Уже несколько лет в Казахстане не утихают дискуссии о том, является ли Новый год «своим» праздником для казахстанцев. Многие утверждают, что настоящим национальным праздником для страны является Наурыз.
«Новый год – это не наш праздник». Такие заявления всё чаще можно встретить в социальных сетях, особенно в последние годы. Призывы отказаться от празднования Нового года в пользу национальной идентичности становятся всё громче. Одни видят в этом празднике пережиток советского прошлого, другие уверены, что основное внимание следует уделять Наурызу – истинно казахскому празднику весны и обновления. Однако есть и те, кто выступает за сохранение всех праздников, считая их важной частью общей культуры.
Редакция «NewTimes.kz» обратилась к экспертам, чтобы выяснить, действительно ли в казахстанском обществе меняется отношение к празднованию Нового года.
История праздника Нового года уходит корнями во времена Древнего Рима, когда его отмечали с началом полевых работ, символизирующих начало нового цикла. У христиан Новый год изначально праздновался в разные даты, такие как 1 марта, 25 марта, 23 сентября и 25 декабря. Однако в 46 году до нашей эры, по указу Юлия Цезаря, Новый год был перенесён на 1 января. Этот день посвящался богу Янусу — покровителю дверей, выбора и новых начинаний. В честь Януса люди приносили жертвы и приступали к важным делам.
В Восточной Европе Новый год долгое время отмечали в марте или в день Пасхи. В России традиция праздновать Новый год 1 января появилась благодаря реформам Петра I, который внедрил европейский календарь. Именно из России эта традиция позднее распространилась и в страны Центральной Азии.
Фото из личного архива Нурмухамата Имамова, imamov.kz
Согласно данным из открытых источников, традиция праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появилась в Казахстане в середине XIX века, когда на территории страны начали обосновываться русские переселенцы. Однако окончательно эта традиция укрепилась с приходом советской власти. Как отмечает историк Жаксылык Сабитов, именно в советский период в Казахстане был заложен фундамент празднования Нового года в эту дату.
«Фактически Новый год стал главным праздником. Это было сделано для того, чтобы заменить религиозные праздники, как, к примеру Рождество. Поэтому Новому году и уделялось столько внимания», – отметил историк.
По словам руководителя центра исследований «Сандж» Жанар Джандосовой, Новый год стал светским праздником, который изначально был введён в противовес Рождеству и другим религиозным торжествам.
«Можно сказать, что власти намеренно вводили Новый год как праздник, чтобы отодвинуть на второй план религиозную составляющую. Однако такие элементы, как ёлка, игрушки на ней и встреча в полночь, имеют религиозные корни и прослеживаются в традиции празднования. За годы существования Советского Союза эта традиция прочно укоренилась в нашей стране. После обретения независимости Казахстан сохранил эту традицию, придав ей национальный колорит. Например, мы уже не говорим «Дед Мороз», а используем казахское имя «Аяз Ата», а Снегурочку называем «Ақшақар», – отметила социолог.
Фото из личного архива Нурмухамата Имамова, imamov.kz
Руководитель проектов Eurasian Center for People Management Айман Жусупова рассказала о результатах масштабного социологического исследования, проведённого в 2023 году. В рамках этого проекта казахстанцев опрашивали о том, какие праздники они считают исконно казахстанскими.
«Согласно полученным данным к числу трех праздников, которые как исконно казахстанские были обозначены всеми участниками исследования во всех городах страны, отнесли День независимости, День Республики и Наурыз. При этом значимая часть участников исследования рассматривали как праздник, символизирующий истинное рождение нового года именно Наурыз. Новый год вызывал противоречивое восприятие у граждан. Звучали мнения, что это не мусульманский праздник. Хотя при этом доминировала точка зрения о том, что это праздник, объединяющий граждан страны, который отмечается во всем мире», – сказала Айман Жусупова.
Эксперт отмечает, что в Казахстане сегодня наблюдается рост национальной идентичности, что неизбежно приводит к переосмыслению многих социальных практик, в том числе праздники. Тем не менее, по словам Айман Жусуповой, Новый год остаётся, прежде всего, международным праздником, который объединяет казахстанцев вне зависимости от их этнической или культурной принадлежности.
Руководитель центра исследований «Сандж» Жанар Джандосова отметила, что в казахстанском обществе не наблюдается тенденции к всеобщей отмене празднования Нового года. Однако, по её словам, влияние религиозного фактора становится заметным.
«Религиозные влияния говорят о том, что Новый год — это противоестественный праздник, и вообще устраивать торжества не нужно. Если есть изменения в тенденции, то только по этому поводу. В целом, в казахстанском обществе этот праздник остается важным, так как подводятся итоги года, и есть выходные дни. Количество дней для отдыха является определяющим фактором», – ответила специалист.
Руководитель центра исследований «Сандж» Жанар Джандосова также подчеркнула, что значительное влияние на отношение общества к празднованию Нового года оказывает телевидение.
«Значительная часть населения продолжает смотреть телевизор, и российские каналы до сих пор оказывают на нас большое влияние. Наши местные телеканалы также ориентированы на создание атмосферы предвкушения Нового года. Праздничное настроение и атмосфера формируются прежде всего в коммерческом и мультимедийном секторах, которые активно транслируют эти ожидания в общество», — отметила Жанар Джандосова.
Историк Жаксылык Сабитов считает, что в казахстанском обществе нет единого мнения относительно празднования Нового года. Однако, по мнению специалиста, этот праздник стал восприниматься в первую очередь как наследие советского союза.
«Безусловно, Новый год по советской традиции стал значимым культурным праздником. Для старшего поколения он по-прежнему важен и символизирует многое. Это время подведения итогов года, личных достижений, постановки целей и задач. Но сегодня общество стало более разнообразным, и у каждого есть своё мнение и подходы. Поэтому отношение к празднику у нас столь разное: для одних это важное событие, другие его игнорируют, а третьи рассматривают как связь между поколениями», — добавил он.
Фото из личного архива Нурмухамата Имамова, imamov.kz
По словам руководителя центра исследований «Сандж» Жанар Джандосовой, казахстанские власти стремятся популяризировать Наурыз, уделяя с каждым годом всё больше внимания этому празднику.
«Если обратиться к истории, то Наурыз почти совпадает с моментом обретения нашей страной независимости. Фактически, ещё перед распадом СССР, в 1988 или 1989 году, Наурыз был реабилитирован как праздник и стал официально отмечаться в центральноазиатских республиках, в том числе и в Казахстане. С тех пор он приобретал всё большее значение. С обретением независимости Наурыз получил статус выходного дня, и именно в этот период стали проводиться различные мероприятия. Поэтому отношение к празднику теперь связано с его символической ролью, как одного из символов независимости», — рассказала социолог.
Эксперт отмечает, что, несмотря на значимость Наурыза для казахстанцев, по-прежнему сохраняются такие факторы, как подведение итогов, которое традиционно проводится в конце декабря.
«Годовые итоги, завершение проектов у нас приурочивается к концу года. Тогда же и высчитают KPI, подводятся результаты. И планирование осуществляется соответственно с начала января. Отсюда и ассоциации того, что новый год начинается именно с 1 января, а не в середине марта. Хотя мне, конечно, больше нравится Наурыз как празднование нового года. Потому что в это время природа пробуждается, погода теплеет, увеличивается световой день, и это не может не радовать», – подчеркнула Жанар Джандосова.
Эксперт отмечает, что религиозные группы не приветствуют и празднования Наурыза, не говоря уже о Новом годе.
«Потому как Наурыз не имеет отношения к каким-то религиозным вещам. Но, в Казахстане у нас все так перемешано. Национальные и мусульманские традиции очень переплетены. В каком-то смысле праздную Наурыз, мы думаем, что празднуем нечто мусульманское. Хотя мусульмане сам праздник Наурыз не приемлют», – добавила спикер.
Фото из личного архива Нурмухамата Имамова, imamov.kz
По словам историка Жаксылыка Сабитова, в Казахстане полностью отказаться от празднования Нового года невозможно.
«Скорее всего, значимость Нового года будет снижаться. Безусловно, власти стремятся сделать Наурыз более важным, и с каждым годом мы видим, как его значение возрастает. Эта тенденция очевидна. Однако, думаю, что полностью отказаться от празднования Нового года нам не удастся. Есть старшее поколение, для которого этот праздник имеет большое значение. Нельзя забывать, что Казахстан — многонациональная страна, и Новый год также является праздником, который объединяет народы», — ответил историк.
Руководитель центра исследований «Сандж» Жанар Джандосова отмечает, что в Казахстане всегда существовало и будет существовать особое отношение к празднованию Нового года, учитывая трагические события, связанные с декабрьскими датами в истории страны.
«Наши декабрьские события — 16-17 декабря в разные годы, в том числе 1986 год и события 2011 года в Жанаозене — а также ежегодная напряженность в декабре делают власти особенно настороженными в этот период. Кроме того, большое количество людей, помня о жертвах этих трагедий, не позволяет ни властям, ни коммерческим организациям готовиться к Новому году с размахом. Поэтому празднование, которое в других странах начинается ещё в ноябре, в Казахстане не приветствуется. Для нас декабрь до 18 числа — это месяц скорби. И пока не пройдут декабрьские даты 16-17 числа, большая часть народа будет против активной подготовки к празднику. Если вы заметили, главные городские ёлки у нас официально зажигают не раньше 18 декабря. Для коммерческих структур оставшиеся две недели до 1 января — это слишком короткий срок, чтобы развернуть продажи. Поэтому многие иностранцы, приезжая в Казахстан в начале декабря, удивляются, что здесь не так празднично. Эти события и создают снижение ожиданий Нового года», — поделилась социолог.
Также эксперт добавила, что в стране очень сильно меняется демографический состав, который также влияет на тенденцию празднования Нового года.
«Уже сейчас у нас в стране больше казахоязычного и молодого поколения, которое уже не следует тем традициям, которые были выработаны в советское время. Некоторые даже не сталкивались с как таковым празднованием Нового года, как это делало более старшее поколение. Молодые люди достаточно спокойно относятся к празднику, и не вкладывают в него какой-то глобальный смысл», - сказала специалист.
Фото из личного архива Нурмухамата Имамова, imamov.kz
Для Айнагуль и ее семьи Новый год — самый любимый праздник. Она с детьми заранее наряжают ёлку, выбирают подарки и планируют новогодние угощения.
«Я люблю этот праздник именно за сам процесс подготовки. Это такое доброе и тёплое время, когда хочется создать ту самую волшебную атмосферу. Для детей это любимое время года. Мы создаём игрушки, печём имбирное печенье, а дети пишут письма Аяз ата. В новогоднюю ночь всегда проводим время с родными. Для нас это семейный праздник, который дарит тепло, уют и веру в лучшее. Сейчас в мире и обществе так много негатива, поэтому Новый год — это для меня маленький шанс сделать нашу жизнь немного более позитивной», — рассказала жительница Астаны.
Житель Алматы Нурлан считает Новый год переоценённым событием, которое, по его мнению, создаёт ненужную суету.
«В моём детстве, как и у многих, я помню, как родители прятали всё самое вкусное на Новый год. Будь то дефицитные консервы или шоколад, всё хранилось для праздника. Родители ставили это на стол для гостей, отказываясь в лакомствах и себе, и нам. Поэтому фраза «Не трогай, это на Новый год» вызывает у меня не самые приятные воспоминания. Ведь лучшее взрослые оставляли в ущерб себе, а нам. А ведь это того не стоило. Хорошо, что наше поколение другое. Мы, наоборот, стараемся приобрести самое лучшее для себя и детей. Сейчас я отношусь довольно спокойно к празднованию Нового года. 31 декабря мы обычно отдыхаем семьёй: ходим в развлекательные центры или в баню. Обедаем или ужинаем в ресторане, а дома тихо отмечаем с небольшим количеством блюд, которые супруга заранее заказывает. Без готовки, нервов и суеты», — поделился Нурлан.
Житель Экибастуза Жасулан рассказал, что для его семьи Новый год — это лишний повод собраться за одним дастарханом.
«У нас, как в американских фильмах. Каждый год мы собираемся с родными в большом доме у дедушки и бабушки. Аташка с апашкой с детства любили собирать всех близких за праздничным столом, и это качество они передали своим детям и нам, внукам. Поэтому каждый Новый год мы собираемся всей семьей в деревне, у аташки. Когда был моложе, я не понимал эту семейную традицию. Хотел гулять с друзьями, проводить, как мне тогда казалось, более весёлое время. Но после смерти любимого дяди я понял, что все мы не вечны, и нужно собираться с родными при любой возможности. Конечно, каждый из родственников теперь по-разному относится к празднику. Кто-то критикует, кто-то скупает подарки, а другие пытаются одеть нас всех в одинаковые пижамы или свитера, как в голливудских фильмах. Но объединяет нас одно — желание побыть вместе хотя бы раз в году», — резюмировал он.
Подготовила Айгерим Абилмажитова. Фото из личного архива Нурмухамата Имамова