+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
29.02.2016 в 10:48

Политолог: О предвыборных программах, акциях и партийном «благородстве»

Стартовала предвыборная гонка, и хотя большинство населения относится к ней пессимистично из-за предсказуемости ее результатов, все же определенный «интерес» к ней проявляет. Пока этот интерес негативный, но изменится ли характер такого настроения в будущем, во многом будет зависеть и от самих партий. В идеале общество должно само быть активным и в день голосования делать осознанный выбор, однако их уверенность в своем бессилии и убежденность в том, что от них ничего не зависит, не позволяют увидеть возможности изменения своего пассивного поведения.

Причины могут заключаться и в том, что это удобно и комфортно, чтобы оправдать свою пассивность, а с другой, возможно, народ не знает, как можно изменить свой статус и роль в политической жизни. Но в данной статье речь пойдет не об этом, а совсем о другом. Во-первых, попытаемся разобраться в предвыборных программах политических партий, которые борются за голоса избирателей, а во-вторых,попробуем порассуждать о самих акциях партий.

Предвыборные программы партий

Предвыборная программа – это визитная карточка партии, она привлекает электорат и демонстрирует отношение партии самой к себе, потому проанализируем предложенные «визитные карточки» без экономики. Экономический блок вопросов оставим для анализа экономистам. В целом, программы некоторых партий выглядят интересно. Они значительно отличаются по содержанию от прежних документов.

С точки зрения политической перспективы и вероятности реализации предложенных мер, лидируют, на мой взгляд, программы партии «Ауыл» и ОСДП.

Реформы, которые предлагает партия «Ауыл» в отношении решения проблем села, и реализуемы, и актуальны. Поставленные вопросы имеют среднесрочный характер, большая часть из них  рассчитана на 4-5 лет, видимо, учитывались и имеющиеся ресурсы и возможности партии. Программа интересна, тем, что акцент сделан не на виртуальных и красивых идеях, а на конкретных мерах, которые позволят улучшить качество жизни сельчан.Слабая сторона программы – это политический блок и лозунги, они довольно абстрактны.

У ОСДП, в противоположность, сильным выглядит политический блок, предложения более чем конкретны. Меньше негатива в программе, критика есть, но она точнее сформирована. Заметно, что партия серьезно  поработала над программой и в идеологическом отношении, она приблизила ее к идеям социал-демократии. Конечно, в идеологическом отношении она не идеальна, но ценностная сторона стала четче. Слабыми сторонами, на мой взгляд, являются предложенные социальные меры, они отдают порой популизмом, и охватывают довольно широкий спектр проблем, в связи с чем, возникает вопрос о степени реализуемости программы.

Во вторую группу я отнесла партии «Бирлик», «Нур Отан» и КНПК.

В программе «Бирлик» есть попытки выделить проблему социального неравенства и справедливости, по новому посмотреть на понятие «справедливости», и интересным является идея – оставить будущему поколению экологически чистый Казахстан. Но идеи в основном долгосрочного характера, они перспективны, но не проработаны.

Программа КНПК полностью построена на идеальном представлении о том, какой должна быть жизнь в стране, антизападное направление довольно сильно выделено, напоминает программы советского периода: обо всем и конкретно ни о чем. КНПК себя обозначила партией ленинского типа и надежным партнером государства.

Тогда как программа партии «Нур Отан» это программа президента «100 шагов», отсюда нет новизны, предложения носят долгосрочный характер, идеологическая направленность партии неясна, она заменена лозунгами.

В третью группу вошла партия «Ак жол», которая позиционирует себя либеральной партией, но предвыборной программы нет на сайте, анализировать было нечего. Есть интервью Азата Перуашева, исходя из чего, можно заключить, что партия намерена получить 8 мест, бороться с черным пиаром, который начался против лидера партии, одной из актуальных направлений деятельности обозначена тема «коррупции». 

Предвыборные акции

Предвыборная кампания стартовала, на сегодня по активности в социальных сетях заметны КНПК и ОСДП, если акции первой вызывают негативные реакции и, в первую очередь, непонимание, то ОСДП – больше позитива, несмотря на то, что оппоненты ведут борьбу против лидера партии Жармахана Туякбаева, появились статьи заказного характера. Активность «символического» характера преобладает у партии «Ак жол», большие плакаты появились на наших улицах. «Нур Отан» активна на телевидении и страницах печатных изданий. Плюсом предвыборной борьбы является то, что крупные партии бросают вызов другим крупным своим оппонентом, а не строят свой пиар на «битье» мелких партий, наблюдается такое «благородство». Содержательная борьба в дальнейшем может раскрыть партии больше, дебаты между оппонентами хороший инструмент для этих целей.

Таким образом, заметно преобладание в предвыборных программах партий идей левого толка, из 6 партий, участвующих в парламентской борьбе, 3 из них выбрали ценности левых партий. Это ОСДП (социал-демократы), партия «Ауыл» (бывшая социал-демократическая партия, но в программе партия сохранила идеи из социал-демократии) и «Бирлик», в программе также акцент сделала на ценностях левых идеологий. Хотя КНПК по своей идеологии (коммунистическая) относится к левому флангу, но их программа отличается от первой тройки, преобладанием советских подходов, исходя из такой позиции, на мой взгляд, они больше «консерваторы», нежели «левые». КПСС в советский периодзначительно дистанцировалась идеологически от партий левого толка, сейчас КНПК повторяет их подходы.

К сожалению, нет предвыборной программы партии «Ак жол», видимо, еще не разработали, в то время как партия «Нур Отан» выделилась, представив по объему самую большую программу. Вероятно, если избирательная кампания проходила бы по установленным политическим правилам и правовым нормам, то партийная борьба могла бы получиться интересной, что позволило приблизиться нам на шаг к демократическим моделям.

Толганай Умбеталиева, гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии, кандидат политических наук


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика