четверг, 2 мая 2024 г.
icon
442.05
icon
474.14
icon
4.74
Алматы:
icon
7oC
Астана:
icon
9oC
1xadv
×

Истинная ценность 8 Марта: Как за права женщин выступали Абай и Сейфуллин

Празднование 8 Марта в Казахстане ввели  в далеком 1923 году. Праздник прижился в стране не сразу. Призванный изначально отстаивать права женщин, в наши дни он претерпел изменения. Сегодня мужчины поздравляют прекрасную половину человечества, дарят подарки и даже берутся выпонять хозяйственные дела. А 101 год назад все было не так. Историю борьбы за отстаивание прав женщин в Казахстане изучила собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.

Фото ИА «NewTimes.kz»
Фото ИА «NewTimes.kz»

Впервые в Казахстане о своих правах женщины заявили в Семипалатинске. В далеком 1885 году в местечке Карамола, расположенном в 100 километрах от Семея, женщины получили право выбора — после смерти супруга стало необязательным выходить замуж за брата умершего, принудить ее никто не мог. Автором Кодекса для простых казахов, или степного устава, стал Абай Кунанбайулы.

История документа уходит в 1885 год, когда в Карамолу (сейчас город Шар области Абай) съехались бии из Семипалатинского, Каркаралинского, Павлодарского, Усть-Каменогорского уездов. Собраться их заставили участившиеся раздоры между родами, месть, барымта. Бии были фундаментом казахского правосудия, они решали многие конфликты, мирили аулы. У казахов даже ходила поговорка: «Таста тамыр жоқ, биде бауыр жоқ» — «У камня нет корня, у судьи нет родни». Настолько люди верили в беспристрастность тех, кого выбирали вершить закон. Всего в Карамолу прибыло более 100 уважаемых людей. Верховным бием — тобе би участники съезда выбрали Абая.

В течение трех дней на основе коллективного обсуждения Абай составил свод законов, вошедший в историю как Карамолинский устав. Он объединил 74 статьи, регулирующие самые разные сферы. Например, за убийство предписывалось наказание в виде выплаты внушительного выкупа.

«В правосудии казахов того времени самым распространенным наказанием был штраф. У казахов закон точно не был кровожадным, даже за убийство родственники отказывались от кровной мести и предпочитали взять выкуп. Какой прок требовать казнь, когда семье после смерти кормильца просто надо было выжить… Единицей измерения штрафа выступал скот. В эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая» есть такой эпизод: Базаралы угнал у брата Абая Такежана 800 лошадей, накормив бедняков. Суд приговорил его к тройному штрафу, то есть вместо 800 лошадей ему нужно было вернуть 2400 голов», — рассказали в государственном заповеднике-музее Абая.

Составленный поэтом и философом свод законов ­реально стоял на защите прав и свобод человека. Содержание документа характеризует автора как демократа и передового человека. Например, если был родственник, который по адату мог взять вдову в жены, но та отказывалась вступать с ним в брак, в соответствии с составленным Абаем уставом, женщина имела право не выходить замуж и жить отдельно. Оригинал документа был отпечатан в 1886 году арабской графикой в типографии Казанского императорского университета.  

18 марта 1907 года в Семипалатинске прошел первый женский митинг. Спустя четыре дня прошло общегородское собрание женщин, которые обсуждали «устав нарождавшегося общества трудящихся женщин».

Потом были съезды работниц, ликвидация неграмотности среди женского населения, вовлечение женщин в политическую активность… В 1917 году, после революции, продвижением женских прав стали активно заниматься алашевцы. Программа их партии утвердила женщин в правах на образование и участие в общественной жизни. В первые годы после установления советской власти с гендерным равенством все было неплохо, однако уже в 1930-е годы тенденция пошла на спад. И лишь в 1980-е годы казахстанские женщины начали активную деятельность.

Калым и его неприятие Сакеном Сейфуллиным

В истории есть факты о том, как старый народный обычай брать калым за выдаваемых замуж дочерей вызывал у Сакена Сейфуллина особое неприятие. В сентябре 1920 года, будучи в должности завотделом управления Акмолинского уездного исполкома советов, он направил по этому вопросу строгое указание всем органам власти на местах.

«Мною замечено, — писал он подведомственным учреждениям, — все казахское население Акмолинского уезда не бросает старых обычаев, а именно за своих дочерей берет много калымного скота».

Также негодование революционера вызвала продолжающаяся практика выдачи родителями дочерей замуж против их воли. Сакен Сейфуллин назвал лишь часть негативных последствий: едва выйдя замуж, писал он, многие беззащитные акмолинские девицы начинают обжаловать свой брак в советских народных судах, обременяя канцелярии бумажной волокитой. В целом же, по мнению Сакена Сейфуллина, подобные действия родителей по отношению к своим дочерям недопустимы.

Надо сказать, что обращаться с жалобами в советский суд в сентябре 1920 года дело было весьма смелое и почти отчаянное, особенно для женщин. Акмолинск в то время находился на военном положении, а советская власть была в нем так непрочна, что не вполне еще было ясно, на чью сторону склонится чаша весов — белых или красных. Естественно, никто не торопился выполнять ее указы, особенно в таких устоявшихся вопросах, как свадьба и калым. А непокорным дочерям могли и, мягко говоря, выказать неудовольствие.

В указанном циркуляре волостным советам Сейфуллин категорически приказал оповестить все население о запрещении советской властью выдавать казахских девушек замуж против их желания, а кроме того, распорядился прекратить всякую торговлю по поводу калымного скота. Естественно, одним приказом уездного исполкома дело было не решить. Тем не менее начало борьбы за свободу девушек и женщин было положено.

Вскоре Сакена Сейфуллина перевели на повышение в Оренбург, в центральные органы власти Казахской автономной Советской Социалистической Рес­публики. Именно там в 1920 году при непосредственном участии нашего героя был принят Декрет КАССР об отмене калыма. До­кумент провозгласил его уплату и принятие уголовным преступ­лением. А 17 января 1921 года увидел свет Декрет о брачном праве у казахов, согласно которому запрещалось многоженство, вводились государственная регистрация брака и запрет на брак между близкими родственниками.

С тех пор впервые от молодоженов стали требовать, чтобы они подтвердили свое полное, ничем и никем не вынужденное согласие на брак. Кроме того, всякие соглашения на брак детей между родителями, родственниками, в том числе калым, признавались недействительными. Жесыр (вдова) получала право распоряжаться своей жизнью по усмотрению.

Вслед за Декретом о брачном праве казахов 9 ноября 1921 года издается Декрет о наказуемости многоженства, где наряду с отменой этого обычая определяются и меры наказания за его совершение. Например, статья 1 гласила, что лица, виновные в многоженстве, наказываются заключением в доме лишения свободы на срок до одного года. Наказывалась и женщина, если она заведомо добровольно вступала в брак с мужчиной при наличии супружества последнего с другими женщинами...

После обнародования Декрета о брачном праве количество дел о разводе увеличилось. В большинстве случаев инициативу проявляли женщины-казашки, мотивируя просьбу тем, что они были насильно выданы замуж. Это было не случайным явлением, ибо раньше право развода имел только муж.

Итак, декрет об отмене калыма впервые в истории казахского народа объявил уплату и принятие калыма уголовным преступлением. Кроме того, учредительный съезд Советов Казахской автономии в своей резолюции записал: в целях раскрепощения казахской женщины необходимо предоставить ей полную свободу при вступ­лении в брачный союз, который должен быть основан на добровольном обоюдном согласии. Брак должен быть огражден от всякого постороннего давления и принуждения, соображений или интересов материального свойства родственников. Была установлена и свобода развода. Однако на деле Декрет об отмене калыма, изданный в 1920 году, осуществился лишь после введения в действие главы IX Уголовного кодекса, а именно статьи 230. Согласно ей, уплата калыма каралась лишением свободы или принудительными работами на срок до одного года.

Между тем Сакен Сейфуллин продолжал бороться за женскую свободу не только декретами, но и поэзией, где прославлял женщин с новым взглядом на мир. Вот, к примеру, строчки его стихотворения «Наша Сауле», написанного в октябре 1922 года в Оренбурге на казахском языке в переводе Земской:

…И вовеки не продастся

За калым, как дочки баев.

Это ей наказ мой братский.

Пусть его не забывает.

В те времена о калыме было написано немало произведений, в основном, конечно, осуждающих. Таков, безусловно, был социальный заказ государства. Но объективно говоря, калым действительно досаждал властям. Так, в 1921 году в Акмолинском уезде разгорелась грандиозная межродовая баранта, поссорившая все население. А причиной ее стал калым, точнее, невозможность его уплаты обедневшими в годы революционных потрясений женихами.

Тем не менее авторы, писавшие о калыме, не отрицали, что дореволюционное брачное право казахов было очень сложным и подробно разработанным.

Сабит Муканов, близкий друг Сакена Сейфуллина, к примеру, вкладывал в уста одного из своих персонажей произведения «Школа жизни», сына бая Мырзагазы, следующие слова: «Когда в ауле какая-нибудь женщина родит сына, про нее говорят: «Она родила правящего конем», а когда она родит дочь, говорят: «Она родила сорок семь». То есть приведет в родительский дом 47 голов скота после уплаты калыма женихом.

Конечно, не все могли позволить заплатить такой калым, семьи победнее ограничивались гораздо меньшим. Зачастую и женихи скрежетали зубами не в силах перечить родительской воле при выборе невесты. Немало бед приносили и случаи кражи невест женихами, которых они привозили в свой аул, но так и не женились на них не в силах противиться родительской воле. Приходилось таким несчастным девушкам возвращаться с позором домой. Естественно, дело доходило и до межродовых конфликтов.

Конечно, были и счастливые браки с калымом, о которых в советское время предпочитали особо не распространяться. Да и сам обычай нес рациональное зерно. Ведь, выдавая дочь замуж, отец и мать теряли помощницу по хозяйству, а жених приобретал еще одного члена семьи: жена рожала ему детей, готовила пищу, шила одежду, ткала ковры и могла сделать счастливым на всю жизнь. Поэтому калым рассматривался как своего рода материальная компенсация семье невесты за утраченного работника.

Прошли годы, но, несмотря на борьбу советской власти с калымом, он не исчез, а принял другие формы и дошел до наших дней. Платят теперь его чаще деньгами, нежели скотом, но сама традиция осталась. Впрочем, многие отцы дочерей теперь готовы даже сами приплатить, только бы их дети были счастливы в браке. Бывают случаи, когда общая стоимость приданого невесты в несколько раз превышает калым.

Впрочем, в казахской истории бывали случаи, когда девушек отдавали замуж и без калыма. Среди казахов многие века бытует поговорка: «Теңін тапсаң, тегін бер» («Найдешь ровню дочери, отдай без калыма»). Подобный случай произошел в жизни молодого человека по имени Беген, приходившегося дальним родственником великому кюйши Таттимбету.

Беген был искусным домбристом и виртуозно исполнял кюи. Однажды он побывал у казахов рода Басентиин, что жили в местности Карагай, где исполнил кюи Таттимбета. В разговоре парень признался, что является родственником знаменитого кюйши. И одна девушка влюбилась в Бегена. Так как она была не засватана, родители согласились без калыма отдать дочь за домбриста. Свое решение они объяснили тем, что парень является родственником самого Таттимбета, о котором они наслышаны, любят и уважают его кюи. Родители невесты, будучи зажиточными людьми, водрузив на верблюдов богатое приданое, большим караваном тронулись в аул Таттимбета. Мать девушки, искусный акын, объяснила, что они с мужем ценят кюи Таттимбета больше, чем калым, который они могли бы получить за свою дочь. Тогда Таттимбет устроил молодым большой той, где было много музыки, разных состязаний и игр. После этого проводил он родителей девушки с большими почестями и дорогими подарками.

Конечно, современный калым уже не такой, как раньше. Осталась лишь идея: если у тебя есть деньги, а молодые любят друг друга, калым станет подарком родителям невесты. Родители сейчас на все согласны, лишь бы молодые жили счастливо.

Впрочем, нельзя сказать, что сегодня права женщин в Казахстане соблюдаются на 100 процентов. По информации исследователей, тот же калым все еще уплачивают. Продолжает процветать и многоженство. А вот аменгерство, к счастью, в наши дни является уже большой редкостью. Продолжается и похищение невест. Несмотря на то что такие факты официально встречаются не так часто, они все же есть.

Одним из достижений сегодня является право женщин подавать на развод, впрочем, было оно и у женщины в кочевом обществе. И если раньше при разводе женщина теряла все, включая детей, то сегодня она может претендовать на раздел имущества.

Что касается  занятости прекрасной половины человечества, то 90 процентов трудоспособных женщин Казахстана традиционно заняты в легкой промышленности. Это швеи, технологи, вязальщицы и дизайнеры. С каждым годом все больше женщин возглавляют производственные предприятия или открывают свой бизнес.

Согласно сухим цифрам статистики, в Казахстане доходы женщин на 30 процентов меньше, чем у мужчин. Средняя заработная плата — около 300 тыс тенге или и того меньше. Тема гендерного равенства поднимается и на уровне правительства Казахстана. Так, на выборах в нижнюю палату парламента существует 30-процентная квота для женщин.

В далеком 1908 году 15 тыс женщин провели 8 марта демонстрацию в Нью-Йорке, требуя сокращения продолжительности рабочего дня, лучших условий оплаты, права участвовать в выборах и искоренения детского труда. Они использовали лозунг «Хлеб и розы», где хлеб символизировал экономическую безопасность, а розы — лучшее качество жизни. И по сей день женщины выступают за соблюдение своих прав, где-то они преуспели, но в некоторых странах еще нет. В такой день особенно хочется отметить, что равенство мужчины и женщины можно сравнить с полетом птицы: если не будет баланса в крыльях, птица далеко не улетит.  

Что думаете об этом?
Нравится 2
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0