суббота, 27 апреля 2024 г.
icon
443.35
icon
475.54
icon
4.82
Алматы:
icon
12oC
Астана:
icon
12oC
1xadv
×

Спешно построенный резервуар для сырдарьинской воды нуждается в срочном ремонте

О сколько нам открытий чудных дарят визиты высоких чинов из Астаны. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин задается вопросом, что дарят гостям, соблюдая древние традиции южного гостеприимства, что они все чаще обогащают местных жителей новыми знаниями о, казалось бы, давно известных вещах и местах.

Совершивший вертолетное турне по Туркестанской области в середине февраля министр по чрезвычайным ситуациям Чингис Аринов констатировал необходимость срочного ремонта сооружений Коксарайского гидроузла. А ведь ничего не предвещало...

Фото: ДЧС Туркестанской области
Фото: ДЧС Туркестанской области

Водный контррегулятор «Кок сарай», предназначенный для предотвращения наводнений, построили в 2011 году на 150 километров ниже Шардаринской плотины, по течению реки Сырдарья. Максимальный объем воды — 3 млрд кубических метров, акватория  — 467,5 квадратных километра.

Водохранилище, устроенное на небольшом понижении уровня местности, практически незаметном в ровной степи, стало ответом несговорчивым соседям. В него во время паводков сбрасываются излишки воды. Иначе в многоводные годы разлившаяся Сырдарья затапливает обширную территорию в Туркестанской и Кызылординской областях. Да и самой Кызылорде достается. В единой гидросистеме советской Средней Азии с этой функцией прекрасно справлялся Арнасайский контррегулятор. После «развода» республик и раздела совместно нажитого имущества водоем остался на территории Узбекистана. Соседи его используют, но, устанавливая режим пропуска воды, руководствуются, естественно, прежде всего собственными интересами и только потом иногда учитывают наши. Бесконечные переговоры, межправительственные комиссии по трансграничным рекам и прочие  дипломатические упражнения продолжались все первые 20 лет независимости. К удовлетворяющим нас результатам не привели.

Восток — дело тонкое. Переговоры, скрашенные радушием принимающей стороны (обычно они проходили в солнечном Ташкенте), шли неделями. Как правило, достигались договоренности об объемах пропуска воды по сезонам. Наши говорили «жарайды», им отвечали «хоп мейли». И каждый делал так, как ему казалось выгоднее. В конце концов бывший президент Нурсултан Назарбаев закрыл эту тягомотину, приказав срочно построить собственный резервуар для сырдарьинской воды. Всего за два года в голой степи возвели

44,7 километра дамбы высотой местами до 7,7 метра, прорыли два канала с пропускной способностью 500 м³/с: впускной — 16 километров и отводной, возвращающий воду в реку, длиной 10 километров.

«Летом воды в Шардаринском водохранилище и реке Сырдарья не хватает. Она перехватывается в верхнем течении реки Узбекистаном и Таджикистаном. Кыргызстан с 1993 года перешел с ирригационно-энергетического режима пропуска воды из Токтогулского водохранилища на реке Нарын на энергетический и зимой сбрасывает уже 55% (вместо 25%) годового сбора воды, чтобы обеспечивать себя электроэнергией. Не востребованная в этот период для полива вода переполняла Шардаринское водохранилище, угрожая размывом плотины. Сброс излишков воды в Сырдарью приводит к затоплению Кызылорды и сел ниже по течению реки. Начиная с большого паводка 1969 года, избытки воды  стали сбрасывать из Шардаринского водохранилища в соседнее бессточное озеро Айдаркуль в Арнасайской впадине на территории Узбекистана», — отметил руководитель группы общественного мониторинга воздействия на окружающую среду проектов Бауыржан Исалиев.

Естественная впадина, которую использовали как контррегулятор, в конце концов переполнилась, и соседи отказались принимать у нас излишки воды. В 2008 году в Южно-Казахстанской области паводок на Сырдарье разрушил более 3 тыс домов и хозпостроек. К осени того же года начались работы на Коксарайском контррегуляторе. Строили быстро. Но ни в процессе строительства, ни после проблемы контррегулятора (если они были) не озвучивались, если не считать туч чрезвычайно злобной и ядовитой мошкары, поедом съедающей жителей близлежащих аулов. Но ее появление официально никогда с созданием огромного водного зеркала (к тому же мелкого) не связывалось. Ничто не предвещало, и вот...

«Необходимо провести комплексные исследования водохранилища и гидроузла, — сказал по итогам осмотра министр Аринов. — Установить сигнализацию, строго соблюдать меры безопасности в паводковый период. Подготовка к весеннему паводку должна быть качественной. Наша задача — защищать людей, предупреждать чрезвычайные ситуации. С жителями необходимо провести разъяснительную работу и оперативно информировать об изменении ситуации. Необходимо своевременно принимать меры по очистке водосточных желобов в населенных пунктах».

На гидроузле — проблемы с освещением. На плотине контррегулятора с каждым годом увеличивается выброс фильтрационных вод. Специалисты пришли к выводу, что в контррегулятор опасно собирать большие объемы воды.

Из республиканского бюджета выделены средства на проектно-сметную документацию для его капитального ремонта. Свой 13-й сезон водосбора-2024 Коксарай, скорее всего, переживет без катаклизмов и бурь. Вопрос о более чем скромных сроках безаварийной эксплуатации оставим на совести тех, кто в 2008-2011 годах осваивал бюджетные миллиарды на стройке.

Южному Казахстану в этом году грозят не столько паводки, сколько маловодие, плавно переходящее в летнюю засуху. Крупнейший резервуар — Шардаринское водохранилище на начало февраля собрало всего 47% от прошлогоднего объема воды. Недобор превысил 2 млрд кубических метров. А это чревато большими осложнениями с началом поливного сезона. Почти пусты и малые водохранилища области. Управление сельского хозяйства уже озаботилось формированием структуры посевных площадей с учетом грядущего дефицита воды. Надежды на обильные снегопады в феврале не оправдались. Сейчас уже можно уверенно констатировать, что зима 2023-2024 на юге малоснежная.

Март в наших местах уже полноценный весенний месяц и разгар полевых работ. Земледельцев из всех утюгов призывают экономнее расходовать воду, используя влагосберегающие технологии. У всех еще свежи в памяти засухи прошлых годов на западе страны, с видео верблюдов, жующих картонные коробки. Тогда южане отправляли  в помощь тамошним крестьянам сено.

Технологии, экономящие воду,  хороши, но дороги. Осилить дождевальную установку или систему капельного полива могут только крупные землевладельцы. Объединение мелких крестьянских хозяйств в кооперативы, которое активно продвигало правительство в начале второго десятилетия, забуксовало. Коллективизация без маузера идет ни шатко ни валко. Как ни странно, это звучит в эпоху цифровизации и искусственного интеллекта. Рассчитывать крестьянам, как и в темные века, приходится только на милость природы — не слишком жаркое лето в компенсацию бесснежной зимы.

Фото автора

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 1