В мире продолжают фиксировать случаи повторного инфицирования SARS-CoV-2. В опасную статистику на днях попали и граждане Казахстана — так, первый случай повторного заражения был подтвержден в Карагандинской области. К сожалению, медики и ученые пока не до конца уверены в том, чем отличается картина болезни тогда и сейчас, и все еще изучают механизм взаимодействия коронавируса и иммунитета человека. Подробнее на эту тему журналист ИА «NewTimes.kz» побеседовала с семейным врачом Еленой Хегай.
4 ноября министерство здравоохранения РК подтвердило первый повторный случай заражения коронавирусной инфекцией в Казахстане. Однако раскрывать подробности о реинфекции, чиновники не спешат — известно лишь, что пациенткой является жительница Карагандинской области:
«У нас действительно есть повторный случай в Карагандинской области, когда у заболевшей был зарегистрирован коронавирус в июне и в конце октября. При этом заболевание сопровождалось соответствующей клиникой», — рассказала председатель комитета санитарно-эпидемиологического контроля Айжан Есмагамбетова.
К сожалению, вопросов о повторном заражении КВИ все еще больше, чем ответов. По словам семейного врача и клициниста Елены Хегай, выявленные и описанные случаи повторного заражения слишком малочисленны, чтобы делать какие-то выводы:
Если судить по последним данным, повторное заражение КВИ протекает в более тяжелой форме. Действительно ли это так и есть ли уже какие-то либо исследования на эту тему?
— На самом деле такой информации, что повторные заражения всегда протекают тяжелее, нет. Так же как нет информации, насколько часто они возникают. По предположениям ученых, все же, довольно редко — некоторые исследователи дают цифру 1 на 10 000 случаев заражения COVID-19.
Все очень индивидуально и зависит как от уровня защитных антител в организме на момент заражения, общего состояния организма (сопутствующие болезни), а также от вирусной нагрузки (то есть количества вирусных частиц, попавших в организм при повторном заражении).
Предполагается, что повторные заражения могут протекать тяжелее в том случае, если первый эпизод заболевания был более легким или проходил в бессимптомной форме (из-за чего количество выработанных защитных антител было небольшим), а во время нового контакта в организм попало большое количество вирусных частиц (как правило, другого штамма).
Именно поэтому рекомендации по ношению масок и соблюдению дистанции должны одинаково соблюдаться всеми членами общества, как переболевшими, так и теми, кто еще не болел COVID-19.
Кто находится в группе риска повторного заражения?
— В группе риска повторного заражения потенциально находятся все переболевшие, но особенно те, у кого после болезни выработалось недостаточное количество антител.
Однако опять-таки: пока никто точно не знает, какой титр антител считается достаточным, чтобы защитить от болезни, а также на протяжении какого времени они достоверно сохраняются в крови и выполняют свою функцию.
Как долго будут сохраняться антитела у пациента, переболевшего в легкой/тяжелой форме? Насколько серьезно они будут переносить инфекцию повторно?
— Точной информации на сегодняшний день нет. Исследования продолжаются — в опубликованных на сегодняшний день отчетах говорится, что защитные антитела сохраняются организме большинства переболевших, предположительно, не менее 3 месяцев.
Может ли повторно заразиться человек с сильным иммунитетом и антителами к КВИ?
— На сегодняшний день выявленные и описанные случаи повторного заражения слишком малочисленны, чтобы делать какие-то выводы. А в имеющихся клинических отчетах нет информации по поводу уровня защитных антител в крови заболевших до момента повторного заболевания (как и в принципе критериев «сильного» иммунитета к КВИ). Все очень индивидуально.
Могут ли отличаться симптомы повторного заражения от первого? К примеру, в первый раз человек просто потерял обоняние и немного температурил, а во второй — появились сильный кашель и проблемы с дыханием?
— Да, теоретически (и в описанных случаях) повторное заражение может протекать отлично от первого эпизода. Это, вероятно, зависит от места внедрения вируса в организм (слизистые оболочки глаз, носа или рта), а также индивидуальных особенностей иммунного ответа каждого организма.