Льготы, пенсии и квартиры: почему казахстанские военные вынуждены подрабатывать

Военнослужащие в Казахстане рано уходят на пенсию, пользуются льготами и получают жильё от государства. В материале развеиваем мифы и объясняем, почему, несмотря на все привилегии, многие бывшие военные после службы вынуждены работать таксистами и охранниками.

Фото: ИА «NewTimes.kz»
Фото: ИА «NewTimes.kz»

РАННИЙ ВЫХОД НА ПЕНСИЮ И ВЫСОКИЕ ВЫПЛАТЫ

В Казахстане военнослужащие выходят на пенсию в возрасте от 45 до 63 лет — в зависимости от звания и условий службы. По словам офицера запаса Министерства обороны РК Бахтияра Мурзатаева, размер военной пенсии определяется должностью и воинским званием, а их сумма становится основой расчёта выплат. Минимальная выслуга, необходимая для получения военной пенсии, составляет 25 лет.

«Если человек отслужил 25 лет, он получает 50% от суммы должностного оклада и оклада по воинскому званию. Дальше за каждый последующий год прибавляется по 2%. Например, если прослужил 26 лет — уже 52%, и так далее. В моём случае я прослужил 34 года и фактически вышел на максимальную пенсию — 65% от совокупной суммы должностного оклада и оклада по званию. Точную сумму назвать сложно, потому что она у всех разная. Но, например, мои однокурсники, которые сейчас выходят на пенсию в звании подполковника, получают примерно от 200 до 220 тысяч тенге. У некоторых — 230 тысяч, в зависимости от стажа и должности. Если сравнивать с зарплатой, то это заметно меньше. К сожалению, эти выплаты совсем не соответствуют труду и должностным обязанностям», — говорит Мурзатаев.

Мужчина подчеркнул, что прожить только на военную пенсию практически невозможно — особенно если у бывшего военнослужащего есть семья. По его словам, после увольнения со службы многим приходится искать дополнительный заработок, и чаще всего самым доступным вариантом становится работа таксистом или охранником.

Сам процесс выхода на пенсию для военнослужащих нередко осложняется бюрократическими процедурами. В Казахстане установлен чёткий порядок: за шесть месяцев до предполагаемого увольнения необходимо обратиться в кадровый орган, подать рапорт и начать собирать необходимые документы. В случае задержки с оформлением нередки ситуации, когда после выхода на пенсию человек временно остаётся без выплат.

«Если опоздать, какие-то бумаги могут не успеть обработать: например, отсутствует выписка из приказа по части, где человек служил, — тогда нужно делать запрос, ждать ответ, а это занимает время. Из-за этого бывает, что период между увольнением и назначением пенсии совпадает, и человек какое-то время не получает денежного довольствия: он уже не служит, но пенсию ещё не начислили. Из-за таких ситуаций, наверное, и появился стереотип, что на пенсию военных могут не отпустить», — пояснил он.

Основанием для выхода на пенсию, помимо достижения предельного возраста, могут быть и другие обстоятельства — их перечень насчитывает более 15 пунктов. Вот некоторые из них:

  • достижение предельного возраста пребывания на службе (для каждого звания он свой);
  • состояние здоровья — по решению военно-врачебной комиссии;
  • участие в государственных мероприятиях, например, сокращение должности.

КАКУЮ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ ПОЛУЧАЮТ СИЛОВИКИ?

По словам Бахтияра Мурзатаева, зарплата обычного военнослужащего напрямую зависит от должности и выслуги лет. От этих показателей формируются и выплаты. Самый низкий оклад начинается примерно с 150 тысяч тенге. Его собственная зарплата на момент выхода на пенсию составляла около 400 тысяч тенге, включая последнее повышение в период январских событий 2022 года.

«Например, у рядового состава — водителя автомобильного транспорта или боевой машины — есть своя установленная сетка. Всё соответствует определённой сумме: есть оклад, а дальше идут надбавки — за секретность, за классность. На момент января 2022 года я был действующим военнослужащим. Как и все силовые структуры, мы находились в постоянной боевой готовности. Непосредственного участия я не принимал, но находились в режиме ожидания», — говорит Бахтияр.

КВАРТИРНЫЕ ВЫПЛАТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЁМ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПОЛУЧАЮТ ЕГО БЕСПЛАТНО?

В Казахстане действительно существует система компенсаций за жильё, так называемых «квартирных» выплат, которые начисляются сверх зарплаты. Сумма выплат варьируется примерно от 120 до 150 тысяч тенге, которые используются на аренду жилья или первый взнос по ипотеке и зависят от количества членов семьи военнослужащего. Бахтияр Мурзатаев утверждает, что бесплатное жильё военнослужащий может получить лишь при высоком стаже службы. Молодым сотрудникам чаще приходится оформлять ипотеку. Главное отличие военной ипотеки от гражданской — низкая процентная ставка, а также частичное покрытие кредита за счёт тех же «квартирных» выплат.

«Я, например, получил компенсацию за то, что прослужил более двадцати лет. В 2018 году, когда у меня был необходимый стаж, мне выплатили деньги, положенные по закону. Условия для молодых без стажа достаточно выгодные: за годы службы ипотека постепенно погашается за счёт квартирных выплат. Но если человек увольняется раньше, оставшуюся сумму он должен выплачивать самостоятельно. Система была введена, чтобы военнослужащие могли обеспечивать себя жильём. На время службы им предоставляется квартира из жилищного фонда Вооружённых сил, но приватизировать её нельзя — эти дома находятся в военных городках, которые считаются закрытыми», — объясняет пенсионер.

С постоянным ростом цен и увеличением ставок по ипотеке квартирные выплаты уже не всегда покрывают расходы на аренду жилья и ипотеку. Летом этого года правила предоставления «квартирных» были реформированы в Парламенте. С 1 июля 2025 года цели и условия выплат, направленных на оптимизацию системы обеспечения жильём военнослужащих, существенно изменились, что привело к ограничению свободы использования средств и оказало прямое влияние на финансовое положение части военнослужащих.

Данная реформа вызвала большую волну возмущений. Так, в социальных сетях женщина по имени Айдана, жена казахстанского военнослужащего, записала видеообращение к Президенту и Министру обороны РК, в котором выразила недовольство квартирными выплатами и «низкой зарплатой» мужа.

По её словам, у мужа небольшая зарплата, и даже повышение до звания майора существенно ситуацию не изменило — она выросла всего на 50 тысяч тенге.

«Мой муж пять лет учился, чтобы стать офицером. До этого его зарплата была низкой — 270 тысяч тенге. Месяц назад он получил звание майора, и зарплата выросла до 320 тысяч. Мы снимаем квартиру за 150 тысяч с коммунальными платежами, остаётся буквально 70 тысяч от квартирных выплат. Мы хоть как-то выживали. Я молчу о накоплениях, путешествиях, развлечениях — это роскошь. А теперь в этом месяце нам полностью останавливают квартирные выплаты. Зачем? Почему вы можете только «закрывать кислород» военным? Как жить дальше? Цены на продукты, на мясо растут, у меня маленькие дети. А у кого школьники? Сентябрь уже на носу — нужно их одевать и обувать», — возмущается Айдана.

Она также подчеркнула, что из-за плотного графика на работе муж не высыпается и рискует здоровьем, а его зарплата не соответствует нагрузке. В завершение видео женщина призвала отреагировать на ситуацию, предупредив, что такое отношение к военнослужащим может вызвать общественный резонанс и протесты.

Комментируя данный видеоролик, Бахтияр Мурзатаев отметил, что процесс предоставления жилья военнослужащим должен находиться под контролем государства и предусматривать льготные варианты, чтобы не создавать дополнительных проблем для сотрудников.

«Нужно искать пути решения, потому что вопрос жилья для военнослужащего должен быть закрыт. Это не та проблема, о которой он должен думать. У него другие задачи — связанные с обороноспособностью страны. Отвлекаться на бытовые трудности неприемлемо. Государству стоит пересматривать подход и искать выход — будь то льготная ипотека или иные механизмы. Если государство хотя бы частично покрывает расходы на жильё во время службы, это уже большое подспорье. Я, например, когда строил свою карьеру, планировал попасть в столицу или хотя бы в крупный город, чтобы получить жильё от государства. Молодой лейтенант, у которого жена и ребёнок — это три человека, получает меньшую сумму, особенно в регионах. Но ведь и там стоимость жилья уже не такая низкая. Этот вопрос действительно требует решения на уровне государства», — заявил он.

ЛЬГОТЫ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ И БЕРЕМЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

По словам Бахтияра Мурзатаева, военные и пенсионеры не имеют существенных льгот от государства. Единственные привилегии — бесплатный проезд в автобусе, который используется не всеми, и бесплатное медицинское обслуживание. Дополнительные выплаты могут предоставляться семье только в случае смерти военнослужащего во время службы — тогда назначается компенсация. Если же военный умирает в пенсионном возрасте, государство ограничивается лишь покрытием расходов на похороны.

«В советское время у военных было больше преимуществ — бесплатный проезд, льготы на коммунальные услуги, социальные программы. Сейчас всего этого нет. По сути, единственная льгота, которой я могу пользоваться, — это бесплатный проезд в общественном транспорте. Она у меня есть, но я ею не пользуюсь — у меня есть личный автомобиль. Больше никаких реальных льгот нет. Медицинское обеспечение остаётся — мы можем получать бесплатную помощь в военных поликлиниках и госпиталях. Раз в год положено бесплатное санаторно-оздоровительное лечение. Но в целом, как видите, перечень довольно скромный», — объясняет он.

Однако, несмотря на ограниченные льготы для военнослужащих, на хорошем счету в системе остаются женщины-силовики. Так, по словам полковника в отставке Жанар Байкеновой, в органах предусмотрен декретный отпуск. В соответствии с законодательством женщина может взять до трёх лет декретного отпуска, из которых первые полтора года оплачиваются в размере 40% от оклада.

«Выслуга лет сохраняется, звание растёт. Например, если ушёл майором, через определённый период становишься подполковником. То есть служба и выслуга лет не приостанавливаются. Это большое преимущество для женщин. Я пришла в армию с двумя детьми, потом родила ещё двоих. С одним ребёнком сидела год, с другим — полный декретный отпуск», — рассказывает женщина.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СЛУЖБЫ: ПОЛНАЯ ПОТЕРЯ СЕБЯ И ШАНС НАЧАТЬ ВСЁ ЗАНОВО

В разговоре с журналистом бывшие силовики признаются: почти у каждого выход на пенсию сопровождается депрессией и растерянностью, непониманием, как жить дальше. Нередко после возвращения в гражданскую жизнь люди теряют себя и даже прибегают к алкоголю. Это связано с тем, что долгие годы они жили в системе, где всё решали приказ, дисциплина и порядок, а гражданская среда, где каждый сам за себя, становится непосильным стрессом.

Бахтияр Мурзатаев, вышедший на пенсию в 46 лет после более чем 30 лет службы и дослужившийся до высокой должности, рассказал, что после увольнения по сокращению долго не мог привыкнуть к гражданской жизни.

«После выхода на пенсию телефон замолкает, привычные рабочие контакты исчезают. Это было неожиданно, приходилось адаптироваться. Внутренне я был готов, особых переживаний не было — я просто представил себя на месте коллег. У них сейчас куча задач, как у меня тогда: бесконечные телеграммы, выезды на полигон, построения, совещания — всё срочно. Я это для себя зафиксировал и больше к этому не возвращался. Думал: ладно, это жизнь, так должно быть, я не первый и не последний. Летом я ничем не занимался, вспоминал свои школьные годы, каникулы, как отдыхал тогда. У меня никогда не было такого длительного отпуска после службы», — рассказывает мужчина.

После трёх месяцев отдыха, уже начав получать пенсию, Бахтияр всё же решил вернуться к работе: на его плечах была семья с тремя детьми и женой, а также брат, который собирался жениться. Поняв, что как специалист по ракетно-артиллерийскому вооружению на гражданке он не пригоден, мужчина решил начать таксовать на собственной машине.

«Это было морально тяжело и физически. Я постоянно был в движении, ходил, а тут сидишь в автомобиле: пассажиры садятся и уходят, ездишь по навигатору… В общем, мне это не очень нравилось, но выхода не было — нужно было помогать брату, приносить что-то домой. Потом я понял, что так дело не пойдёт. За время службы я всегда был близок к физическим нагрузкам и спорту, поэтому решил пройти обучение на фитнес-инструктора. У меня есть сертификат и свидетельство — я фитнес-инструктор тренажёрного зала. И там же, где учился, мне предложили работу», — продолжает рассказ Бахтияр.

После трёх месяцев работы Бахтияр решил уволиться и пройти обучение на видеомейкера и таргетолога. Мурзатаев признаётся, что, будучи представителем советского поколения и за всю службу практически не используя современные технологии, обучаться онлайн было крайне тяжело.

Однако всё изменилось, когда его давний друг Рустем предложил съездить в один аул к казахстанскому силачу и рекордсмену Книги рекордов Гиннесса Сергею Цирульникову.

Читайте также: Казахстанский силач вошел в Книгу рекордов Гиннеса


Сергей организовал очень важное дело — обеспечение интерактивными классами отдалённых ауылов. Берут пустой класс и полностью его оборудуют: проектор, компьютер, шахматный глаз — национальная игра, а также добавляют инклюзивные элементы. С Сергеем я ездил год: ходил рядом, снимал и выкладывал видео. Я понял, что этому нужно обучиться, потому что Сергей Цирульников — звезда мирового уровня, его знают по всему миру. Только на TikTok у него более четырёх миллионов подписчиков, и качество видео должно соответствовать, — говорит он.

После этого уже несколько лет Бахтияр Мурзатаев является личным мобилографом Сергея Цирульникова.

51-летняя Жанар Байкенова после выхода на пенсию стала домохозяйкой, параллельно ведя блог и ухаживая за родными. По её словам, пенсии для полноценной жизни не хватает, однако она может рассчитывать на поддержку мужа. В интервью женщина рассказала, как после выхода на пенсию изменилась её жизнь и с чем ей пришлось столкнуться.



«Сейчас я встаю также в шесть утра, готовлю завтрак детям. Иногда думаю: «могли бы и сами приготовить», но я кайфую от возможности заботиться о семье. Военные привычки остались со мной до сих пор. Люди из армии дисциплинированные, и это сильно отражается на жизни. В гражданской жизни структура совсем другая, но есть качества, которые мне помогают: ответственность, пунктуальность, дисциплинированность, отзывчивость. Сначала меня шокировало, что для гражданских людей опаздывать — это нормально: 5–10 минут, а иногда и час. А у нас — ефрейторский зазор: мы всегда приезжаем минимум за полчаса», — рассказывает Жанар.

Несмотря на привычку к интенсивному ритму службы, Жанар признаётся, что быстро адаптировалась к гражданской жизни и не хочет возвращаться в армию. В интервью она отметила, что благодарна своему военному опыту, который позволил ей достойно выполнить миссию и пройти этот путь с честью.


«Я готовила себя к гражданской жизни: понимала, что меня ждёт, что общение сузится, люди изменятся. После выхода иногда чувствовала, что меня учитывают меньше, чем раньше. Но я понимаю: важно оставить о себе хорошую память. Материальные вещи мы с собой не возьмём, а память о себе остаётся. Когда я возглавляла женскую коробку 18 лет, я всегда говорила девушкам: „Мы особенные, и свою миссию нужно понимать“. Были моменты, когда приходилось что-то доказывать себе и другим, но в целом я занималась любимым делом, помогала людям, обучала офицеров, работала с личным составом, сталкивалась с проблемами — и это была реализация моей миссии», — подытожила она.

Жанар Байкенова дослужилась до звания полковника и ушла на пенсию в возрасте 47 лет. Её последняя должность — начальник кафедры педагогики и идеологической работы оперативно-тактического факультета Академии магистратуры и докторантуры. По словам Байкеновой, она ушла со службы по состоянию здоровья и по собственной инициативе, отметив, что в силовых структурах женщины в идеале могут работать до 55 лет.


СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НИСПИ – ШАНС НАЙТИ СЕБЯ И АДАПТИРОВАТЬСЯ ПОСЛЕ СЛУЖБЫ

С 1 марта 2024 года в Казахстане действует инициатива по социальной адаптации военнослужащих, вышедших в запас, — НИСПИ (Национальная инициатива социальной поствоенной интеграции). Главной целью проекта является помощь каждому бывшему военнослужащему найти себя в мирной жизни.


Одним из соучредителей проекта является Бахтияр Мурзатаев. По его словам, всё это время НИСПИ работает без государственной поддержки и держится исключительно на энтузиазме команды, однако уже успел показать реальные результаты. Например:

  • около 30 человек уже нашли работу с помощью проекта;
  • создано 9–10 тематических чатов, где публикуются вакансии, тренинги и новости;
  • налажены партнёрства с более чем 50 крупными компаниями Казахстана.

«Мы верим, что структуры, чьим сотрудникам мы помогаем, всё-таки нас услышат, как это уже сделало Министерство обороны», — отмечают авторы инициативы. «Работодатели заинтересованы в дисциплинированных, ответственных и надёжных сотрудниках — такими, как правило, являются бывшие военнослужащие», — добавляет Мурзатаев.

Он подчёркивает, что на данный момент все участники проекта работают на волонтёрской основе — зарплат у них нет, а офис арендуется у акимата на платной основе. Финансовую поддержку оказывают друзья-бизнесмены, тоже бывшие военные.

Причём многие участники устраиваются не просто охранниками, а занимают руководящие позиции — начальников смен, координаторов, руководителей объектов.

Бахтияр Мурзатаев также отметил, что вопрос социальной адаптации военнослужащих — это государственная обязанность, закреплённая в законе о статусе военнослужащих. Однако за время существования проекта меморандум удалось заключить только с Министерством обороны. В будущем команда НИСПИ планирует подписать меморандумы со всеми министерствами силового блока, чтобы после увольнения в запас бывших сотрудников направляли именно к ним — в службы, где им помогут пройти этот непростой путь.

«Мы создаём мост, чтобы помочь военнослужащим адаптироваться после службы. Этот переходный этап часто оказывается самым сложным — и наша задача заполнить этот пробел. Наша цель — чтобы государство осознало важность проблемы и начало выделять средства на адаптацию. Мы предлагаем реализовать этот пункт закона на практике. Мы берём человека под опеку, сопровождаем, консультируем, не оставляем его один на один с проблемами», — подчеркивают авторы проекта.

Аббревиатура НИСПИ расшифровывается как «Национальная инициатива социальной поствоенной интеграции». Девиз проекта — «Вышел на гражданку — НИСПИ! Развивайся, расти, действуй!», а у женского сообщества при проекте свой слоган — «Жена ОМРГ: вместе к новой жизни».

Бахтияр также рассказал, что идея создания проекта родилась спонтанно во время рабочих поездок. Один из основателей проекта, бывший полковник Рустем Жантенов, вёл YouTube-канал, где приглашал бывших офицеров, ставших успешными бизнесменами. Истории этих людей вдохновляли других, и постепенно из онлайн-платформы выросло реальное сообщество.

«Рустем помог одному человеку устроиться на работу — тот вырос с обычного рабочего до заместителя по производству. Тогда он подумал: если смог помочь одному, значит, сможет помочь десяти и даже сотне», — вспоминает Бахтияр Мурзатаев.

Позже к проекту присоединились юристы, бывшие сотрудники силовых структур, а также социальные предприниматели. Благодаря поддержке предпринимателя Эмира Наскирова команда НИСПИ получила признание экспертов стартап-хаба социальных инноваций.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 1
Возмутительно 0