суббота, 22 июня 2024 г.
icon
464.72
icon
496.32
icon
5.4
Алматы:
icon
27oC
Астана:
icon
29oC
1xadv
×

До затопленных домов близ Уральска не могут добраться оценщики

Продолжаются работы по ликвидации последствий паводков. Власти приступили к откачке воды из затопленных территорий, дезинфекции и техническому обследованию домов, а также оценке имущества. Часть можно спасти, но некоторые дачные дома, похоже, придется сносить. Между тем люди страдают от юридических коллизий: кто-то записал дом на родителей, кто-то не успел ввести его в эксплуатацию, а кто-то имеет разрушенный дом в поселке, из-за чего дача не является его единственным жильем. Все это порождает у людей новые страхи и увеличивает количество слухов. Подробности — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Айши Куанышбек.

Фото автора
Фото автора

В Западно-Казахстанской области при весеннем разливе рек пострадало несколько сел в шести районах области, а также почти все дачные кооперативы, расположенные вокруг Уральска. При этом на дачах многие западноказахстанцы проживают круглый год за неимением другого жилья. Первым делом вместе со спецкомиссией по техобследованию домов мы направились на дачи «Самал», в дом Виктора Киверова. Двухэтажный дом из газосиликата стоит на берегу реки Чаган, по словам его владельца, вместе с супругой он строил своими силами, потихоньку, без кредитов.

«У нас была однокомнатная квартира, мы поменяли ее на этот участок. В городе дорогая земля, поэтому купили здесь.  Нам никто не говорил, что здесь топит. Дом строили семь лет, последние две зимы жили здесь. Первая вода очень быстро пришла, 2 апреля по окна дом был в воде, но она быстро сошла. Мы  убрались немножко даже, думали, что все, но 16-17 апреля снова пришла вода, на метр поднялась и очень долго стояла. Пришлось все бросить и уехать. Первый этаж полностью поплыл, новый кухонный гарнитур, мебель, полы всплыли», — рассказал Виктор Киверов. 

Сейчас вода из дома Виктора Киверова ушла полностью, но стены наполовину отсыревшие, а погреб полон грунтовой воды, часть мебели  и личных вещей хозяевам удалось спасти, перенеся их на второй этаж. Во дворе продолжает стоять вода, из-за которой вымокают корни плодово-ягодных насаждений. Входящий в состав комиссии эксперт Мейрамбек Идрисов сообщил, что в целом дом Киверовых пригоден к проживанию. 

«Фундамент и стены не повреждены, жить в доме можно, необходим ремонт. Что касается оценки имущества — мебели и техники, то этим будут заниматься другие оценщики. Мы оцениваем только кирпичные и силикатные дома, саман не относится к стройматериалу, поэтому мы не оцениваем его. Бывали случаи, что дома давали усадку или трещину уже после того, как мы проводили техобследование. В таком случае мы проводим повторную оценку», — сказал Мейрамбек Идрисов. 

Роман Кондрацкий построил хороший, добротный дом на 130 кв. метров в соседнем с Виктором Киверовым садовом товариществе и жил там с супругой и двумя маленькими детьми последние три года. 

«Мы не хотим отсюда уезжать, много труда вложили в дом. Надеемся, что комиссия скажет, что нужен только капитальный ремонт дома, все-таки у нас не такой тяжелый случай. Сейчас мы живем у родителей», — говорит Роман Кондрацкий. 

Он содрал все обои, а также демонтировал полы и двери, чтобы сырость не въелась в дом и не появилась плесень, окна в доме стоят нараспашку. Эксперт-техник Токтамыс Хамзин подчеркнул, что, поскольку дом новый, а фундамент капитальный, стены не пострадали, здесь потребуется только ремонт — замена напольного покрытия, дверей и мебели. 

Не во всех дачных обществах обстановка благополучная и все обойдется только ремонтом. Дома Виктора Киверова и Романа Кондрацкого расположены в пойме реки Чаган, притока Урала, поэтому пострадали не так сильно. Хуже всего приходится дачам в пойме Урала, они находятся как бы в чаше, и там вода простоит до июля и точно успеет разрушить дома до основания.

В ночь на 21 мая жители дачных обществ, где все еще стоит вода, выходили на площадь к акимату, требуя, чтобы их дома были признаны полностью негодными к проживанию.

«Мы просим дом, мы здесь не по своему желанию находимся. Мы хотим конкретного ответа: будет ли у нас дом?  Жизнь идет, нам надо работать, а не обивать пороги акимата. Нам нужно содержать семью, детей, престарелых родителей. Время идет, наши дома все еще в воде. Как туда пройдет комиссия и сделает оценку — неизвестно. Неизвестно сколько мы будем так бродяжничать. Много слухов на тему, что у кого дачный дом не единственное жилье, тем ничего не будут давать в качестве компенсации. А меж тем у многих то самое второе жилье чаще всего старый разрушенный домик в поселке или же взятая для повзрослевшего  и женившегося сына квартира в ипотеку. Почему приняли такое решение? Разве и это жилье мы не своим трудом зарабатывали?» — сказал Дамилиам Иманов, который пришел на собрание возле акимата.

По словам заместителя акима Уральска Жандоса Дуйсенгалиева, поступило более 10 тысяч заявок на техоследование подтопленных домов. 

«Мы привлекаем аккредитованные компании по техобследованию и оценке. Сначала  проводим оценку тем, у кого дачные дома являются единственным жильем. Это 2 тыс домов, по ним работает 7 компаний, и 6 компаний привлечены из других городов. Остальные заявления, у кого дачные дома не единственное жилье, также будем рассматривать, поскольку ситуации бывают разные. Есть те, у кого нет правоустанавливающих документов, строились на основании членской книжки, есть ситуации, когда у владельцев есть доли в недвижимости или комната в общежитии. Тем, чьи дома не подлежат ремонту, будет предоставляться новое жилье либо будут выкупаться новые дома, либо вторичные, либо строится новые», — сказал Жандос Дуйсенгалиев.

По словам замакима Уральска, 60% дачных территорий все еще остается под водой, поэтому комиссии до них не добраться, возможно, придется делать принудительный отвод воды.

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0