Трамп провёл переговоры с Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским — похоже, что конец войны в Украине уже не за горами. Разбираемся, какие плюсы из этого может извлечь Казахстан.
Bloomberg представил три сценария завершения войны России против Украины. По данным источников агентства, ключевые союзники Украины до последнего не знали о звонке президента США Дональда Трампа президенту России Владимиру Путину. Пока неизвестно получится ли воюющим странам прийти к мирному соглашению, однако, контуры урегулирования уже видны, пишет Bloomberg и приводит три возможных сценария развития событий:
Накануне президент Касым-Жомарт Токаев прокомментировал ситуацию вокруг Украины. Он отметил, что Казахстан с самого начала выступал за прекращение войны и мирные переговоры.
«Наша позиция становится реальностью, две крупные державы начали политический диалог. Это положительная тенденция, она пойдет на пользу и Казахстану. Поэтому эту тенденцию мы будем по мере возможности поддерживать», – сказал президент 14 февраля, на следующий день после переговоров Трампа с Зеленским и Путиным.
В целом, стоит отметить, что Казахстан не является стороной конфликта, но война в Украине повлияла и на нас. Хотя мы остаёмся союзниками России и поддерживаем с ней отношения, опасения по поводу западных санкций не оправдались — они напрямую на Казахстан не распространились.
Тем не менее, санкции против России дестабилизировали региональные рынки, нарушили логистические цепочки и способствовали росту инфляции. Ослабление рубля вызвало колебания курса тенге, что увеличило стоимость импортных товаров и создало дополнительные трудности для бизнеса. Политически Казахстан оказался в сложной ситуации, лавируя между интересами России, Запада и Китая.
Отдельным вызовом стал массовый приток российских мигрантов в 2022 году. Это спровоцировало резкий рост цен на аренду жилья, особенно в Алматы и Астане.
Кроме того, существуют свидетельства того, что отдельные граждане Казахстана принимали участие в войне. Причины у этих людей были разные: одни рассматривали это как возможность заработать, другие руководствовались идеологическими мотивами и личной поддержкой российской политики. Однако официальные власти избегают публичных комментариев на эту тему.
Политолог Газиз Абишев считает, что завершение войны в Украине — вполне реалистичный сценарий, если аппараты внешней политики, разведки и безопасности России и Соединённых Штатов встретятся, обсудят общий контур, после чего состоится встреча Трампа и Путина в Саудовской Аравии. На этой встрече они проведут серьёзный диалог о «новом миропорядке» в смысле разделения сфер влияния России и США.
«После этого, я думаю, понадобится некоторое время — может быть, несколько дней, может быть, несколько недель, — чтобы правительство США прогнуло соответствующим образом украинскую элиту. После получения согласия уже в практическом поле начнут отрабатывать мирный план сначала американские и российские, а затем российские и украинские специалисты», — предполагает политолог.
Абишев также допускает возможность локальной эскалации, когда стороны попытаются изменить линию фронта, поскольку заморозка конфликта произойдёт именно по ней.
«Россия ставит на то, что четыре включённые в её состав региона должны остаться за ней. Например, часть Херсонской области, находящаяся под контролем Украины, сейчас остаётся спорной. Но это всё — пространство для манёвра», — подчёркивает он.
Эксперт по международным отношениям Таир Нигманов считает, что позиции Дональда Трампа и министра обороны США Пита Хексета в целом соответствуют интересам России.
«Более важно не столько сказанное Трампом, сколько заявления Пита Хексета: что возвращение Украины к границам 2014 года невозможно, вступление Украины в НАТО нереалистично, и более того, если это включать в программу переговоров, то это лишь отдалит окончание конфликта», — говорит эксперт.
Нигманов также указывает на позицию США в отношении возможного размещения войск после подписания мирного соглашения.
«После подписания мирного соглашения США не будут отправлять свои войска, а также выступят против отправки войск под эгидой НАТО. По мнению США, этим должны будут заниматься страны Европейского Союза и европейские государства», — полагает Нигманов.
С точки зрения экономики, мирное урегулирование конфликта принесёт положительные изменения, в том числе для Казахстана.
«Если свободные деньги российской экономики перестанут уходить в военный сектор и будут направлены в гражданский, это придаст серьёзный экономический импульс. Это позитивно отразится и на Казахстане, ведь наша страна несла потери из-за угрозы вторичных санкций и экономических проблем в России. Колебания рубля часто сказываются и на нашей экономике», — утверждает Абишев.
Нигманов также отмечает, что для Казахстана важнейший вопрос — антироссийские санкции.
«Разумеется, никто не снимет их сразу, но какие именно ограничения будут ослаблены, в каком формате, и как на это отреагируют экономические партнёры России — вопрос серьёзный», — говорит эксперт.
Он подчёркивает, что Казахстан долгое время находился под пристальным вниманием западных стран из-за возможного реэкспорта товаров двойного назначения. Теперь возникает вопрос, что будет со всеми этими системами контроля.
Кроме того, Нигманов указывает на макроэкономические последствия уже начавшихся переговоров.
«На фоне переговоров рубль укрепляется, а следом за ним — и тенге. В целом, урегулирование конфликта пойдёт на пользу нашему государству», — отмечает он.
В политическом плане Казахстан всегда придерживался позиции нейтралитета.
«Наше государство выступает исключительно за мирное урегулирование не только этого конфликта, но и всех конфликтов в целом. Мы последовательно придерживаемся этой позиции», — подчёркивает Нигманов.
Эксперт также считает, что одной из причин международных конфликтов является непредсказуемость. Казахстан, по его мнению, доказал, что является «предсказуемым государством», что делает его более устойчивым в глобальной политике.
«Чем дольше идёт война, тем больше санкций вводится против России, которая, наряду с Китаем, является нашим ключевым экономическим партнёром. В долгосрочной перспективе это негативно сказывается и на нашей стране», — отмечает Нигманов.