среда, 29 января 2025 г.
icon
516.77
icon
542.87
icon
5.33
Алматы:
icon
-5oC
Астана:
icon
-7oC
×

Самый дорогой в Центральной Азии лыжный трамплин простаивает в Щучинске. Фоторепортаж

Лыжная база с 125-метровым трамплином стоимостью 38 миллиардов тенге, стоит в Щучинске. Объект напоминает памятник о чиновниках, которые бездумно тратили бюджетные деньги. 

Фото: ИА «NewTimes.kz»
Фото: ИА «NewTimes.kz»

В 2018 году в Щучинске с помпезностью открыли республиканскую лыжную базу с 125-метровым трамплином, презентованным тогда еще президенту Нурсултану Назарбаеву. Строительство комплекса, стоимостью 38 миллиардов тенге, растянулось на 12 лет, но, несмотря на огромные вложения, база не оправдала ожиданий. О том, как выглядит дорогостоящий трамплин, и почему он не доступен зимой – в репортаже корреспондента ИА «NewTimes.kz» Айгерим Абилмажитовой. 

Как строили трамплин?

Строительство республиканской базы лыжного спорта с трамплином в Щучинске началось в 2006 году и растянулось на целых 12 лет.

 

Объект был полностью введен в эксплуатацию лишь в 2018 году. 

Общая площадь республиканской базы составляет 125 гектаров и включает две очереди. Первая очередь — лыжная база с биатлонными и лыжными трассами, занимающая около 111,54 гектаров, вторая — трамплины К 90 и К 120, на площади 14 гектаров.

Республиканская база лыжного спорта включает лыжный стадион, стрельбище, крытый спортивный комплекс с плавательным бассейном и тренировочными залами, а также сооружения для прыжков с трамплина и административные помещения.

Строительство объекта, по данным Комитета по делам спорта и физической культуры МТС РК, обошлось бюджету в 38 миллиардов тенге, при этом изначальная стоимость проекта была в четыре раза ниже.

В 2017 году депутаты партии «Ак жол» в своем запросе тогда еще министру культуры и спорта Арыстанбеку Мухамедиулы озвучили данные о первоначальной стоимости проекта республиканской базы лыжного спорта в Щучинске и вопросе целесообразности его строительства.

«Первоначальная стоимость проекта была согласно заключения РГП «Госэкспертиза» составила 9,34 миллиарда тенге, со сроком окончания в 2008 году. В 2009 году была произведена корректировка бюджета, при которой общая стоимость проекта увеличилась до 15,24 миллиарда тенге. Решением бюджетной комиссии от 22 сентября 2016 года была проведена еще одна корректировка проектно-сметной документации, а стоимость проекта увеличилась до 38,53 миллиарда тенге. Таким образом, этот проект можно отнести к самым долгостроящимся в стране, а его стоимость увеличилась более чем в 4 раза от первоначальных расчетов.


Эскизы лыжного трамплина в Щучинске. Фото с сайта mabetex.com. 

«В мае 2015 года Вы заявили, цитирую «Объект сейчас готов на 90 процентов. Осталось достроить трамплин» и что функционирование этой базы начнется с 1 января 2016 года. 23 февраля 2016 года Вы снова озвучили, что международный центр лыжного спорта в Щучинске заработает в течение 2016 года, потому что «База уже готова, [только] трамплины до конца не доделали». А в сентябре 2016 года Министерство увеличивает бюджет этого проекта еще на 23 миллиарда тенге. Возникает вопрос, какие факторы могли повлиять на столь значительное увеличение стоимости, при готовности проекта на 90 процентов? Неужели 10 процентов в 2,5 раза дороже, чем 90 процентов? (...). Вызывает недоумение ситуация с указанным комплексом. Если, как вы сказали 23 февраля 2016 года, проблема только в строительстве трамплина, и именно на него потребовались средства, которых хватило бы на строительство 30 новых школ или больниц, то может быть, просто исключить трамплин из проекта?», – говорится в запросе.


Эскизы лыжного трамплина в Щучинске. Фото с сайта mabetex.com. 

Генеральным подрядчиком проекта является швейцарская строительная компания Mabetex Group, которая также построила большинство крупных административных объектов в Астане.

На сайте строительной компании заказчиком данного объекта указано Министерство спорта и туризма Казахстана.


Скриншот с сайта mabetex.com

Сегодня спортивный объект называется Национальным центром лыжного спорта. Однако, как оказалось, проблемы проекта заключаются не только в высокой стоимости и затягивании сроков ввода, но и в пригодности лыжного трамплина для использования в зимний период. Так, партия «Ак жол» в своем депутатском запросе поднимала вопрос о соответствии климатических условий для прыжков с трамплина зимой.

«Щучинск всегда был одним из центров подготовки наших спортсменов по лыжным гонкам. Но для горных лыж и трамплинов нужен иной ландшафт и иные климатические условия. Так, согласно утверждениям специалистов, тренировки и соревнования на трамплинах могут проходить при температуре не ниже -10, -15 градусов и при минимальной силе ветра. Между тем, в Щучинске, по данным метеослужбы, температура зимой нередко опускается ниже -20, -25 градусов, а также имеют место ветровые порывы», – говорится в запросе.

Про опасность строящегося трамплина в 2014 году свое мнение озвучивал старший тренер сборной Казахстана по прыжкам с трамплина Кайрат Биекенов. По словам специалиста, прыжки с данного объекта могут быть опасными для жизни и здоровья спортсменов из-за ветров. 

«Если в Щучинске будут такие ветровые условия, как они были 5 лет назад, пока я возглавляю сборную, я не дам прыгать своим ребятам там, потому что это опасно для их здоровья и жизни. Если этот трамплин использовать, то тогда его необходимо сделать полностью закрытым, как, к примеру, теннисные корты. (...). Я туда съездил, сделал оценку и написал служебку на имя председателя комитета по спорту Анатолия Кульназарова о том, что по моему мнению, лучше там будет построить маленький трамплин на 10, 20, 30 или максимум 50 метров для того, чтобы там развивались дети. Строительство больших трамплинов, которые они там планировали построить на 90 и 120 метров, строить нельзя, потому что роза ветров там очень плохая, сильные ветры», - рассказывал Биекенов редакции Tengrinews.kz.

 «Сейчас в мире очень сильно меняется климат, и возможно, к тому времени, когда построят трамплин, погода в городе тоже изменится», – предположил Кайрат Биекенов в 2014 году. 

Мы связались со старшим тренером сборной Казахстана по прыжкам с трамплина Кайратом Биекеновым и уточнили о текущей эксплуатации объекта. По словам тренера, лыжный трамплин в Щучинске используется спортсменами для тренировок только в летний период.

«В 2014 году ветер был сильным, и, если честно, он дует и сейчас. Однако этот комплекс считается одним из лучших в мире, оснащён лыжным биатлонным стадионом, гостиницей, тренажёрным залом, игровым залом и трамплином. С 2019 года мы тренируемся в основном в Щучинске и Алматы, проводя летнюю подготовку в мае, июне и июле. Каждый трамплин имеет свой профиль, и для подготовки как молодых, так и более опытных спортсменов именно там создаются отличные условия. Мне нравится большой трамплин, потому что на нём можно лететь до 150 метров, что даёт спортсменам уверенность. Конечно, ветер бывает, но климат меняется. Например, недавно в немецком Клингентале отменили соревнования из-за ветра, хотя там его редко бывает. Это, вероятно, следствие глобальных климатических изменений», – добавил он. 

На вопрос о причинах, почему лыжный трамплин в Щучинске не используется зимой, тренер ответил, что большинство спортсменов проживает в Алматы, где и проходят их тренировки.

«Зимой в Щучинске на трамплине не проводятся учебные тренировки, потому что все участники спортсмены родом из Алматы, соответственно живут они там. У нас просто не хватает времени приезжать в Щучинск. С ноября мы уезжаем, так как начинаются соревнования. У нас не так много спортсменов для охвата календарных соревнований. Зимой мы практически дома не бываем», – сказал он.

Отметим, что в Алматы есть международный комплекс лыжных трамплинов «Сункар», построенный к зимним Азиатским играм 2011 года. Длина больших трамплинов на этом комплексе составляет 125 и 90 метров, как и в Щучинске.


Фото с сайта olympic.kz

На вопрос о том, проводились ли исследования ветреных порывов и изменились ли они после 2014 года, старший тренер сборной Казахстана по прыжкам с трамплина Кайрат Биекенов отметил, что точно не владеет информацией об изучении этого вопроса.

«Но Международная федерация лыжного спорта (FIS) выдала Сертификаты соответствия трамплинов. Я думаю, что инспектора FIS провели все нужные исследования и испытания. Также в Щучинске уже проводились международные соревнования», – добавил тренер. 

Информацию о получении сертификата от FIS нам подтвердили в Комитете по делам спорта и физической культуры Министерства туризма и спорта. По данным ведомства, с 2018 по 2024 год на республиканской лыжной базе в Щучинске было проведено 4 международных соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина.

  • Кубок FIS (Международной федерации лыжного спорта) по прыжкам на лыжах 2019 год;
  • Континентальный кубок FIS по прыжкам на лыжах 2019 год;
  • Международные соревнования — забег на трамплин Red Bull 400, 2019 год;
  • Летний этап Кубка мира гран-при по прыжкам на лыжах с трамплина 2021 год.

Что интересно, все международные соревнования и учебные тренировки в Щучинске проводились только в летний период или в начале осени. Об этом свидетельствуют архивные новости на сайте Международной федерации лыжного спорта. Основные же чемпионаты, такие как этапы Кубка мира по зимним видам спорта, в том числе прыжки с трамплина, проводятся именно в зимний период.


Скриншот с сайта fis-ski.com.

Кубок мира — это престижная серия соревнований, проводимая под эгидой Международной федерации лыжного спорта (FIS). Он объединяет лучших лыжников со всего мира и является важнейшим ежегодным событием в мире лыжных гонок. Кубок мира включает несколько этапов, которые проходят в различных странах в течение зимнего сезона, обычно с ноября по март. Результаты спортсменов в отдельных гонках выражаются в баллах, по сумме которых в итоге определяются победители в нескольких дисциплинах среди мужчин и женщин.

Что же происходит на лыжном трамплине в Щучинске зимой, пока остальной мир следит за этапами Кубка мира? Ничего. Он пустует.

Основные посетители комплекса — сотрудники лыжного центра, которые почти каждый день вручную очищают трамплин и его территорию от снега.

«Ежегодно на эксплуатационные расходы Национального центра лыжного спорта выделяется 471 975 000 тенге. В частности, для поддержания лыжных трамплинов — 54 миллиона тенге, включая фонд заработной платы — 31 миллион тенге, а ежегодно на эксплуатационные расходы — 23 миллиона тенге», — сообщили в Комитете по делам спорта и физической культуры МТС РК в ответ на запрос редакции.

Трамплин в Щучинске напоминает ЛРТ, который тоже не был построен за один день. На его возведение было потрачено огромное количество денег, а также имела место история с коррупцией, затянувшая сроки строительства. ЛРТ стали называть памятником коррупции, а трамплин в Щучинске можно рассматривать как памятник тем чиновникам, которые бездумно расходовали бюджетные средства.

Кстати, наш бюджет уже несколько лет остается дефицитным, и с 2023 года дефицит стал расти с угрожающей скоростью. На начало октября 2024 года он составил 3,6 трлн тенге, что значительно больше, чем 2,4 трлн тенге по итогам 2022 года.

Сегодня Министерство национальной экономики заявляет, что в бюджете образовались дыры и денег нет. Однако возможно, деньги и были бы, если бы они тратились более эффективно и с умом.

Что думаете об этом?
Нравится 3
Мне все равно 0
Забавно 3
Сочувствую 0
Возмутительно 25