четверг, 24 июля 2025 г.
icon
531.96
icon
622.45
icon
6.79
Алматы:
icon
25oC
Астана:
icon
23oC
×

Срок за разжигание. Как в Казахстане карают за этнические высказывания

Как в Казахстане наказывают за уничижительную лексику и где пролегает грань между свободой слова и Уголовным кодексом.

Фото: Турар Казангапов / NewTimes.kz
Фото: Турар Казангапов / NewTimes.kz

Слова «мамбет» и «калбит» — уже давно не просто грубые прозвища с улицы. Сегодня это — откровенные оскорбления с оттенком презрения и чувством этнического превосходства.  Еще в советское время слово «мамбет», произошедшее от распространенного мусульманского имени стало ярлыком для «деревенского» казаха, якобы отсталого, нецивилизованного. А «калбит» — издевка над казахским произношением, прочно закрепился рядом, усиливая унижение. Вместе эти слова стали символом этнической агрессии.

Где заканчивается свобода слова и начинается Уголовный кодекс — в материале NewTimes.kz на примере громких дел, прокатившихся по всей стране.

Караганда: комментарии, которые не прощают

В сети сейчас бурно обсуждают громкую историю из Караганды: предпринимательницу Алику Мухамедиеву арестовали за оскорбительные высказывания в адрес казахов.  Несколько дней назад в комментарии под постом в Threads она написала: «Кто знает, чем славен Казахстан? Мамбетами», а казахский язык назвала «полукалбитским диалектом».

После вспыхнувшего онлайн-скандала Мухамедиева попыталась оправдаться: публично извинилась, заявила, что её слова якобы вырваны из контекста, и объяснила, что хотела «достучаться до автора поста, который сам не уважает свой язык». Но извинения не спасли ситуацию: уже на следующий день ее поместили в СИЗО по статье 174 УК РК — «разжигание межнациональной розни».

Арест карагандинской предпринимательницы — далеко не первый и, судя по всему, не последний. Один из первых случаев произошел в Алматы.

Первая приговоренная

Еще до громких приговоров за скандальные эфиры было одно дело, которое наглядно показало, что за подобные оскорбления теперь придется отвечать в суде. Весной 2015 года Татьяна Шевцова-Валова писала в Facebook — как ей казалось, просто делилась мнением.

Но ее слова задели — 11 общественных деятелей увидели в них оскорбление и угрозу. Так, она стала первой, кого обвинили в разжигании межнациональной розни за посты в соцсетях. Поводом послужили ее публикации в соцсетях, в которых, по версии следствия, звучали оскорбления по национальному признаку, унижение достоинства и пропаганда превосходства одной нации над другой. Все это также сопровождалось грубой лексикой.

1 апреля 2015 года суд Алматы признал Шевцову-Валову виновной по статье 164 (ныне — 174 УК РК). Приговор — 4 года лишения свободы условно, с трёхлетним испытательным сроком. Ей запретили менять место жительства и выезжать за границу без разрешения, обязали выплатить судебные издержки в размере 48 500 тенге и поставили под пробационный надзор. Апелляция также оставила решение в силе.

Алматы — стрим, за который дают 4 года

TikTok-эфир, алкоголь, злоба и расизм — этот коктейль превратил 60-летнюю жительницу Астаны Наталью Свириденко в фигурантку одного из самых резонансных уголовных дел. Вечером 7 августа 2023 года она вышла в прямой эфир на TikTok. В начале всё выглядело как пьяная болтовня — банальный городской стрим, но вскоре трансляция превратилась в откровенный словесный шабаш. Посыпались различные оскорбления и унижения в адрес казахов.

Также во время эфира она заявила, что «казахи сами виноваты в том, что с ними случилось в Жанаозене», а январские события в Алматы назвала «хорошей чисткой».

Эфир смотрели десятки человек — и кто-то тут же сохранил запись. Видео моментально попало в поле зрения полиции. Началось расследование по 174-й статье УК РК — разжигание межнациональной розни. Экспертиза подтвердила, что в её словах были прямые призывы к насилию и унижение целой этнической группы. Суд был быстрым.

Приговор — 4 года колонии общего режима, а также компенсации на общую сумму более 500 000 тенге.

Этот случай, как и предыдущий, стал своего рода прецедентом. Теперь каждый прямой эфир, каждая пьяная тирада — это потенциальное дело. Больше не получится прикрыться «свободой выражения», если сказанное похоже на разжигание ненависти.

Акмолинская область: сказал «мамбеты» — пошел под статью

Жаркий вечер июля 2024 года. На одной из улиц райцентра в Акмолинской области пьяный мужчина срывает голос на прохожих. Кто-то сделал ему замечание — и понеслось. Он орёт во весь двор:

«Мамбеты! Эти дикари, которые даже стоя мочиться не умели!»

Сначала люди смеялись. Потом — включили камеры. Видео попало в сеть, а оттуда — в руки полиции.

Полиция пришла к логичному выводу: слова, произнесенные под градусом, несут признаки унижения по этническому признаку. Статья 174 УК РК, уголовное дело. Мужчине грозит от двух до семи лет лишения свободы.

«Мамбетский язык» — уголовное дело  

Осень 2023 года. Женщина из Алматы в прямом эфире соцсети заявляет:

«Мне вообще не нравится казахский, такой мамбетский язык… Мамбичи бесят из аулов. Ни кыргызский, ни казахский мне не нравятся».

Пользователей возмутили эти высказывания, и они призвали привлечь к ответственности их автора. В алматинской полиции заявили, что по факту высказываний уже начато досудебное расследование. Статья — та самая, 174-я УК РК, о разжигании розни. В ведомстве заверили, что ситуация под контролем и меры будут приняты в рамках закона. Максимальная санкция — до 7 лет лишения свободы.

Уральск: «Я пошел бы воевать за Россию!» — и сел на шесть лет

Июнь 2023-го. Интернет заполняют фрагменты стрима из Уральска: в чат-рулетке двое молодых парней спорят о политике — резко и местами на грани. Казалось бы, очередная интернет-ерунда, каких тысячи. Но уже через пару минут в кадре начинается нечто совсем иное: один из них уверенно говорит, что Уральск — «исконно русский город», второй подхватывает: «Казахи? Мамбетская нация. У них культуры нет». Затем — финальный гвоздь: «Я бы пошел воевать за Россию. Против казахов».

Видео стремительно расходится по пабликам — кто-то называет парней клоунами, кто-то вовсе предателями. Спустя 48 часов — задержание, СИЗО, допросы. Следом серьёзные обвинения: призывы к сепаратизму, унижение по национальному признаку, публичное разжигание розни.

После задержания полицейские распространили видео, на котором житель Уральска принес извинения казахстанцам:

«Против казахов я ничего не имею, просто люди могут не так понять. Целостность территории Казахстана… с ней я полностью согласен, это исконно казахские земли, прошу меня простить и не повторять моих ошибок».

Судья был краток. Одному — три года, второму — шесть лет тюрьмы. Без отсрочек, без смягчений. Это был один из первых случаев, когда разговор в чат-рулетке стал основанием для уголовного дела и реального срока.

Акмолинец: язык подвел — Уголовный кодекс догнал

Лето 2024 года. Мужчина из Астраханского района Акмолинской области в нетрезвом виде заходит в чат-рулетку и почти сразу скатывается в агрессию. Вместо безобидной болтовни — поток брани, этнические оскорбления, мат и презрение к собеседнику другой национальности.

Разговор записывают и передают в полицию. Экспертиза указывает, что налицо разжигание розни и унижение по национальному признаку. Дело до суда доходит быстро — и заканчивается реальным сроком.
Три с половиной года лишения свободы. Приговор уже вступил в силу.

И снова — чат-рулетка, ставшая излюбленной площадкой для подобного рода выходок.

Мнение эксперта: когда слова становятся преступлением

Своим мнением о проблеме поделилась эксперт в сфере государственного управления Сабина Садиева. По ее словам, это уже не просто перепалки в интернете, а столкновение между свободой выражения и защитой человеческого достоинства.

«История блогерши из Караганды, которая недовольна «калбитами» уже не первый случай такого наказания. Но для меня вопрос о том, справедливо ли сажать людей в тюрьму за публичное оскорбление других наций не такой простой и однозначный» — говорит она.

Во многих странах, объясняет Сабина, за такие высказывания тоже наказывают. Но если нет прямого призыва к насилию, то чаще ограничиваются штрафами, общественными работами, публичными извинениями, бойкотом. Тюрьма — крайняя мера. При этом напоминает о нашей истории колонизации и русификации нации.

«У Казахстана — своя травма. В 2025 году до сих пор использовать слова типа «калбит» это вообще позор. Ну то есть никого лично это не оскорбляет, но в свете нашей истории это реальный проступок. Это намеренный выбор слов. Как в Германии отрицать Холокост — за такое могут и посадить».

Но она подчеркивает: важно, чтобы эти нормы работали не избирательно.

«Нельзя, чтобы «межнац» работал только в пользу казахов. Это нам самим вредит, укрепляет нетерпимость и позу вечной жертвы».

Сабина вспоминает, как сама была в похожей ситуации:

«Я сама однажды ввязалась в такой скандал и до сих пор думаю, верно ли я решила не писать заявление на женщину эту? Все скрины были на руках. Эта женщина в инсте казашек обзывает «широкомордыми». Ну не помог бы скандал таким людям осознать хоть что-то, просто ничего не сделать с такими людьми. Штрафовать, бойкотировать бизнесы — нормально. Но сажать в тюрьму — перебор и бессмысленно».

По ее словам, если и наказывать за слова, то только тех, кто угрожает общественной безопасности, систематически унижает, публично разжигает ненависть и не делает выводов даже после нескольких предупреждений.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 1