«Вызвали час назад, до сих пор ждем!». «Нужна была реанимация, а приехал фельдшер с анальгином». «Совсем молоденькие врачи, даже укол делать не умеют». Наверняка вы неоднократно слышали претензии казахстанцев к тем, чья работа жизненно важна, но весьма неблагодарна. Но, не преуменьшая заслуг фельдшеров, надо заметить, что сфера неотложной помощи в Казахстане испытывает гигантскую массу проблем. Минздрав в ответе на запрос ИА «NewTimes.kz» объяснил, что мешает службе скорой помощи повысить свой авторитет и завоевать доверие казахстанцев.
Перечисляя проблемы службы «скорой помощи», в Минздраве первым делом назвали высокую нагрузку. По данным ведомства, в Казахстане очень остро стоит вопрос неэффективного распределения ресурсов, как санитарного транспорта, так и кадровых ресурсов. Сегодня казахстанская «скорая» принимает 7,8 млн вызовов в год. Причем в министерстве жалуются на тех пациентов, которые вызывают «неотложку», страдая хроническими заболеваниями, и напоминают, что с этой проблемой можно обращаться, например, в поликлиники.
«В Казахстане более 60 % объема работы скорой медицинской помощи занимает обслуживание вызовов с хроническими заболеваниями в часы работы организаций здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее – ПМСП), что приводит к повышению необоснованной нагрузки на бригады скорой медицинской помощи, а также неэффективному износу санитарного транспорта. При этом, на данный момент, остается актуальной проблема высокой догоспитальной летальности при экстренных ситуациях», - пояснили в Минздраве.
Эту проблему тоже пытаются решить: специально для снижения показателей смертности, фиксируемой еще до госпитализации в больницы, создан учебно-тренинговый центр.
«В РГП на ПХВ «Республиканский центр санитарной авиации» создан учебно-тренинговый центр, целью которого является обучение специалистов скорой медицинской помощи навыкам оказания экстренной медицинской помощи в соответствии с требованиями международных стандартов», - пояснили в министерстве.
В числе других проблем Минздрав перечисляет следующие вопросы:
«1. Недостаточная оснащенность санитарным транспортом, медицинским модулем. Высокий износ санитарного транспорта;
2. Неполная автоматизация и централизация системы управления вызовами скорой медицинской помощи, отсутствие единой автоматизированной системы управления вызовами и мониторинг движения транспортных средств;
3. Недостаточное владение навыками оказания скорой медицинской помощи в соответствии с международными требованиями;
4. Не повсеместное внедрение международных стандартов в организации работы приемных отделений стационаров», - рассказывают в ведомстве.
Но в Минздраве надеются и верят, что зарегистрированный этим летом приказ «об утверждении правил оказания скорой медицинской помощи» спасет положение: как они отмечают, приказ этот предлагает дифференцированный подход.
«При отсутствии непосредственной угрозы жизни пациенту будет оказываться помощь фельдшерскими и врачебными бригадами отделения неотложной медицинской помощи при ПМСП.
При состояниях, представляющих непосредственную угрозу жизни пациента, скорая медицинская помощь будет оказываться фельдшерскими и врачебными бригадами станции скорой медицинской помощи», - пояснили в ведомстве.
В Минздраве поясняют, что снижение догоспитальной смертности можно будет снизить за счет запланированной 3-этапной реформы.
«Оказание первой помощи пострадавшему до приезда бригады скорой медицинской помощи, оказание скорой медицинской помощи фельдшерскими/врачебными бригадами и оказание медицинской помощи на уровне приемных отделений стационаров», - подытожили в министерстве.
ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать, перепечатывать и распространять на любых ресурсах материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты