четверг, 28 марта 2024 г.
icon
449.58
icon
486.94
icon
4.86
Алматы:
icon
24oC
Астана:
icon
5oC
1xadv
×

«Народ жив, пока люди знают родной язык»: Остановить исчезновение языков призывают в ООН

По оценкам специалистов, каждые две недели в среднем «умирает» один из 6 000 языков, на которых говорят сегодня народы мира, передает Центр новостей ООН.

Фото: https://yandex.ru
Фото: https://yandex.ru

К концу века может исчезнуть почти половина существующих языков. По случаю Международного дня родного языка, который отмечается 21 февраля, в ООН напоминают о важной роли языка как в сохранении культуры, так и в развитии детей.

«С точки зрения ЮНЕСКО, любой родной язык заслуживает того, чтобы на нем говорили, чтобы его признавали и как можно больше ценили во всех сферах жизни общества», — считает Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле.

«Так бывает не всегда. Нередко родной язык не имеет статуса национального или официального, либо на нем не ведется обучение. Такая ситуация может привести к обесцениванию родного языка, а со временем и к его полному исчезновению», — говорит она.

По данным авторов Всемирного доклада по мониторингу образования, около 40 процентов мирового населения не имеет возможности получать образование на понятном для них языке. А обучение на не родном языке может обернуться низкой успеваемостью, особенно если речь идет о детях из бедных семей.

Например, в Иране лишь 80 процентов учащихся четвертого класса, не говорящих дома на фарси, овладели базовыми навыками чтения. Среди тех, для кого фарси является родным, этот показатель составляет более чем 95 процентов. В Турции минимального уровня навыков чтения достигли лишь около половины не говорящих по-турецки детей из бедных семей, тогда как средняя цифра по стране составляет 80 процентов.

Странам же, поддерживающим двуязычные образовательные программы, удалось добиться более высоких результатов. В двуязычных школах Гватемалы было отмечено снижение показателей второгодничества и отсева среди учащихся. В Эфиопии дети, участвовавшие в восьмилетних двуязычных школьных программах, более успешно справлялись с учебной программой в целом.

По словам Аарона Бенаво, одного из авторов доклада ЮНЕСКО об образовании, владение родным языком может оказаться палкой о двух концах.

«Укрепляя чувство принадлежности к определенному этносу и способствуя социальной сплоченности, он может в то же время создавать предпосылки для маргинализации таких групп. Политика в области образования должна обеспечить всем учащимся, включая представителей языковых меньшинств, возможность обучения по программе школы на родном языке», — говорит он.

С ним согласна и глава ЮНЕСКО Одри Азуле.

«Родной язык играет исключительно важную роль с точки зрения распространения грамотности, поскольку упрощает процесс получения базовых навыков чтения, письма и счета в первые годы обучения. Именно эти навыки являются фундаментом дальнейшего личностного роста». «Кроме того, родной язык является уникальным средством выражения нашего творческого разнообразия и нашей самобытности, источником знаний и инновационного развития», — добавила она.

В ЮНЕСКО придают важное значение защите языкового и культурного разнообразия, продвижению равенства, развития и социальной интеграции. Например, на Соломоновых островах разрабатывается экологическая энциклопедия на местном языке «марово», что поможет сохранить островной язык и знания, а также оживить социальную жизнь местных коренных общин.

В Латинской Америке ЮНЕСКО совместно с Детским фондом ООН содействует внедрению инклюзивному образованию, используя двуязычные межкультурные подходы.

«Сегодня, отмечая Международный день родного языка уже в двадцатый раз, необходимо подчеркнуть, что любой родной язык является важным и что он имеет первостепенное значение для обеспечения мира и поддержания устойчивого развития. Нам предстоит большая работа», — подчеркнула Одри Азуле.

Интернет должен быть многоязычным. Еще одна проблема — отсутствие огромного количества языков в киберпространстве. В ЮНЕСКО предупреждают, что целые сообщества и отдельные люди, не имеющие возможностями воспользоваться богатыми ресурсами интернета, рискуют оказаться «за бортом» развития. Жители Земли, не владеющие языками, превалирующими в виртуальной среде, должны иметь право на самовыражение, возможность создавать культурный контент на родном языке и распространять его онлайн. Эксперты Организации убеждены, что культурное разнообразие и многоязычие в интернете имеют важнейшее значение для создания плюралистичного, справедливого, открытого и инклюзивного общества, основанного на знаниях.

Международный день родного языка был учрежден Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1999 году. Его цель — способствовать более глубокому пониманию лингвистических и культурных традиций, основанных на взаимоуважении, терпимости и диалоге.

В нынешнем году этот День посвящен защите языков коренных народов. Коренные языки составляют 96 процентов, но говорит на них лишь около 4 процентов населения мира. Многие из них находятся на грани исчезновения, и с ними уйдут в никуда целые пласты культуры, знания и традиции.

Осознавая серьезность угрозы, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов. В течение этого года по всему миру будут проходить мероприятия, посвященные языкам коренных народов. Они призваны мобилизовать общественность на защиту языков коренных народов, что в большинстве случаев неразрывно связано с улучшением условий жизни их носителей. Как говорят сами представители коренных общин, «народ жив, пока люди знают родной язык».

В ЮНЕСКО создали Атлас исчезающих языков. Введя название интересующего вас языка, вы можете узнать, сколько на нем говорит человек и какова степень опасности его исчезновения.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0