Пса по кличке Пшөн, который помогал жителям Атырау возводить дамбу во время паводков, застрелил ветеринар. Журналистка ИА «NewTimes.kz» Аурелия Акмуллаева выяснила обстоятельства трагедии и узнала, как в Казахстане депутаты лоббируют законопроект, разрешающий уничтожение бездомных животных.
Пшөн жил в селе Сартогай Махамбетского района Атырауской области. Его жизнь была простой, но полной тепла. Хозяйка Замзагуль Жанабаева приютила щенка три года назад, и с того дня Пшөн стал частью ее семьи. Его дружелюбный нрав сделал его любимцем не только дома, но и всего аула: он играл с детьми и, на удивление, мирно ладил с котами.
Сельчане знали, что Пшөн – не просто собака. Ему доверяли. Даже в свободных прогулках он всегда возвращался домой. Казахстанцы узнали о существовании Пшөна этой весной, когда он помогал строить дамбу во время паводков. Он носил мешки с песком, бегая рядом с хозяином, и этим завоевал сердца не только сельчан, но и всей страны. Казахстанцы рисовали в его честь арты – символ признания его мужества и верности.
3 декабря один из жителей Сартогая подал жалобу, в село прибыла ветеринарная служба. То, что произошло дальше, потрясло всю округу. Пшөн, который доверял людям больше, чем можно представить, стал жертвой безжалостного выстрела.
Фото: Tiktok/@pshon_2024
«Кто же тебя застрелил, мой Пшөн» – последнее, что услышал пес перед смертью.
Вместе с ним усыпили еще двух собак.
В Казахстане разрабатывают законопроект «Об ответственном обращении с животными», одним из активных инициаторов которого является депутат, председатель Комитета по вопросам экологии и природопользования мажилиса Едил Жанбыршин. Нормы закона обсуждались на круглом столе, куда были приглашены общественники, зоозащитники и эксперты. Дебаты, перераставшие в жаркие дискуссии, продолжались почти три часа.
Фото: МИА «Казинформ»
Жанбыршина обвинили в том, что, продвигая законопроект, он использовал недостоверные данные. Например, депутат заявил, что в США усыпляются 75% бродячих животных, что не соответствует действительности — на самом деле в США усыпляют не более 10% бездомных животных.
В 2021 году Казахстан, следуя примеру многих стран, принял Закон «Об ответственном обращении с животными».
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев не раз высказывался на эту тему. В своем послании народу в 2020 году он подчеркнул: «Отношение к животным — это показатель цивилизованности любого государства, и у нас с этим не все в порядке». Однако реализация закона в стране оказалась крайне неэффективной, утверждают зоозащитники.
Несмотря на то что с момента первого поручения главы государства, прозвучавшего в послании 2020 года, прошло почти четыре года, местные исполнительные органы не провели подготовительной работы для эффективного исполнения закона.
Исходя из отчётной информации акиматов в 2022 году, в 14 из 17 регионов отсутствуют изоляторы временного содержания отловленных собак и кошек, не ведётся работа с волонтёрами по нахождению владельцев и/или ответственных лиц, а также по пристройству животных.
Зоозащитники считают, что вопрос бродячих животных и содержания домашних питомцев, несмотря на свою кажущуюся простоту, чрезвычайно сложен. Этот вопрос нельзя свести к дилемме «убивать или не убивать?».
«Мы убеждены, что закон должен быть тщательно проработан, опираться на научные данные из различных областей знаний и учитывать мировой опыт, включая ошибки, допущенные другими странами. Проблема жестокости и безответственности по отношению к животным касается не только Казахстана — многие страны уже успешно решили эту задачу. Также следует учитывать рекомендации международных организаций, таких как ВОЗ, ФАО, ВОЗЖ и другие, которые десятилетиями исследуют вопросы гармоничного сосуществования людей и животных», — говорят зоозащитники в Казахстане.
Испания
Деятельность приютов в Испании регулируется вступившим в силу в 2023 году Законом о защите животных (Ley 7/2023). Этот закон устанавливает обязательные нормы содержания и обращения с животными, включая запрет на продажу собак и кошек в зоомагазинах и обязательное страхование для владельцев собак. В некоторых автономных сообществах, таких как Каталония, действуют дополнительные меры, направленные на защиту прав животных.
«Испания выделяется своим человечным подходом к заботе о бездомных животных. В то время как в некоторых странах всё ещё практикуется отстрел, здесь действует совершенно другая философия — гуманное обращение и защита каждого животного. Закон запрещает усыплять бездомных питомцев, за исключением случаев неизлечимых болезней или реальной угрозы для окружающих. Вместо этого приюты работают над тем, чтобы спасти, вылечить и найти дом для каждого, кто оказался на улице. Такой подход основан на убеждении, что каждое живое существо заслуживает любви и заботы», — говорит Диана Абдуллаева, казахстанская журналистка, проживающая в Валенсии.
В Испании также существует система государственной поддержки для приютов, которая зависит от региона. Например, в Галисии владельцам, забирающим животных из приютов, частично компенсируют расходы на стерилизацию и прививки. Власти активно открывают новые приюты или расширяют существующие. Так, в 2023 году в Валенсии был анонсирован проект муниципального приюта для кошек и собак. Также испанские государственные программы и кампании пропагандируют ответственный подход к содержанию животных, стерилизации и усыновлению.
Тем не менее, как отмечает Диана Абдуллаева, испанские приюты сталкиваются с рядом проблем:
Россия
В России деятельность приютов частично регулируется Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными». Мы поговорили с Янной Аврелиной, PR-директором Московского приюта «Муркоша», который принимает от 10 до 50 кошек в месяц. Приют существует уже 10 лет, за это время 8200 кошек обрели новый дом. В приюте работают 30 постоянных сотрудников и 200 волонтеров, которые периодически помогают.
«В среднем в месяц находим новый дом для от 30 до 70 кошек. У нас вся отчетность ведется в открытом доступе, во всех наших соцсетях выкладываются посты пристроенных животных. Более того, у каждого пристроенного кота есть отдельный свой пост с порядковым номером, и любой желающий человек может отследить судьбу питомца от момента принятия и до пристройства в новый дом. После пристройства мы отслеживаем судьбу наших подопечных. Раз в полгода запрашиваем приветы от новых хозяев животных. Публикуем в группе их фотографии», — делится Янна, рассказывая о трогательных моментах работы приюта.
Приют является частным и работает по схеме кураторства. Это означает, что человек, который находит кошку или сдает своего питомца, приносит животное на опекунской основе, несущего финансовую ответственность за него.
Однако приюты в России сталкиваются с рядом проблем:
Также важным элементом любого приюта является отчетность. Янна добавляет:
«Наш приют ежегодно выкладывает годовые отчеты на сайте. Там указано, чего удалось достичь за год: сколько кошек пристроено, сколько школ посетило с экскурсиями, в каких проектах мы участвовали. Финансовая отчетность также доступна на сайте».
Грузия
Те, кто бывал в Грузии, знают, что эта страна населена сотнями тысяч бездомных собак. Эти животные обитают везде, где есть люди — на улицах городов, в деревнях, вдоль трасс, на пляжах, в парках и скверах, в общем, везде, где можно найти еду и укрытие.
Подавляющее большинство собак выглядит упитанным и ведет себя мирно: они спят, медленно перемещаются среди людей, играют друг с другом, с удовольствием подставляют брюшко прохожим, чтобы их почесали. Агрессию проявляют крайне редко, но речь идет о чипированных собаках с «паспортом» в ухе. Нечипированные особи, которые живут вдали от крупных городов или на пустырях, встречаются реже, и их постоянно отлавливают.
Секрет массового присутствия собак в Грузии кроется в том, что их кормят местные жители и туристы, а пищу всегда можно найти в мусорных баках. Поэтому в Тбилиси практически не встретишь исхудавших псов. Напротив, многие из них страдают от ожирения.
Местные власти не уничтожают собак поголовно. Закон требует отлавливать бездомных животных, вакцинировать их от бешенства, а также стерилизовать или кастрировать, после чего возвращать их на улицы. Однако собаки, проявившие агрессию к человеку, подлежат уничтожению. Таким образом, происходит своего рода искусственный отбор, ориентированный на характер. С течением времени в Грузии сформировалась метапорода «добрых псов», которые стали символом этого уникального подхода к бездомным животным.
В Казахстане приюты для животных сталкиваются с огромными трудностями, особенно из-за отсутствия государственной поддержки. Вследствие этого многие из них не имеют обязательной отчетности перед властями, что создает благоприятную почву для мошенничества. Добросовестным приютам приходится выживать в сложных условиях, а потенциальные жертвователи должны тщательно проверять, куда идут их средства, чтобы быть уверенными, что они доходят до бездомных животных.
Мы поговорили с Ириной Болатовой, владелицей приюта для животных в Актау.
Фото: time.kz
«Проблема с бездомными животными — это проблема всего общества, а не только тех, кто боится нападений. Невозможно проводить реформы в обществе, где «лишних» можно уничтожать, а за жестокое обращение с животными не следует никаких наказаний. Необходимо остановить принятие антигуманных и варварских поправок в «Закон об ответственном обращении с животными», — говорит Ирина.
Год назад ее приют, где проживали 300 бездомных собак, оказался под угрозой выселения.
«Землю купили, благодаря Гульмире Абдрашевой собрали деньги, но не переехали, потому что не хватает средств на строительство. Часть построили, но туда перевезли собак с отлова. Сейчас на нашем попечении уже около 500 собак. Основное количество находится на старом месте, часть на новом участке и еще на даче. Мы должны были уехать еще весной, потом до августа договорились. Нам очень стыдно, мы подводим человека — хозяина территории».
За все это время местные органы власти выделили для приюта лишь бочку для воды без крана. Больше помощи не было. Ирина Болатова подтверждает, что в Казахстане в большинстве случаев приюты не получают поддержки, и только в некоторых регионах есть единичные примеры помощи.
«Хотелось бы, чтобы власти больше внимания уделяли вопросу приютов и проблеме бездомных животных. Помощь от государства поможет предотвратить мошенничество. Добросовестные приюты выкладывают отчетность о своей работе, и важно обращать внимание на эту деталь. Хотелось бы, чтобы вопрос приютов регулировался властями, а добровольцы, которые отправляют пожертвования, могли быть уверены, что их деньги доходят до бездомных животных», — добавляет Ирина.
Ирина Болатова предлагает следующее:
«Нужно провести мониторинг ситуации, начать с подсчета количества бездомных и бродячих животных в стране, а также подсчитать количество владельческих животных. Важно понять и принять гуманистический вектор развития общества, пропагандировать и вести разъяснительную работу с населением о важности ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск) и ответственности. Нужно обучать людей и детей правилам поведения с собаками, чтобы избежать укусов и нападений. Необходимо внедрять передовые технологии, обучать наших ветеринаров методам проведения кастраций с минимальными рисками и осложнениями. Важно обеспечить прозрачность в работе отловов и дать общественности доступ к контролю работы ПВС и приютов. Необходимо принять госпрограмму и строго соблюдать ее, наказывая за коррупцию, приписки, халатность и непрофессионализм».
В некоторых странах, таких как США, Австралия, Израиль, Малайзия, Румыния, Южная Корея, проблема бродячих животных остается актуальной, что показывает, что метод умерщвления не решает проблему. В других странах эффективно работают непрямые методы контроля численности бродячих животных, что позволило минимизировать уровни эвтаназии. В Швейцарии, Великобритании и других странах эвтаназия практически не применяется, хотя и предусмотрена. Бродячих животных практически нет, а те, что появляются, пристраиваются или содержатся в приютах. В Германии, Испании, Италии, Польше, Чехии и других странах эвтаназия здоровых социальных животных законодательно запрещена, включая бродячих.
Памятники собакам устанавливались в разных странах, и некоторые из этих памятников имеют уникальные истории. Вот несколько известных примеров:
Хатико (Япония) — один из самых знаменитых памятников собак в мире. Хатико был японским акита-ину, который прославился своей верностью. После смерти своего владельца, профессора Хидэсааба Уэно, Хатико продолжал приходить на железнодорожную станцию в Токио в течение 9 лет, ожидая его возвращения. В 1934 году, спустя 2 года после смерти Хатико, на станции Сибуя был установлен памятник в честь этой преданной собаки.
Бобик (Россия) — в России также есть памятник собаке по имени Бобик, который установлен в Москве. Бобик был символом верности и преданности в советской культуре, и памятник стал одним из известных в столице.
Балто (США) — Балто был сибирским хаски, который стал героем в 1925 году, когда он возглавил команду собак, доставивших сыворотку от дифтерии в город Ном, Аляска, в условиях экстремальных зимних погодных условий. В 1925 году в Нью-Йорке был установлен памятник Балто, который стал символом мужества и силы.