+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
08.02.2016 в 09:30

Д.Сатпаев: Субрегиональные амбиции Турции

На прошедших выходных, наша республика, в очередной раз, продемонстрировала гибкость своего дипломатического позвоночника. Президент Казахстана провел встречу с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу во время которой было заявлено, что для Астаны, Турция и Россия являются «важными союзниками и партнерами». Следует отметить, что конфликт между этими двумя странами уже имел косвенные негативные последствия для Казахстана.

Во-первых, российско-турецкий конфликт наносит удар по экономическим интересам Казахстана. Учитывая то, что Россия ввела торговые санкции против Турции, это также создает дополнительные проблемы для казахстанского бизнеса, который торговал с Турцией и использовал российскую территорию для транзита турецких товаров, оборудования и т.д. в Казахстан.

В частности, уже был прецедент, когда Россия задерживала 75 казахстанских грузовиков с турецкими товарами. Но российские экономические санкции в отношении Турции могут привести к тому, что товарооборот во внешней торговле между Казахстаном и Турцией снизится, так как основная часть турецких товаров шла в Казахстан именно через Россию. Конечно, товарооборот Казахстана с Турцией не очень большой, по сравнению с другими странами, и составляет около $3,5 миллиардов долларов. Но не так давно президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган заявил о том, что Казахстан и Турция должны увеличить этот товарооборот до $10 миллиардов.

Скорее всего, в связи с началом торговой войны между Россией и Турцией, достичь такого объема товарооборота вряд ли получится. Кроме того, постоянные задержания Россией турецких товаров идущих в Казахстан или же их транспортировка обходными маршрутами через Азербайджан и Каспий может привести к удорожанию конечной стоимости турецких товаров, поставляемых на казахстанский рынок. В частности, об этом уже заявил министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов, по словам которого, на стоимости турецких товаров скажется изменение маршрута транспортировки грузов из Турции.

Но, в любом случае, в Казахстане, скорее всего, уже стали понимать, что Россия становится слишком непредсказуемым политическим и экономическим партнером. В этой связи, в республике будут продолжать политику диверсификации транспортных маршрутов. На этом фоне, довольно интересным выглядит тот факт, что Турция и Китай совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией учредили консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России. Соглашение было подписано 28 ноября 2015 года в Стамбуле представителями крупных транспортно-логистических операторов стран участниц этого проекта.

Речь идет о том, что контейнеры будут отправляться с запада Китая, из Синцзян-Уйгурского автономного района через Казахстан по железной дороге в порт Актау. Затем они будут переправляться на пароме через Каспийское море в Азербайджан, откуда пойдут в Грузию и Турцию. Из этих стран по железной дороге грузы должны уже идти дальше в Европу.

Во-вторых,  российско-турецкий конфликт снова расколол казахстанское общество на сторонников и противников действий России или Турции. Аналогичная ситуация была во время российско-украинского конфликта, который был индикатором серьезного влияния, в первую очередь, российских СМИ на формирование общественного мнения внутри Казахстана.

В-третьих, многовекторная политика Казахстана снова проходила испытание на прочность.  Ведь Турция для Казахстана такой же важный экономический и политический партнер, как и Россия. Наша республика, является активным участником Совета сотрудничества тюркоязычных государств, создание которого, в свое время, было инициировано Турцией.

Стоит отметить, что после распада СССР в 1991 году, Турция выступила одним из первых государств, признавших независимость бывших советских республик, и была в числе тех стран, которые официально установили дипломатические отношения со всеми странами Центральной Азии. Но Турция не учла одного важного момента. Пытаясь занять доминирующие позиции в регионе, она столкнулась с «парадом суверенитетом», при котором правящие элиты государств региона отвергали любую попытку нового идеологического доминирования.

В результате стремительный старт в регионе при Тургут Озале и Сулеймане Демиреле закончился укреплением позиций Турции только в экономической сфере. Что касается тюркоязычного пространства, то Анкара, лишь в последние годы, решила более активно реанимировать проект его интеграции и не только в культурно-гуманитарной сфере. Так, например, в конце 2010 года, генеральный секретарь Совета тюркоязычных государств Халил Акынджы заявил, что тюркоязычные страны создадут таможенный союз.

В 2012 году, в Баку, министры экономики Совета сотрудничества тюркоязычных стран обсудили вопрос создания Фонда развития для активизации инвестиционной деятельности между Азербайджаном, Турцией, Казахстаном и Кыргызстаном. А чуть позже, генеральный секретарь Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран Рамиль Гасанов также подтвердил, что вопрос создания зоны свободной торговли находится на повестке дня. Речь идет об отмене таможенных пошлин и унификации законодательства в тюркоязычных государствах. Насколько известно, с первого января 2017 года Турция собирается приступить к реализации соглашений о новых преференциях в торговле с Азербайджаном и Казахстаном. Это предусмотрено «дорожной картой», подготовленной министерством экономики Турции и является ответом на российские экономические санкции против Турции. Анкара пытается найти альтернативные рынки для поставок своих товаров, и определенный акцент будет делать на активизацию экономического сотрудничества в рамках тюркоязычного пространства.

Кстати, можно согласиться с интересным мнением тех экспертов, которые считают, что неся на себе исторический груз бывших империй, Турция и Россия, чем-то похожи, так как пытаются закрепить за собой роль субрегиональных держав, в том числе за счет расширения зоны своих стратегических интересов. Турция это пыталась сделать за счет Сирии, а Россия за счет Украины.

То есть Турция, как и Россия, страдает не меньшими комплексами бывшей Османской империи, которые реализуются в рамках проекта создания нового союза тюркоязычных государств. Р.Эрдоган, как и В.Путин, пытается мобилизовать турецкое общество на основе поиска внутренних и внешних врагов. Отличие заключается лишь в том, что турецкий лидер активно использует в качестве скрепляющего материала религиозный фактор, а президент России делает ставку на так называемый «ретроспективный патриотизм» с элементами советской идеологии.  

При этом и Россия, и Турция рассматривают Центральную Азию в качестве сферы своего геополитического влияния. Визит президента Турции Реджепа Эрдогана в 2015 году в Казахстан (в начале прошлого года) и в Туркменистан (уже после инцидента со сбитым российским самолетом), является одним из тех сигналов, которые Анкара послала Москве. Турция лоббирует ускорение объединения тюркоязычного мира и параллельно старается закрепить за собой роль одного из новых мусульманских центров модернизационного ислама.

Кстати, на фоне роста религиозного самосознания в Казахстане, не удивительно, что все чаще внутри казахстанского общества стали появляться спорные суждения о том, что модель сосуществования светского и религиозного фактора в Турции, может быть привлекательным образцом для будущего развития Казахстана. Хотя не все так просто, учитывая то, что в мусульманском мире сейчас идет активная конкуренция между тремя центрами геополитического притяжения: Ираном, Саудовской Аравией и Турцией.

Каждый из этих игроков выстроил свою модель взаимодействия религии и государства, пытаясь расширить сферу использования этих моделей и в других странах. Кстати, из всех стран Центральной Азии, пока только Таджикистан уже не теоретически, а практически оказался втянут в эту конкуренцию между Ираном и Саудовской Аравией. В свою очередь, Россия обвинила Турцию в ее попытках продвинуть идеи пантюркизма и панисламизма в зонах геополитических интересов Москвы, и даже прекратила свое участие в Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), членом которой, кстати, является Казахстан.

Досым Сатпаев, кандидат политических наук


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика