19 марта 2019 года Нурсултан Назарбаев объявил о своей отставке. На последующих выборах более 70% избирателей поддержали Касым-Жомарта Токаева. Мы обсудили с экспертами, какие изменения произошли в Казахстане с тех пор.
Уход Нурсултана Назарбаева с поста президента после 30 лет власти не был большой неожиданностью. В течение нескольких лет тогдашняя власть предпринимала политические и конституционные маневры, закладывая основу для трансфера власти. Изменения включали внесение поправок в Конституцию, расширение полномочий Совета безопасности, который возглавил сам Назарбаев, и подготовку Касым-Жомарта Токаева как преемника. 19 марта 2019 года старейший лидер в прямом эфире объявил о своей отставке.
«В этом году исполняется 30 лет моего пребывания на посту высшего руководителя нашей страны. Я был удостоен великой чести моим великим народом стать первым президентом независимого Казахстана, — сказал Назарбаев. — Мы с вами все сделали вместе, казахстанцы. Вы меня поддерживали на всех выборах. Это счастье быть президентом такой страны. Я служил вам верой и правдой. Благодаря вам я стал президентом».
После обращения к народу Назарбаев в прямом эфире подписал указ, согласно которому он прекращает полномочия президента с 20 марта. Согласно указу, в этот же день Токаев принес присягу на совместном заседании палат парламента, став президентом Казахстана.
Лишь спустя шесть лет Касым-Жомарт Токаев в интервью рассказал, что Нурсултан Назарбаев не спешил окончательно уходить из политики. По словам президента, после сложения полномочий главы государства и перехода на пост председателя Совета безопасности, Назарбаев «не всегда сохранял политическую деликатность».
«Это стоит упомянуть. Он регулярно приглашал премьер-министра, председателя Национального банка, министров, акимов и проводил совещания», — сказал Токаев.
По его словам, даже бытовала шутка о том, что «после отставки Назарбаева даже повысили, теперь ему подчиняется и президент страны».
«На самом деле, это не было шуткой», — добавил он.
Такое положение дел привело к политической напряженности. Президент отметил, что «такая ситуация породила волну слухов о двоевластии», а «чиновники впали в смятение, бегая из кабинета в кабинет и путаясь в поручениях».
Январские протесты 2022 года стали переломным моментом для Казахстана, продемонстрировав решимость власти применять жесткие меры. «Старый Казахстан», олицетворяемый представителями окружения Нурсултана Назарбаева, начал терять позиции.
Одним из главных фигурантов стал Карим Масимов – бывший глава Комитета национальной безопасности (КНБ) и давний соратник Назарбаева. Он был осужден за государственную измену и попытку насильственного захвата власти. Началась масштабная зачистка клана Назарбаева: одни его родственники и соратники лишились должностей, другие оказались под следствием.
Политолог и член Национального Курултая Бурихан Нурмухамедов считает, что этот период стал «рождением надежды на перемены».
«Три года назад президент выступил с посланием, в котором объявил о масштабных реформах, нацеленных на кардинальное обновление страны. За это время произошли фундаментальные изменения. Были проведены политические реформы, внесены изменения в Конституцию, расширены полномочия парламента, усилена подотчётность правительства», — говорит эксперт.
Важнейшими реформами стали создание Конституционного суда, введение выборности акимов городов областного значения (сейчас их 45), а также переход к новой политической модели.
Нурмухамедов также подчеркивает концепцию «триады», которая легла в основу политической трансформации Казахстана.
«Сформировалась триада: сильный президент, влиятельный парламент, подотчетное правительство. Без этого не будет доверия общества, а без доверия невозможно движение вперед», — отмечает политолог.
Руководитель Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Айдар Амребаев отмечает:
«С 2019 года президент Токаев не просто провозгласил концепцию "слышащего государства", но и начал ее реализовывать. Создан Национальный совет общественного доверия, разработаны и приняты целые пакеты реформ, приняты поправки в Конституцию. Власть стала более сбалансированной: ограничен срок полномочий президента, усилена роль парламента. Мы ушли от суперпрезидентской модели».
Президент Токаев в первый год своего правления открыто выступил против культа личности и дал понять, что государственное управление не должно строиться вокруг одной фигуры. Это стало сигналом обществу: Казахстан не должен ассоциироваться исключительно с одним человеком, а его развитие должно опираться на коллективное управление и сильные государственные институты.
Токаев не поощряет восхваления своей личности, редко использует личный бренд в политической риторике и делает акцент на модернизации страны, а не на формировании имиджа «вождя».
С момента вступления в должность президента Касым-Жомарт Токаев последовательно выстраивает внешнюю политику Казахстана, исходя из национальных интересов. В отличие от прежних лет, когда курс страны был тесно связан с Москвой, Токаев демонстрирует, что Казахстан – суверенное государство, принимающее решения самостоятельно.
Одним из самых ярких эпизодов стал его отказ признать так называемые «ЛНР» и «ДНР» в присутствии Владимира Путина. В июне 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме Токаева прямо спросили о позиции Казахстана по этим образованиям. Ответ был предельно четким: Казахстан не признает квазигосударственные территории, так как это противоречит международному праву.
Еще один момент, который продемонстрировал независимость Казахстана, произошел на международной площадке, где присутствовала российская делегация. Выступая на мероприятии, Токаев неожиданно начал говорить на казахском языке, что застало врасплох российских представителей. Такой шаг был символичным: Казахстан – это самостоятельное государство, где государственный язык – казахский, и не стоит ожидать, что официальные речи автоматически будут произноситься на русском.
Оба этих эпизода ясно дают понять, что Казахстан при Токаеве проводит более сбалансированную политику. Он не идет на конфронтацию с Россией, но и не соглашается беспрекословно следовать её курсу. Казахстан больше не хочет быть «младшим братом» России – и Токаев открыто демонстрирует, что страна готова отстаивать свои интересы на международной арене.
Эксперт по международным отношениям Таир Нигманов отмечает:
«На президентство Токаева пришлись самые серьезные испытания этого внешнеполитического курса, потому что именно в последние три года мы наблюдаем наибольшую турбулентность в международных отношениях».
По мнению политологов, шесть лет правления Токаева характеризуются «очеловечиванием политики». Власть стала более доступной благодаря цифровизации госуслуг, а социальная политика сконцентрирована на справедливом распределении ресурсов.
«Впервые на государственном уровне поднят вопрос возврата незаконно приобретённых активов. Эти деньги направляются на строительство школ, больниц и поддержку детей», — отмечает Амребаев.
Схожую точку зрения высказывает руководитель Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Айдар Амребаев. Он отмечает, что с 2019 года президент Токаев не просто провозгласил концепцию «слышащего государства», но и начал ее реализовывать.
«Создан Национальный совет общественного доверия, разработаны и приняты целые пакеты реформ, приняты поправки в Конституцию. Власть стала более сбалансированной: ограничен срок полномочий президента, усилена роль парламента. Мы ушли от суперпрезидентской модели», — поясняет он.
По его мнению, Казахстан за эти годы пережил реальную либерализацию политического пространства.
«Если раньше мы говорили о полуторапартийной системе, то теперь в парламенте шесть партий, а политический процесс стал более конкурентным», — отмечает Амребаев.
Эксперт в области политологии Бурихан Нурмухамедов видит главное отличие политики Токаева от его предшественника в том, что страна возвращается на исконно реальные позиции.
«Ранее мы стали свидетелями "приватизации" государства олигархическими группами, когда власть работала в их интересах. Сейчас же мы видим возврат незаконно приобретённых активов, которые направляются на социальные нужды», — говорит он.
Что касается политических реформ, эксперт считает, что Казахстан находится в процессе перехода к новой модели политической системы.
«Демократия — это процесс. Мы сейчас на пути к расширению участия граждан в управлении и влиянии на власть. Важным шагом стал переход от суперпрезидентской формы правления к президентско-парламентской. Парламент сейчас играет более весомую роль, что подтверждают растущие рейтинги его работы», — утверждает Нурмухамедов.
Казахстан продолжает придерживаться прагматичного и многовекторного внешнеполитического курса, который был заложен с первых лет независимости. Однако, по словам эксперта по международным отношениям Таира Нигманова, этот период был непростым для международных отношений – война в Украине, палестино-израильский конфликт и тд.
«Именно на президентство Токаева пришли самые серьезные испытания этого внешнеполитического курса, потому что именно в последние три года мы наблюдаем наибольшую турбулентность в международных отношениях», – говорит он.
Глобальная геополитическая ситуация усложнилась, конфликты между странами обострились, а напряженность между Западом и Востоком продолжает нарастать. В этом контексте Казахстану важно сохранять свою позицию и балансировать между различными интересами.
«Сохранение этого прагматичного курса является явным достижением. Это вообще не просто. Необходима хирургическая точность, постоянные контакты со всеми сторонами для того, чтобы Казахстан избежал втягивания в это противостояние», — отмечает Нигманов.
Весомым подтверждением дипломатического авторитета Казахстана служит внимание со стороны мировых лидеров. Визиты на высшем уровне между Казахстаном, США, Францией и Германией подчеркивают статус надежного партнера на международной арене. В перспективе страна, скорее всего, продолжит придерживаться политики невмешательства в глобальные конфликты.
«Примерно этого можно ожидать от Казахстана в ближайшие годы. Да, я думаю даже десятилетия», — резюмирует Нигманов.
Айдар Амребаев также отмечает, что шестилетнее правление Токаева характеризуется «очеловечиванием политики».
«Власть стала более доступной, во многом благодаря цифровизации госуслуг. Многие процессы стали проще и удобнее для людей», — говорит эксперт.
Одним из примеров работы новой модели управления стал недавний Национальный Курултай, в ходе которого был создан Фонд биологического разнообразия.
«Президент лично курирует этот проект, что подчеркивает его внимание к вопросам экологии», — добавляет он.
Еще одной важной темой остается водообеспечение страны.
«Созданы специальные государственные органы и экспертные центры, ведется подготовка специалистов в этой сфере, ведь дефицит водных ресурсов становится все более ощутимым», — отмечает Амребаев.
Социолог Хамит Айдар соглашается, что реформы затронули и социальную сферу, однако, по его словам, остаются значительные вызовы.
«Несмотря на значительные усилия по реформированию различных областей, несколько социальных проблем остаются нерешенными. Среди них — вопросы неравенства, бедности, доступности образования и здравоохранения, а также проблемы экологии. Казахстан сталкивается с высоким уровнем социального неравенства, особенно между городом и сельской местностью. Сельские жители часто испытывают трудности с доступом к качественному образованию и медицинским услугам», – утверждает он.