пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
0oC
Астана:
icon
-4oC
×

В бой идут казахстанские кинокритики: в ожидании своего Оскара

Славные парни американской киноакадемии наконец-то раздали свои Оскары. С победителями и мне и читателям ИА «NewTimes.kz» плюс-минус уже загодя было все ясно - не так много конкурентов друг у друга в каждой номинации. Главное, теперь Лео со статуэткой! Я просчиталась в режиссуре, болела за технику Джорджа Миллера в «Безумном Максе: дороге ярости», а посчитали образный ряд Алехандро Гонсалеса Иньярриту с фильмом «Выживший» сильнее, оно и, правда, умнее точно.

Но при всем всемирном празднике ожидания церемонии, меня больше поразило, что в прошлом, как, впрочем, уже и в этом году, на кинофестивалях и кинопремиях интерес кинематографистов направлен не в сторону крупных блокбастеров или даже эстетских арт-хаусных работ, а в поддержку остро-социального направления в кино. Того самого, в котором болевой точкой становится незащищенность и бесправность человека.

Поэтому, и у американских киноакадемиков ленты-расследования «В центре внимания» и «Игра на понижение» вырвались в лидеры в интеллектуальных что ли номинациях, и получили свои награды – как лучший фильм, и за сценарные работы. А уравнивают их с точки зрения визуального и технического решения - «Выживший» и «Безумный Макс: дорога ярости».

И это не просто так. Нет дыма в кино без огня в реальности. Мир словно перевернулся с ног на голову. Ведь сегодня в любой точке земного пространства неспокойно, а европейский мигрантский поток человеческих слез и требований, думаю, заставляет задуматься каждого о зыбкости мира. И я рада, что лучшие в мировом кинематографе сегодня рядом плечом к плечу с этими людьми, официальными ли мигрантами, либо вынужденными - выброшенными бродягами в родной стране за обочину нормы жизни. И мое профессиональное пожатие кинофестивалям, которые откликаются на перемены жизни и человеческую боль.

В родном отечестве тоже приближается главная интрига - время раздавать свои национальные кинонаграды «Выбор критиков» за 2015 год. Напомню, что премия «ВК», организованная ассоциацией кинокритиков Казахстана при содействии киноцентра «Арман», впервые состоялась в прошлом году, где награды получили лучшие игровые отечественные ленты по 13 номинациям.

Ассоциация была организована в 2014 году и на сегодняшний день насчитывает семь кинознатоков: Гульнару Абикееву, Олега Борецкого, Карима Кадырбаева, Ольгу Малышеву, Тулегена Байтукенова, Дмитрия Мостового и Инну Смаилову.

Вручение премии состоится в марте, но уже сейчас идет отбор фильмов по номинациям: «Лучший фильм-драма», «Лучший фильм-комедия, боевик, экшн», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», «Лучший оператор-постановщик», «Лучший художник-постановщик», «Лучший композитор», «Лучшая главная мужская роль», «Лучшая главная женская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучшая песня в кино», «Лучший дебют», «Лучший короткометражный фильм».

Выбор скажу не маленький - больше двадцати игровых полнометражных казахстанских картин снято за прошлый год, были показаны либо в кинотеатрах, либо на кинофестивалях. Снимается кино у нас теперь везде - и Алматы, и Астана, и Шымкент, и даже мой Темиртау охватила казахстанская киномагнитка. А, если говорить о качестве фильмов, то следует в этом будущем списке упомянуть те, кто уже за прошлый год был отмечен международными и отечественными наградами - это «Шлагбаум» Жасулана Пошанова, «Ореховое дерево» Ерлана Нурмухамбетова, «Первая жена Сагынтая» Данияра Саламата, «Жат» Ермека Турсунова, «Кунанбай» Досхана Жолжаксынова.

Не забыты и фильмы, снятые специально для зрителя и кассы - «Побег из аула» Нуртаса Адамбая, «Жол» Аскара Узабаева и множество других.

Ну, а в актерских работах следует узнать - попадут ли в цветник красавиц Карлыгаш Мухамеджанова, Аружан Джазильбекова и др.; а в категории брутальных кинобатыров - увидим ли мы Берика Айтжанова, Димаша Ахимова или может Еркебулана Дайырова и Ержана Нурымбета?

Хочу раскрыть секрет, наши кинокритики, обладая всеми боевыми интеллектуальными навыками ведения дискуссии, отстаивают свои взгляды и позиции по каждому фильму и каждой номинации. Атмосфера горячая, спорим и обижаемся, но стоим до конца за своих фаворитов. А как же иначе?! Отступать некуда, позади пройденный 2015-й и, вспоминая тот же Оскар и прошлые международные кинофестивали, наверное, важно быть в общей струе, чтобы и наша реальность стала частью того, как национальный кинематограф откликается на нее. Совсем скоро состоится официальная пресс-конференция, где будут объявлены все номинанты на кинопремию «ВК», а уж я со своей стороны даже впереди планеты всей постараюсь знакомить вас с тем, что знаю.

И небольшое в ожидании кинопремии от себя резюме: 

«Как человек, который влюблен в кино, жду и требую по праву любящей от наших фильмов ответной реакции. Так, чтобы могла погружаться и растворяться в пространстве мысли и чувства авторов фильмов, переживать и болеть за героев, чувствовать, что кинематограф реагирует на происходящее вокруг и внутри нас. К сожалению, как мне кажется – сегодня казахстанское зрительское кино живет в каком-то параллельном измерении, исключая связь с окружающим и живыми людьми. Вроде и картинка узнаваемая, и люди как люди, а все искусственное, надуманное, третичное - без содержательной и художественной оригинальности. Пожалуй, для телевизионного без особой зауми формата - это нормально, но в большом кино – разве только отбить кассу.

Авторское, наоборот, начинает спекулировать или псведоидеями на глобальную и в результате эфемерную патриотическую тему или социальными невзгодами. Такая обратная сторона медали о тяготах жизни, только снова надумана, без особой связи с живой реальностью и человеком в ней. В обоих случаях выпавшим звеном в отечественной документальной и игровой кинематографии оказывается сам Человек, настоящий, с его внутренней реальностью и окружающим миром.

Это настораживает. Ощущение от большинства, просмотренного за прошлый год, что кино - где-то «за», мир в кино - где-то «за», человек в кино и жизни - тоже где-то «за» гранью настоящего.

Поэтому, с точки зрения профессии, так важно, что в Казахстане смогли создать свою независимую от давления извне кинопремию, где выбор остается за критической мыслью. От критики в кино все-таки начинались и развивались почти все направления - и французский авангард, и новые волны.

А сегодня в казахском кинематографе - такое бурление изнутри и извне - от партизан до чисто коммерческого подхода и госзаказа, где важно именно кинокритики все расставить на места, заострять внимание на плюсах и минусах и резонировать на все колебания в развитии казахского кино. Поэтому мне лично хотелось бы, чтобы каждый нами выдвинутый на премию фильм -  имел свое либо художественное, либо смысловое, либо техническое значение в истории казахского игрового кино за 2015 год. Я – за умное и оригинальное кино!».

Инна Смаилова

кинокритик

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: