В Европейской экономической комиссии ООН разработали руководство по развитию экологичного городского транспорта. В нем предлагаются также альтернативные экологически чистые способы передвижения горожан, в том числе на велосипедах, скутерах и пешком. В качестве примера эксперты приводят опыт Алматы, Москвы и Копенгагена, передает Центр новостей ООН.
Издержки нынешних городских транспортных систем
Ситуация в городах разных регионов различается, однако в целом большинство горожан добирается на работу и передвигается по городу на общественном транспорте, личном автомобиле или других моторизованных транспортных средствах.
Это приводит к загрязнению воздуха, повышению уровня шума, пробкам и способствует глобальному потеплению. Так, в ЕС на транспортный сектор приходится около четверти выбросов всех парниковых газов.
Миллионы людей ежегодно гибнут в результате транспортных аварий. А заторы на дорогах приводят к задержкам пассажирских перевозок и грузов, что оборачивается экономическим ущербом в 100 млрд евро ежегодно.
Все это говорит о том, что нынешние транспортные системы европейских городов нуждаются в преобразовании.
Эксперты считают, что в период восстановления после пандемии необходимо повысить их эффективность и экологичность.
Еще задолго до пандемии в этой области уже предпринимались определенные усилия. Градоначальники многих городов создавали специальные полосы для общественного транспорта, сооружали велосипедные дорожки и дополнительные тротуары.
Однако проблемы еще далеко не решены: общественный транспорт перегружен и многие вынуждены добираться на работу на личном автомобиле, часами простаивая в заторах.
Опыт Алматы, Копенгагена и Москвы
Признавая тесную взаимосвязь между различными аспектами городского планирования, авторы первого подобного руководства предлагают мэрам, градостроителям и транспортным инженерам наладить удобную и неопасную для здоровья и окружающей среды транспортную систему.
В руководстве описан удачный опыт ряда городов, включая Алматы, где был создан коридор высокоскоростных автобусов и троллейбусов, обслуживающий в настоящее время 26 маршрутов, по которым ежедневно перевозятся 140 тыс пассажиров.
В 2018 году в этом городе было сдано в эксплуатацию более 100 километров полос, выделенных для общественного транспорта, и более 80 километров велосипедных дорожек, а также налажена система проката велосипедов.
Это позволило алматинцам отказаться от ежедневного пользования личным автотранспортом.
Еще один пример — развитие велосипедного движения в Копенгагене. В этом городе все веломаршруты, идущие от пригорода до центра города, а их более 28, физически отделены от проезжей части. В столичном регионе уже проложено несколько сотен километров велосипедных полос.
Эксперты отмечают, что стоимость одного километра велосипедной дорожки окупается через пять лет, в том числе за счет улучшения здоровья тех, кто регулярно ею пользуется.
Дорожное движение на этих участках дороги сокращается на 10 процентов, а велосипедное увеличивается на 20 процентов.
Сегодня в Копенгагене примерно 40 процентов граждан ездит на работу или в школу на велосипедах, экономя в государственном бюджете около 235 млн евро в год на медицинских и экономических затратах, связанных с заторами на дорогах.
В документе упоминается и успешный опыт Москвы, где также активно развивают систему городского проката велосипедов и электросамокатов. К тому же в российской столице налажен парк «каршеринга». В настоящее время в Москве совершается более 30 тыс каршеринговых поездок и более 27 тыс велосипедных поездок в день.
Усовершенствовать общественный транспорт
Авторы нового руководства советуют всем градоначальникам при планировании систем городского транспорта использовать успешный опыт других городов.
Они предлагают уделять особое внимание совершенствованию общественного транспорта, в том числе заменять загрязняющие окружающую среду устаревшие автобусные парки и стимулировать электротранспорт, а также развивать современные трамвайные пересадочные узлы.
Другие рекомендации касаются развития инфраструктуры пешеходного и велосипедного движения.
Авторы руководства, которое было подготовлено при финансовой поддержке России, подчеркивают, что мобильность является очень важным вопросом для 3,5 миллиарда человек, которые сегодня живут в городах по всему миру.
Этот вопрос особенно актуален для крайне урбанизированного региона, в котором работает Европейская экономическая комиссия ООН. В Европе в городах живет более 75 процентов населения, в Северной Америке — около 80 и в Центральной Азии — около 50 процентов.