пятница, 7 февраля 2025 г.
icon
515.31
icon
533.96
icon
5.3
Алматы:
icon
-5oC
Астана:
icon
-17oC
×

Реформа по НДС: почему казахстанцы паникуют, а Жумангарин – невозмутим

Разбираемся, почему в казне не хватает денег, кто в этом виноват и как реформа по НДС повлияет на неизбежный рост цен в Казахстане.

Фото: primeminister.kz
Фото: primeminister.kz

Казахстанские власти готовят радикальные изменения в налоговой системе: НДС могут поднять с 12% до 20%, а порог обязательной регистрации снизить до 15 млн тенге. Кто-то видит в этом вынужденную меру на фоне бюджетного кризиса, а кто-то — смертельный удар по бизнесу и кошелькам граждан. Но за этими цифрами скрывается нечто большее: нарушение привычного порядка принятия налоговых решений. 

Добавляет неопределенности и обещание Дональда Трампа обрушить цены на нефть — это может больно ударить по экономике Казахстана, которая зависит от нефти, как наркоман от дозы.

Латаем дыры 

Правительство объясняет повышение НДС попыткой залатать бюджетные дыры. Однако директор исследовательской компании «Улагат Консалтинг Групп» Марат Каирленов уверен: дело не в недостатке налогов, а в раздутом и неэффективном госуправлении. Он отмечает, что в последние годы Казахстан бьёт антирекорды по инвестициям в ВВП, а изъятия из Национального фонда достигли беспрецедентных объемов.

«У нас большие проблемы с квазигосударственным сектором. Расходы госхолдингов просто огромны. Власти не раз говорили о высокой доле закупок из одного источника, что свидетельствует о высоких коррупционных рисках. Но что мы видим? Поругают, поругают — и всё остаётся как есть. Госхолдинги заявляют, что их активы составляют 50% ВВП. То есть половина экономики страны фактически управляется чиновниками, которые снова просят денег, обещая "инвестировать правильно". Но где результаты?» — задаётся вопросом Каирленов.

«Доходность "Самрук-Казына" в десять раз ниже, чем у сопоставимых частных компаний. Если бы госуправление было эффективнее, холдинг мог бы приносить бюджету не один, а десять триллионов тенге в виде налогов и дивидендов. Это помогло бы решить многие финансовые проблемы без повышения налогов. Но вместо этого холдинг продолжает тянуть деньги из бюджета», — считает он.

Несмотря на поступления от нефтяных доходов, дефицит бюджета продолжает расти, отмечает эксперт.

 «Даже с учётом поступлений от экспорта нефти дефицит бюджета достигает 3% ВВП — это уже признак бюджетного кризиса», — заключает Каирленов.

Где деньги, Зин? 

Эксперт напомнил, что из Казахстана незаконно вывели значительные суммы, но вернуть удалось лишь малую часть — гораздо меньше, чем ожидалось. Каирленов называет работу по возврату активов не более чем имитацией бурной деятельности.

 «Где деньги, которые вывели из страны? Нам показали, что вернули всего 1–1,5% этих сумм. По сути, устроили имитацию бурной деятельности: погрозили пальчиком — и на этом всё. А теперь, вместо реальной работы, перекладывают финансовое бремя на граждан и бизнес. Повышение налогов — это прямое следствие провала в возвращении вывезенного капитала. Власти должны разбираться с теми, кто вывел деньги, а не заставлять людей за это расплачиваться». 

Досым Бесбай, руководитель Фонда развития человеческого капитала EPG считает, что государство оказалось в нынешнем положении не из-за нехватки налогов, а из-за отсутствия структурных реформ и неэффективного управления экономикой.

 «Три года мы держим высокую базовую ставку, убивая инвестиционную активность. А теперь вдруг обнаружили замедление роста экономики и снижение налоговых отчислений. Наоборот нужно стимулировать экономический рост, снижать процентные ставки, оптимизировать неэффективные расходы государства. Мы же просто надеялись на нефтяные доходы, а они сократились», – отмечает эксперт.

НДС, Трамп и нефть

Некоторые эксперты связывают налоговую реформу с глобальной нестабильностью и возможным снижением цен на нефть, что может ударить по нефтяным доходам Казахстана. Президент США Дональд Трамп на экономическом форуме в Давосе заявил:

«Если цена [на нефть] упадёт, война России и Украины закончится немедленно! Сейчас цена достаточно высока, чтобы эта война продолжалась. Надо снизить цену нефти, надо закончить эту войну».

Однако Марат Каирленов придерживается иной точки зрения.

«Связана ли реформа по НДС с заявлением Дональда Трампа о том, что он обвалит цены на нефть, увеличив добычу в Америке? Ну, я думаю, слабо», — говорит он.

По его словам, бюджетные проблемы Казахстана начались задолго до возможного обвала цен на нефть, ещё при средней цене в 84 доллара за баррель.

«Если взять 2023-2024 годы, то там средняя цена была 84, потом 81 доллар. При этом сбалансировать бюджет не получается. У нас последние два года были рекордные изъятия из Национального фонда. Проблема не в нефти, а в госуправлении», — объясняет он.

Кроме того, инвестиционный климат резко ухудшился: в 2023 году объем инвестиций к ВВП составил всего 14,8% — худший показатель за 26 лет.

Налоговый кодекс

Некоторые связывают повышение НДС с затянувшейся разработкой нового Налогового кодекса, который так и не был подписан в сентябре 2024 года. Тогда президент Касым-Жомарт Токаев поручил не торопиться с его принятием, подчеркнув важность детального обсуждения в правительстве и парламенте. Однако вскоре выяснилось, что реформа НДС — это самостоятельная инициатива, не имеющая прямого отношения к новому кодексу.

Сакен Карин, член рабочей группы по разработке нового Налогового кодекса заявил, что изначальный вариант проекта закона был опубликован на портале «Открытые НПА» и вынесен на обсуждение в июне 2024 года, однако позже документ претерпел кардинальные изменения.

«И вместо того, чтобы доработать этот проект налогового кодекса, они просто разместили на сайте Министерства национальной экономики новый проект налогового кодекса, который в корне другой, не тот, который обсуждался », – отмечает Карин.

По словам эксперта, обновленный проект практически без изменений был направлен в Мажилис, что нарушает установленный порядок законотворческой работы.

«Произошло нарушение порядка его согласования и обсуждения. После того, как он попал в Мажилис, он никуда не возвращался, он так и лежит, обсуждается», – поясняет он.

Карин также сомневается, что Налоговый кодекс будет принят в 2025 году, как планирует правительство. По его словам, на данный момент состоялось около 20 заседаний по отдельным нормам, большая их часть была отправлена на доработку.

«Если сейчас только идёт обсуждение норм, которые отправлены на доработку или только отправляют на доработку, то когда их будут принимать? Оставшиеся два месяца – это просто невозможно», – утверждает он.

Карин также прокомментировал инициативу повышения НДС. По его словам, всё выглядит так, будто сначала объявили о повышении налога, а затем начали подбирать под него обоснование.

«Есть только устные заявления. Говорят, что эта работа ведется в Министерстве национальной экономики, но, согласно правилам законотворческой работы, всё должно было быть ровно наоборот. Сначала разрабатывается и обосновывается реформа, а потом её объявляют. А сейчас просто назвали цифру — 20%, а теперь под неё подгоняют объяснение», — говорит эксперт.

Бремя ляжет на бизнес и потребителей

Эксперт по налоговым спорам Сара Бекжуманова уверена, что резкое повышение НДС станет серьёзным ударом для предпринимателей и потребителей. По её мнению, снижение порога регистрации НДС заставит множество малых предприятий встать на налоговый учёт, что потребует найма квалифицированных бухгалтеров и приведёт к дополнительным расходам.

«Это непростой налог. Для его ведения нужны специалисты, которых не так много. Малый бизнес, который раньше не сталкивался с НДС, будет вынужден либо платить больше, либо закрываться. К тому же сразу же вырастут цены на все товары и услуги», – предупреждает она.

Самый болезненный момент — под новые налоговые правила попадут даже те, кто раньше вообще не платил НДС.

«Бремя ляжет на тех, кто ведет свой бизнес «вбелую», кто и так платит налоги. Те, кто работает «вбелую», теперь окажутся под увеличенной нагрузкой из-за повышения ставки НДС и понижения порога для постановки на учет по НДС. Это приведет к дополнительным затратам и может стать причиной банкротства многих предприятий. В результате малый бизнес может быть вынужден свернуть свою деятельность, и это, может привести к усилению серого рынка и массовому уходу бизнеса в тень», – предупреждает Бекжуманова.

Какие отрасли пострадают больше всего

Среди отраслей, которые пострадают сильнее других, эксперты называют здравоохранение, строительство, розничную торговлю и сферу услуг. Асель Аульбекова, финансовый эксперт, указывает на то, что повышение НДС особенно ударит по тем бизнесам, которые не могут просто переложить налог на потребителя.

«НДС — это налог, который платит потребитель: чем больше он покупает, тем больше отдаёт государству. Повышение ставки неизбежно приведёт к удорожанию строительных материалов и услуг подрядчиков, а значит, цены на новое жильё тоже вырастут», — объясняет она.

Особенно пострадает сегмент «эконом» и «комфорт» жилья.

«Для многих казахстанцев мечта о собственном доме станет ещё более недосягаемой, ведь рост цен на стройматериалы и подрядные работы сделает новое жильё ещё дороже», — отмечает Аульбекова.

С Досымом Бесбаем она солидарна: малый и средний бизнес окажется в самой уязвимой позиции.

«Это ударит не только по строительным компаниям, но и по всему МСБ. Именно малый и средний бизнес создают новые рабочие места, а не крупные сырьевые корпорации, как может показаться», — прогнозирует она.

Жумангарин спокоен 

Министр национальной экономики и по совместительству заместитель премьер-министра Серик Жумангарин не разделяет тревогу казахстанцев, напротив, отвечая на вопросы журналистов он крайне спокоен и невозмутим. 

По его словам, реформа затронет лишь узкий круг бизнеса:

«Все, кто зарабатывает на жизнь, работая с населением — продавцы на базарах, владельцы небольших магазинов — для них ничего не изменится, розничный налог сохраняется. Пока мы не планируем пересматривать лимиты по годовому доходу. У акимов по-прежнему есть возможность снижать его, хотя, возможно, это правило уберут. Многие просто не до конца понимают суть реформы, хотя мы подробно объясняли её на нескольких площадках», — заявил Жумангарин 6 февраля в кулуарах Сената.

«Мы постоянно говорим: те, кто работает с населением — небольшие магазины, киоски, палатки, рестораны, парикмахерские — вообще никак не пострадают. Они, как и раньше, будут платить 4% при совокупном годовом доходе до 2,4 млрд тенге. Для них ничего не меняется», — подчеркнул он.

Что думаете об этом?
Нравится 4
Мне все равно 1
Забавно 2
Сочувствую 0
Возмутительно 13