Государство сокращает новогодние выходные, отходя от советского наследия, и делает акцент в пользу Наурыза как главного национального праздника. Но некоторые мусульмане называют этот праздник языческим, якобы это противоречит шариату.
В 20 веке Советская власть увидела в празднике Наурыз пережиток прошлого, а заодно — потенциально религиозный элемент, противоречащий идеологии атеизма. Историк Жаксылык Сабитов объясняет причины такого запрета.
«Этот праздник запретили в раннее советское время как потенциально религиозный праздник, хотя, конечно, он прямого религиозного значения не имел. Это был традиционный национальный праздник, который был не только у казахов, но и у других народов, проживавших рядом. Его запретили с целью отрыва от национальных традиций», — рассказывает он.
Несмотря на это, Наурыз продолжал жить в народной памяти. Люди отмечали его в узком кругу, хотя на государственном уровне праздник не признавался.
«Что касается того, отмечали ли люди праздник дома – мы не знаем. Слишком мало исследований повседневной жизни советского времени, поэтому, возможно, кто-то и отмечал. Тем более мы знаем, что все-таки этот праздник сохранился, люди-то помнили о нем, несмотря на большое количество десятилетий запретов», — разъясняет Сабитов.
Наурыз никогда не исчезал из народной памяти, но его официальное признание потребовало усилий выдающихся деятелей. Лишь в 1988 году праздник официально восстановили в Казахстане.
По мнению Сабитова, это совпало с общим процессом национального возрождения в республике.
«После снятия запрета в советское время и возрождения Наурыза он стал восприниматься как национальный праздник, который совпал с таким национальным возрождением в Казахстане», — отмечает эксперт.
Однако доктор философских наук, профессор Раушан Иманжүсіп не согласна с тем, что именно в этот год казахстанцы начали его отмечать.
«Я лично видела, как праздновали Наурыз еще в 1973 году в Туркестане. Никто не ждал разрешения, люди отмечали в семьях, это был праздник единения. Я наблюдала, как заранее готовили улицы, дома, новую одежду», — вспоминает профессор.
Она критикует современную форму празднования, которая, по ее мнению, утратила народную глубину.
«На самом деле, это праздник народный, его не надо сводить к фальшивым юртам, чтобы люди все собирали со всех домов артефакты этнографические, стелили их, а потом ждали акима, пока он со свитой попробует Наурыз коже. А потом этот коже никто не пьет и его выливают в яму. Поэтому я считаю, что никакой народности, глубины, пользы в проведении именно такого Наурыза нет», — делится своим мнением доктор философских наук.
Общественный деятель и директор фонда «Коркыт» Дана Меирбекова подчеркивает, что значительную роль в восстановлении праздника сыграл Узбекали Джанибеков.
«В 1926 году праздник Наурыз был отменен как пережиток прошлого. И только в 1983 году благодаря Узбекали Джанибекову мы снова начали праздновать Наурыз, а в 1991 году он был уже на государственном уровне признан национальным праздником», — напоминает она.
«Многие исследователи считают, что значительную роль в возрождении Наурыза сыграл Узбекали Джанибеков, один из политических деятелей позднего советского Казахстана. Считается, что именно он внес решающий вклад в восстановление этого праздника. Однако данная тема требует дальнейшего изучения, так как доступ к архивным материалам по-прежнему ограничен. Возможно, более глубокие исследования позволят узнать больше подробностей о происхождении Наурыза и процессе его возрождения в советский период», — рассуждает эксперт.
Жаксылык Сабитов отмечает, что в современном Казахстане Наурыз превратился в важный национальный символ.
«Он стал своего рода брендом Казахстана. В более широком смысле это тюркско-иранский Новый год», — отмечает Сабитов.
В последние годы Казахстан пытается популяризировать Наурыз, как, например, Европа – Рождество. Президент Касым-Жомарт Токаев выступил с инициативой реформирования формата празднования, подчеркнув его важность для укрепления национального самосознания.
«Наурыз символизирует обновление и праздновать его нужно тоже по-новому: содержательно, креативно, с внедрением новых отличительных элементов», — отмечал ранее он.
Поэтому перед Левым берегом столицы стояла задача – придумать новую концепцию, чтобы поскорее ее «спустить» регионам. Так и появилась концепция «Наурызнама» — десятидневная программа мероприятий, которая должна была сделать праздник более осмысленным.
Теперь праздничный период охватывает десять дней — с 14 по 23 марта, начиная с Көрісу күні – Дня приветствий, предвестника Наурыза.
• 14 марта — Көрісу күні (День приветствий)
• 15 марта — Таза табиғат күні (День чистой природы)
• 16 марта — Шежіре күні (День родословной)
• 17 марта — Ұлттық спорт күні (День национального спорта)
• 18 марта — Ұлттық киім күні (День национальной одежды)
• 19 марта — Жаңару күні (День обновления)
• 20 марта — Береке күні (День благополучия)
• 21 марта — Ынтымақ күні (День солидарности)
• 22 марта — Ұлыстың ұлы күні (Главный день Наурыза)
• 23 марта — Жоралғы күні (День традиций и обычаев)
Один из дней посвящен популяризации национальной одежды, что, собственно, соответствует риторике президента, который не раз четко проговаривал: казахи никогда не носили черную паранджу.
Несмотря на древние языческие корни, Наурыз в современном обществе утратил религиозную подоплеку.
Теолог Марат Смагулов подчеркивает, что этот праздник — не исламский, а календарный, культурный.
«Наурыз — это календарный праздник, который стал государственным у тюркских народов и в Иране. Это праздник весны, обновления, но он не является религиозным, тем более исламским. В Коране и хадисах нет упоминаний о весеннем возрождении, поэтому Наурыз никак не связан с исламской традицией», — объясняет он.
При этом теолог подчеркивает, что ислам не запрещает празднование Наурыза, поскольку он не противоречит принципам единобожия.
«В исламе все, что не толкает к язычеству или многобожию, разрешено. Если этот праздник изначально был связан с зороастризмом, то со временем он утратил религиозный смысл. Сегодня никто не поклоняется огню, а сам Наурыз воспринимается как время начала весны, пробуждения природы и нового года», — говорит Смагулов.
«Перед Наурызом особенно важным был день Көрісу – день встречи с родственниками, когда младшие приходят к старшим, выражают уважение, а невестки делают «сәлем». Этот важный элемент нашей культуры, связанный с укреплением родственных уз, был очень распространен в западных регионах», — отмечает теолог.
Также в эти дни люди поминали ушедших, читали Коран за души усопших, а затем праздновали приход весны.
Наурыз тесно связан с тенгрианской традицией почитания природы и верховного божества неба — Тенгри.
Именно поэтому его отмечают в день весеннего равноденствия – этот момент символизирует баланс в природе и гармонию между силами жизни.
«Наурыз непосредственно связан с тенгрианством, поскольку наши предки поклонялись небу, жили в гармонии с природой. День весеннего равноденствия — это пробуждение природы, настоящий Новый год», — утверждает общественный деятель, директор фонда «Коркыт» Дана Меирбекова.
Она также отмечает, что традиция празднования Нового года 31 декабря, введенная Петром I, не имеет природного обоснования.
«31 декабря — это вообще никакая не дата. В календаре она никак не оправдывается. А Наурыз — это именно пробуждение природы, весенний праздник, который отмечается в очень многих азиатских и европейских странах», — уверяет Меирбекова.
Вопрос о соответствии Наурыза исламским ценностям не раз поднимался в казахстанском обществе. Некоторые религиозные деятели высказывали сомнения в допустимости его празднования, считая Наурыз доисламским обычаем.
Так, в статье на портале E-ISLAM отмечается, что ряд ученых выступал против него из-за зороастрийских корней, однако позднее ханафитские богословы, включая Мухаммада Абу Сууда Эфенди, признали Наурыз культурной традицией, не противоречащей исламу.
Одним из последних громких случаев стало высказывание блогера-мусульманина АбдульМазика устаза в 2023 году, который осудил казахстанцев за празднование Наурыза, назвав его языческим праздником и призвав отказаться от него, покаявшись.
Тем не менее, Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) официально подтвердило, что Наурыз не противоречит исламским ценностям. В 2024 году Верховный муфтий Наурызбай кажы Таганулы заявил, что Наурыз — это народный, а не религиозный праздник, и его празднование не запрещено исламом, так как не связано с многобожием или поклонением языческим божествам.
«Касым-Жомарт Кемелулы на Национальном курултае в Атырау подчеркнул, что праздник Наурыз и исламские ценности совместимы. Нам следует активно вести информационно-пропагандистскую работу в этом направлении», — заявил Наурызбай кажы Таганулы.
Политолог Толганай Умбеталиева считает, что популярность Наурыза во многом связана с попыткой найти баланс между глобализацией и национальной культурой.
«Когда к нам в Казахстан приходит большой тренд глобализации, с ним приходят и западные праздники, которые во многом строятся на ценностях христианства. И это вызывает определенное сопротивление, хочется найти баланс между глобализацией и развитием своего, национального», — говорит политолог.
В то же время он отмечает: влияние идет не только с Запада, но и с Востока.
«Наша молодежь очень сильно подражает, например, Южной Корее. Их ценности, музыкальные группы, танцевальные коллективы – все это популярно. Возможно, идет попытка сопротивления глобализационным процессам и развития своих традиционных ценностей», — рассуждает Умбеталиева.
Наурыз стал частью государственной политики, направленной на укрепление национальной идентичности. Однако политолог напоминает, что в обществе существуют различные группы с разными взглядами на празднование.
«Мы знаем, что у нас есть уже определенные группы в обществе, которые более религиозны. Они считают, что Новый год — это христианский праздник, и его не нужно отмечать. Для них Наурыз становится альтернативой. Власть использует этот праздник и в политических целях как символ единства», — подчеркивает эксперт.
Тем не менее, Умбеталиева подчеркивает, что праздники не могут служить инструментом легитимизации власти.
«Власть легитимизируется через выборы. Она не может сделать это через праздники или какие-то ценности. А Наурыз — это скорее попытка найти баланс между разными частями общества: религиозными группами и национал-патриотами», — считает политолог.
Общественный деятель Дана Меирбекова также говорит о влиянии глобализации.
«Мы слишком долго ориентировались на чуждые нам ценности, в том числе на Запад. Сейчас ощущается стремление вернуться к истокам. Это чувствуется во всем: в одежде, в интересе к истории, в традициях», — уверяет она.
Раздача бесплатных угощений, многотысячные толпы на концертах и неорганизованные торговые ярмарки превращают праздник в испытание для служб безопасности.
Социолог Хамит Айдар видит причину в отсутствии правильной организации.
«Часто крупные мероприятия проводятся без должного планирования. Не хватает охраны, медицинских работников, не продуманы пути эвакуации. Очередность не соблюдается, нет системы контроля. В результате люди теряют самообладание, начинается хаос», — считает он.
Раушан Иманжүсіп и вовсе считает, что массовые застолья противоречат замыслу праздника.
«Наурыз коже – главный элемент праздника. Его нельзя просто поставить на стол для галочки. Раньше его пили утром до обеда — и только потом начиналось угощение другими блюдами», — отмечает профессор.
Также она вспоминает, как праздник проходил в Туркестане.
«Во дворе ставили большой казан, в который приносили коже со всех домов. Женщина размешивала его, а потом все пили. Когда казан пустел, объявляли: «Все, закончили!» И только тогда начинались гуляния», — делится своими воспоминаниями Иманжүсіп.
Социолог Хамит Айдар подчеркивает, что Наурыз объединяет людей вне зависимости от их этнической принадлежности.
«В Казахстане его отмечают все. Он стал символом национального единства», — утверждает он.
Однако в последние годы усилилась коммерциализация праздника.
«Наурыз активно используется как туристический и коммерческий продукт. Множество фестивалей, ярмарок, концертов и массовых мероприятий, которые организуют в крупных городах, часто становятся коммерциализированными», — добавляет социолог.
Профессор Раушан Иманжүсіп подчеркивает, что раньше Амал отмечался не во всех регионах Казахстана.
«Празднование с 14 марта, вероятно, было распространено только в Западном Казахстане. Но, на мой взгляд, это очень добрая традиция. Возможно, стоит начинать празднование именно с этой даты и рассмотреть возможность сделать период с 14 по 22 марта официальными праздничными днями. Это дало бы людям больше времени для общения. Думаю, празднование Наурыза могло бы способствовать восстановлению теплых человеческих отношений», — отмечает профессор.
Эту точку зрения поддерживает общественный деятель Дана Меирбекова.
«В Алматы уже отмечают Амал. В целом чем больше праздников, тем лучше. Это часть нашей культуры, нашей традиции», — считает она.
Дана Меирбекова подчеркивает, что Амал— это не просто дата, а важный момент общения и укрепления социальных связей.
«Это время, когда люди обмениваются поздравлениями, спрашивают друг у друга: «Как ты перезимовал?». В условиях нашего климата это действительно важно», — говорит она.