17 августа в 55 км от Астаны разбился легкомоторный самолет, погибли пилот Арман Мусин и пассажирка Диана Ахметова. По данным экспертов, причиной трагедии могли стать неблагоприятная погода и попытка выполнить фигуры пилотажа, к которым воздушное судно не предназначено, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
Независимый авиационный эксперт Абул Кекилбаев отметил, что уже спустя несколько часов после происшествия в районе шел проливной дождь, что указывает на сложную метеообстановку в момент катастрофы.
«Пилот Арман Мусин имел достаточный налет на этом типе самолета, однако условия в день полета были неблагоприятными», – сказал Кекилбаев.
Погибший пилот Арман Мусин. Фото: Instagram/@jennetikkk
Действующий сотрудник спасательной авиации Мерей Туребаев предположил, что пилот мог пытаться произвести впечатление на пассажирку.
«В таких случаях пилоты часто хотят произвести впечатление – показать что-то необычное. Но малые воздушные суда имеют ограниченные возможности для выполнения сложных фигур. Любая ошибка или неверный расчет высоты могут привести к трагедии», – отметил он.
Стоит отметить, что полет был платным: за примерно 55 тысяч тенге можно полчаса пролететь на самолете с пилотом. Такое развлечение достаточно популярно. Диана выбрала его, чтобы отметить свой день рождения. На следующий день после своего дня рождения она погибла. У женщины осталось трое детей.
Кекилбаев подчеркнул, что главная причина подобных происшествий – слабый надзор со стороны государства.
«Долгие годы малая авиация оставалась без внимания. Государство занималось крупными перевозками, грузовыми рейсами, созданием аэрохабов. А малая авиация оказалась на обочине. Надзор за ней фактически осуществляют некоммерческие организации, а это говорит о том, что контроля со стороны государства практически не было. То есть малая авиация была сиротой», – сказал эксперт.
Он указал на использование несертифицированных запчастей, сомнительное качество техобслуживания и недостаточную квалификацию пилотов.
«В авиации законы пишутся кровью. Эти трагедии – прямое напоминание, что пора обратить внимание на развитие малой авиации и устранить накопившиеся годами проблемы», – подчеркнул Кекилбаев, напомнив, что с начала лета это уже второй случай крушения легкомоторного самолета вблизи Астаны.
По его словам, система надзора требует реформы, а в органы должны возвращаться специалисты с реальным летным опытом.
«Раньше надзор осуществляли люди, которые имели десятки тысяч часов налета. Сегодня такого опыта явно не хватает», – отметил он.
Министерство транспорта приостановило полеты малой авиации до завершения проверки. По словам экспертов, формальные правила здесь почти не отличаются от «большой» авиации – регистрация, лицензии, проверки техники и медосмотры пилотов. Но их исполнение во многом зависит от самих эксплуатантов.
«На бумаге требования могут соблюдаться, но на практике, особенно в сегменте малой авиации, не всегда все проходит безупречно», – сказал Туребаев.
Эксперты считают, что ужесточать нужно именно коммерческие полеты «для удовольствия». Если пилот берет пассажира, то должен действовать по тем же стандартам, что и авиакомпании.