, как отметили в министерстве нацэкономики, есть компании, получающие сверхдоходы — недропользователи, финансовый сектор и игорный бизнес, которые, несмотря на сверхдоходы, платят как все.
Ведомство предлагает привязывать ставку КПН к сфере деятельности той или иной компании, причем не только в сторону повышения ставки, но и в сторону понижения для фирм, которые занимаются социально значимой деятельностью. В этой схеме есть минусы: фирмы могут перепрофилироваться, чтобы платить меньше налогов. Кроме того, местные исполнительные органы могут решать, давать ли льготы по КНП той или иной «социально значимой» фирме, а это может привести к коррупции.
НДС — налог на добавочную стоимость, по утверждению ведомства в Казахстане, один из самых низких в мире — 12%, в то время как в отдельных странах он достигает 27%, а порог входа, то есть оборот, начиная с которого нужно платить НДС, высокий. Изначально так не было: НДС в Казахстане был высоким, но его снижали, чтобы увеличить собираемость. Минэкономики предлагает не делать дифференцирование ставок, это будет слишком сложно для плательщиков и налоговиков, но предлагает убрать налоговые льготы, которые являются нагрузкой для бюджета.
Что касается так называемых специальных налоговых режимов для бизнес-предприятий, таких как работа по упрощенным декларациям, работа по фиксированным вычетам и отдельный режим для КХ и сельхозкооперативов, то в Миннацэкономики считают, что это побуждает предприятия идти на хитрость с дроблением, когда одна большая фирма может быть зарегистрирована как две-три небольшие, и тем самым экономить на налогах. Тем не менее отказываться от них совсем в ведомстве считают нецелесообразным. Взамен чиновники предлагают реформировать их путем объединения спецрежимов со схожими условиями, упразднить невостребованные и пересмотреть условия специальных налоговых режимов.
Особняком от налогов для бизнеса и индивидуальных подоходных налогов для людей, занятых в найме, стоят такие реформы, как гармонизация ставок на табак, пересмотр налогов на недвижимость и транспорт, а также введение налога на предметы роскоши.
Что касается акцизов на табак, то здесь предлагается приблизительно уравнять ставки акцизов на уровне всех стран, входящих в состав ЕАЭС. Предварительная ставка на 2024 год — 35 евро на 1 тыс сигарет, то есть в обычной пачке сигарет в нынешнем году будут сидеть акцизы — 350 тенге, что значительно повлияет на стоимость пачки для рядового потребителя. Также в новом налоговом кодексе будет прописан и рост акцизов на табак на пять лет — на 20%, то есть со временем рядовому курильщику его удовольствие будет обходиться все дороже и дороже.
Приблизительно одинаковые цены на территории всех стран, входящих в ЕАЭС, будут и на нефтепродукты. По предварительным расчетам МНЭ, цены на ГСМ увеличатся в два раза, соответственно, обслуживать машины станет дороже. В особенности бремя расходов ляжет на тех, у кого машины эконом-класса, поэтому налог на автомобиль для них предлагается убрать полностью, но для тех, чьи автомобили имеют повышенный объем двигателя, налог останется.
Что касается жилья, то здесь обратная ситуация. Сейчас налог на недвижимость установлен маленький, потому что сама методика расчета своеобразная. Она учитывает материал стен, благоустройство, расположение, но не учитывает рыночную стоимость квартир. В особенности это касается квартир советского периода застройки, на них низкий налог. Теперь Миннацэкономики предлагает поменять подход и методику расчета налогов — изменить на основе рыночной стоимости недвижимости и в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков. Так что, возможно, налоги на жилье повысятся.
Что касается налога на роскошь, то каких-то конкретных предложений на его введение профильное министерство не предоставило. Просто зафиксировало: в Казахстане есть люди, которые могут себе позволить яхты, самолеты, дорогие сигары и другие элитные и люксовые вещи. При этом в документе также приведен мировой опыт, и в большинстве стран прослойка, имеющая возможность покупать роскошь, платит солидные налоги. В Китае, к примеру, есть единый налог на роскошь — 15% от стоимости товара, причем входят в товары роскоши не только яхты и самолеты, но и духи, брендовые вещи и прочее. Во Франции же, если ты имеешь капитал свыше определенной суммы, то ежегодно платишь налог со всего капитала. Какой конкретно налог на роскошь выберут в Казахстане, пока остается лишь предполагать.