Известный спортсмен из Актау, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса Ильдар Ягьяев, который уехал на заработки за границу, сообщил, что подал заявку на политическое убежище в Великобритании.
Мы часто рассказываем истории трудовых мигрантов, которые решают уехать из Казахстана в другие страны на заработки. Одним из таких является спортсмен из Актау Ильдар Ягьяев, который два года назад отправился в Великобританию собирать капусту. Мы решили взять у него интервью как у одного из героев материала, но неожиданно узнали, что казахстанец подал запрос на политическое убежище в Великобритании. Подробнее – читайте в материале журналистки ИА «NewTimes.kz» Аурелии Акмуллаевой.
От редакции: данный материал не является призывом к тому, чтобы наши соотечественники уезжали за границу на заработки. Это личное решение каждого человека, который сам выбирает, остаться ли ему на родине или уехать в другую страну.
«Я попросил политическое убежище в виде защиты, так как поступали угрозы жизни в Казахстане после моих публичных высказываний. Началось все в июле, когда все СМИ узнали, что известный спортсмен уехал собирать капусту в Англию. После мне начали звонить с разных номеров, писать в соцсетях, искать меня дома и на работе непонятные люди», – сообщил Ильдар.
Ильдар рассказал, что за два года пребывания в Англии ему пришлось сменить несколько работ, первое время он работал на полях.
«Я был стюардом футбольных матчей, лейбором (разнорабочий – прим. Авт), работал в Макдональдсе. Пока без легализации с работой трудно. Как только мне одобрят получение политического убежища, возможны варианты получше – друзья предлагают, ведь в Казахстане я работал директором известных сетей быстрого питания», – рассказал Ильдар Ягьяев.
За пять рабочих дней Ильдар зарабатывает 800 фунтов (около 518 тыс. тенге – прим. авт). Трудоустройство зависит от способностей и навыков соискателя, а также наличия документов.
Его день начинается с подъема в 7:00. Работа длится с 8:00 до 16:00 с несколькими перерывами. После работы Ильдар вместе с друзьями идет в спортзал, где тренирует молодых ребят.
«Мне не хватает детей, родителей, традиционной кухни – бауырсаков и бешбармака с қазы. Очень сильно соскучился по детям, хочу на каникулы привезти их. Я планирую остаться здесь. Считаю, что нужно двигаться только вперед и изучать мир. Мы не деревья – к месту не привязаны», – поделился Ильдар.
Он дал совет тем, кто хочет поехать на заработки.
«Я советую быть готовыми, потому что мир это иногда опасное место. Важно, как ты держишь удар и двигаешься вперед. Если знаешь, что чего-то стоишь — иди. Не нужно говорить: «Я бы ничего не добился из-за кого-то». Так делают трусы. Пока ты не поверишь в себя, ничего не будет», – считает Ильдар.
33-летняя Мейир Нуршаткызы вместе с семьей уже два года живет в Южной Корее. По её словам, решение уехать было принято из-за нехватки финансов.
«Жить от зарплаты до зарплаты было сложно. Чтобы накопить на квартиру или оформить ипотеку, совсем не было лишних денег. Мы не могли так жить и решили уехать», — поделилась она.
Мейир по профессии бухгалтер. В Южной Корее она работает на заводе по производству деталей для техники LG. Семья планирует остаться здесь еще два-три года, а после возвращения в Казахстан открыть свой бизнес.
Рабочий день Мейир длится с 8:00 до 17:00. Перед этим, в 7:30, она отвозит ребенка в детский сад. Кроме того, казахстанка работает дополнительные два часа. В 19:00 она едет домой, чтобы провести время с семьей. В субботу она часто работает, и в это время за дочерью присматривает муж.
«Местные относятся к нам хорошо, где-то помогают — если не можешь найти адрес, возьмут за ручку и проводят в нужное место. Порядок везде, все по очереди, в том числе при оплате на кассе, в кафе, и никто ее не нарушает. Если написаны правила — значит, так и должно быть, их сложно переубедить», — рассказала казахстанка.
По ее словам, люди старше 45 лет очень трудолюбивые.
«Молодежь не хочет работать на заводах и полях, поэтому для нас много работы. Не имеет значения, находишься ли ты в Южной Корее легально или нет, твои права всегда защищают. Например, если вовремя не выплачивают зарплату или угрожают, полиция защитит. При получении травмы на рабочем месте работодатель должен оплачивать все твои расходы. Когда живешь спокойно, не нарушая правил, то все хорошо. Если нарушить закон — спросят строго», — добавила Мейир.
Тяжелый труд и прочие сложности Чаще всего за границей казахстанцы сталкиваются с языковым барьером. Так, в Южной Корее не все говорят по-английски. Также есть сложности с питанием — почти во всех мясных продуктах встречается свинина, а мусульмане ее не едят.
«Все почти так, как в дорамах, так что их любителям здесь нравится. Адаптация к работе проходит очень сложно, так как раньше мы не сталкивались с таким физическим трудом — он составляет 90% процесса. Также важна скорость. В основном, иностранцы работают на строительстве, заводах и полях. В общем, вся черная работа. Чем быстрее выучишь язык, тем легче найти нормальную работу», — отметила Мейир.
По ее словам, им не хватает родителей рядом, но она активно общается с соотечественниками в Южной Корее. В каждом городе есть диаспора, казахстанцы помогают друг другу во всем — от поиска работы и жилья.
В среднем в Южной Корее мужчины зарабатывают 1-1,5 млн тенге в месяц, а женщины — от 600 тысяч тенге до 1,2 млн тенге.
Читайте также: Сравнение цен: что можно купить на 20 долларов в Казахстане и Польше?
В России казахстанцы зарабатывают меньше, чем в Великобритании и Южной Корее — в среднем 300-500 тысяч тенге. Тем не менее, в соседнюю страну тоже едут в поиске работы. На это влияет несколько факторов. При трудоустройстве в России у казахстанцев возникает меньше бумажной волокиты, учитывая наличие безвизового режима, а также знание языка и местного менталитета.
По итогам первого квартала 2023 года, 194 тысячи казахстанцев выехали за рубеж, в основном, на заработки. Из них около 162 тысяч граждан РК — в Россию. Такие данные ранее озвучили в комитете по миграции Минтруда и социальной защиты населения РК.
25-летний алматинец (пожелал остаться анонимом – прим. Авт.) работает в Санкт-Петербурге. Он управляет водными судами и возит жителей и гостей по рекам и каналам города, а также проводит инструктаж управления яхтой и небольшие экскурсии по Петербургу. На этих суднах летом катаются влюбленные пары, семьи, компании, отмечающие праздничные события.
Он признался, что на родину тянет – там осталась семья, но в Санкт-Петербурге видит больше возможностей для карьерного роста.
«Первое впечатление о стране было положительное. Город очень красивый, люди доброжелательные и это все вкупе создает атмосферу, в которой тебе приятно находиться. Местные жители относятся к казахстанцам позитивно. Я хорошо говорю по-русски, мне очень легко найти контакт с людьми и никаких трудностей у меня не возникает», — рассказал он.