Руководство железнодорожной больницы вынуждено пойти на этот шаг из-за нерентабельности отделения, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Жанна Калиева. Отделение реабилитации для детей с инвалидностью Костанайская железнодорожная больница открыла в 2020 году по собственной инициативе. Несмотря на то что медицинское учреждение является частным, все лечение для детей предоставлялось бесплатно в рамках ОСМС. За три года работы через руки реабилитологов прошло более 1600 маленьких пациентов.
Родители особенных детей, узнав о скором закрытии отделения, сильно взволновались и начали записывать обращения к властям в соцсетях.
«У нас рентабельно содержать тюрьмы, но нерентабельно содержать реабилитационные центры, которых и так мало. Если хотят закрыть, хотя бы предоставьте нам здание, место. Понимаете, 1 тыс детей останутся без лечения, а в год нужно 3-4 раза лежать и проходить лечение», — записала обращение мама ребенка-инвалида Галия Кушебаева.
Айнур Нургалиева вместе с четырехлетним сыном проходит сейчас лечение в отделении реабилитации. Приехала в Костанай за 200 километров, из Карабалыкского района. Говорит, что другого подобного центра в области просто нет. Ребенку требуется лечение препаратом «Диспорт», одна ампула которого стоит 90 тыс тенге. На курс таких ампул нужно четыре, а в реабилитационном центре лекарство вводят бесплатно.
«Инъекцию «Диспорта» делают только в железнодорожной больнице. Поэтому мы просим, чтобы этот центр оставили. Это единственное место, куда могут приехать родители с особенными детьми, здесь лучшие специалисты», — говорит Айнур Нургалиева.
По словам главного врача медицинского учреждения Асхата Успанова, отделение реабилитации пытались спасти до последнего, несмотря на то что оно ежегодно наращивало долги. По словам руководства, львиная доля заработанного больницей уходила на то, чтобы удержать на плаву реабилитацию.
«Мы видели, что наша помощь востребована, поэтому в этом году, несмотря на высокие расходы, расширили койки с 30 до 45. Но нужно повышать заработную плату медицинским работникам, растут коммунальные услуги, цены на питание пациентов, на медикаменты, оборудование и расходные материалы для реабилитации. Все это приобреталось на собственные средства, никакой спонсорской помощи нам оказано не было. Все, на что существует отделение, — это оплата по тарифу за счет фонда соцмедстрахования», — рассказал Асхат Успанов.
Медики неоднократно обращались в ФСМС и облздрав с просьбой повысить тариф для детской реабилитации. И даже появилась надежда на увеличение оплаты: больнице предоставили проект приказа об увеличении тарифа на 100 процентов. Но чуда не случилось. Недавно руководство учреждения получило документ о размере тарифов на 2024 год. Его увеличили всего на 504 тенге.
«Поймите, у нас нет волшебного горшочка с золотом, который стоит в углу и откуда при каждом случае мы могли бы брать деньги. Если увеличивать тариф, надо делать это на 200 процентов. Потому что 12 200 тенге в сутки на одного ребенка — это совсем мало. Но тариф в итоге увеличен на 5 процентов — с 12 200 тенге до 12 704 тенге. В связи с этим с 1 января 2024 года мы должны приостановить работу реабилитационного отделения, так как у нас просто нет денег», — эмоционально высказался главврач.
Он предложил два варианта выхода из ситуации: первый — существенно поднять тариф, а второй — перераспределить из других поликлиник города прикрепленное население на базу поликлиники при железнодорожной больнице. Сейчас сюда прикреплено 4 тыс человек, а, для того чтобы обеспечить работу отделения реабилитации, нужно 50 тыс.
Управление здравоохранения региона на шумиху родителей в соцсетях и информацию о закрытии отделения реабилитации в частной клинике отреагировало не сразу. Говорят, что сами узнали о проблеме из СМИ, официальных обращений к ним по этому поводу не было. Руководитель управления Данияр Джандаев сообщил, что детей без реабилитации не оставят.
«Мы готовы принять штат специалистов, которые работали в железнодорожной больнице, и перевести данные койки с целью расширения на базе областной детской больницы. Мы уже говорили о том, что в первом квартале 2024 года откроется центр раннего вмешательства. Проведены процедуры по текущему ремонту данного отделения, запрашиваемая площадь — 500 квадратов, которые необходимы для данного центра. В этом году провели переговоры с «Самрук-Казына» с целью приобретения оборудования для реабилитационного центра детям от 3 до 18 лет», — уверил Джандаев.
Чиновник также обещал, что бюрократических проволочек не будет и с января родители детей с инвалидностью могут обращаться за реабилитацией в детскую областную больницу. На вопрос журналистов, предусмотрена ли другая тарифная сетка оплаты фонда соцмедстрахования для государственных медицинских учреждений, Джандаев ответил отрицательно.
«Тариф для всех один. Но железнодорожная больница — частная организация и может отказаться от любых услуг. Мы же не имеем права, потому что потребность в реабилитации высокая: более 3 тыс детей по области нуждаются в ней», — уклончиво ответил Джандаев.
То есть вопрос о том, как будет существовать государственное отделение реабилитации при действующих тарифах, остался открытым. Вполне возможно, что оно также начнет наращивать долги. Стоит отметить, что стационары области имеют задолженность перед кредиторами около 4 млрд тенге. Власти региона выделили в этом году более 900 млн тенге на погашение долгов, но кардинально ситуация не изменилась. Как частные, так и государственные больницы говорят о том, что нужно повышать тарифы фонда соцмедстрахования.