В Казахстане идет очередная приватизация государственных активов, которая, возможно, является последним переделом собственности при нынешней власти, так как новая борьба за активы может начаться в так называемой «сумеречной зоне» политического транзита. Ведь в наших условиях, любая борьба за власть априори предполагает борьбу за сохранение собственности или же за ее увеличение.
И если первая приватизация 90-х годов, которая в народе получила емкое определение как «прихватизация», создала в стране постсоветскую бизнес-элиту, очень тесно переплетенную с номенклатурой, то вторая приватизация, судя по заявлению руководства страны, также адресована этой самой элите. От нее ждут более активного участия в покупке непрофильных государственных активов, которые сейчас выводят из-под крыши того же ФНБ «Самрук-Казына», АО «Байтерек» или АО «КазАгро».
Да и вся эта затея с очередной легализацией капиталов, предполагала привлечение в страну тех самых теневых капиталов, которые когда-то из нее убежали и теперь, по мнению власти, должны помочь Казахстану в сложной финансово-экономической обстановке. В принципе, это неплохая идея, если учесть, что многих иностранных инвесторов давно уже удивляла интересная ситуация при которой казахстанские власти многие годы так активно зазывали их в Казахстан, в то время как местная бизнес-элита не менее активно выводила свои капиталы в offshore. Конечно, объективности ради стоит сказать, что часть этих денег все-таки возвращалось в страну, но уже под видом тех же иностранных инвестиций от оффшорных компаний.
На днях и министр финансов РК Бахыт Султанов заявил о том, что за последние девять лет из страны убежало около $20 млрд. долларов, которые, по его мнению, можно легализовать. Из его уст, все это звучало слишком дипломатично. Хотя более конкретен был глава государства, который еще в декабре прошлого года сделал вполне четкий намек на толстые обстоятельства в адрес казахстанских бизнесменов.
«Я еще раз призываю принять участие в легализации капитала и имущества, люди, которым государство дало возможность разбогатеть, я по пальцам всех знаю, и я знаю, как они богатели – каждого в Казахстане сейчас состоятельного», — заявил президент.
По тональности это чем-то напоминало уже легендарную президентскую фразу, которая прозвучала несколько лет назад также в адрес чиновников и местной бизнес элиты: «Я могу любого из вас взять за руку и повести в суд». Чуть раньше, в ноябре 2015 года, во время расширенного заседания правительства, глава государства снова поднял тему о необходимости бизнесменам легализовать имущество и более активно участвовать в приватизации крупных объектов.
«В связи с этим я обращаюсь к нашим богатым людям, которые показывают себя богатыми в глянцевых журналах, и всех остальных: государство за эти годы дало вам возможность стать такими богатыми. Поэтому я обращаюсь, чтобы они приняли участие в легализации, во-первых, во-вторых – в приватизации крупных объектов. Нам очень важно, чтобы в приватизации участвовали наши казахстанские компании... Это будет хорошим ответом народу за ваши богатства, которые страна вам позволила».
А для того, чтобы ускорить мыслительные процессы тех, в адрес кого и было сделано это обращение, в довесок пошла более тяжелая артиллерия.
«Я предупреждал и хочу сказать – после этой легализации мы начнем искать деньги, запрятанные от налогов по всему миру. Наверное, вы все видели, генеральный прокурор везде ездил, везде подписал договор о правовой помощи с самыми крупными странами, начиная с США. Организация экономического сотрудничества и развития объявила, что раскроет все счета, никаких оффшоров не будет. Мы предлагаем добровольно открыть деньги и спать спокойно, не дергаться, когда звонок в дверь. И то, и другое связано с привлечением инвестиций в Казахстан».
Следует отметить, что еще в декабре 2014 года Казахстан присоединился к Страсбургской конвенции 1988 года, которая направлена на повышение эффективности взаимодействия между налоговыми службами. Поэтому, Комитет государственных доходов Министерства финансов РК действительно собирается усилить борьбу с выводом капиталов из страны в оффшорные юрисдикции.
В рамках данного Комитета была создана Служба экономических расследований, которая должна заниматься вопросами экономических и финансовых правонарушений. Насколько известно, уже было заключено соглашение об обмене налоговой информацией со странами, имеющими льготное налогообложение.
В этом году, вроде бы, государство собирается направить первые запросы по поводу владельцев оффшорных счетов. А с сентября 2018 года ожидается, что казахстанские государственные органы начнут получать информацию по зарубежным счетам 2017 года всех казахстанских резидентов.
Конечно, при всех плюсах этих мер, есть и риск того, что такая информация может также использоваться и во внутриэлитных баталиях, тем более что в нашей стране до сих пор действуют два принципа «фаворитизма»: 1. «Прав не тот, кто прав, а тот, у кого больше прав» и 2. «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». То есть, в точечных ударах по отдельным представителям казахстанской политической и бизнес элиты, данная информация может быть вполне мощным оружием. Хотя в любом деле всегда есть свои издержки.
При этом на официальном уровне, к участию в приватизации приглашают принять участие также иностранных инвесторов. Например, в прошлом году, во время встречи с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, президент Казахстана призвал японский бизнес участвовать в новой приватизации государственных объектов.
Но, по данным «fDi Markets» (службы «Financial Times» по анализу прямых инвестиций), замедление экономического роста и рецессия во многих развивающихся странах привела к тому, что наблюдается как отток зарубежных инвестиций, так и сокращение прихода в эти страны портфельных инвесторов. Казахстан этот процесс также затронул. Хотя из-за конфликта между Россией и Украиной, а также в связи с еще большим ухудшением финансово-экономической обстановки в этих странах, наша республика стала одним из лидеров по инвестиционной привлекательности среди постсоветских стран.
Этому способствовало и значительное улучшение инвестиционного законодательства. Но, все-таки основную ставку власть будет делать именно на казахстанский бизнес, которым показали «пряник» в виде новых государственных активов и «кнут» под видом будущего мониторинга оффшорных счетов.
В то же самое время, перед значительной частью крупного казахстанского частного бизнеса сейчас стоит сложный выбор между двумя рисками: либо потерять все в стране после смены власти, когда может начаться новый передел собственности, либо потерять часть капиталов и собственности за границей, если вдруг не прислушаться к предупреждениям Акорды. И только будущее покажет, кто сделал правильный выбор.
Досым Сатпаев, кандидат политических наук