Выборы акимов – профанация?

Надвигаются выборы акимов сельских населенных пунктов. Так сказать, один из этапов демократизации общества в Казахстане. Но так ли это на самом деле, задается вопросом автор ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов.

Выборы акимов – профанация?
Фото взято с сайта holanews.kz

С самого начала появления нового закона о выборах акимов было много поводов для скепсиса. И, увы, сейчас эти поводы находят свое обоснование. Есть уже звоночки, что это очередная кампанейщина, которая вряд ли что-то серьезно улучшит в управлении селами и жизни аулов.

Прежде всего, настораживает прямой акцент на выдвижение кандидатур акимов партиями. Как известно, у нас просто так партию никогда не позволят создать, а все имеющиеся — под жестким контролем власти. И, скорее всего, основная масса выдвиженцев будет просто ангажирована правящей партией, которая и так уже контролирует всех сельских акимов.

Вполне возможно, что таким образом многие поселковые руководители будут просто переизбраны. Хотя подавляющая масса населения уверенно скажет, что большинство нынешних управленцев не справляется со своими обязанностями и не выдерживает никакой критики.

Что касается якобы возможности самовыдвижения, то, скорее всего, это точно профанация. Набрать 1% подписей избирателей вроде несложно. Но даже такое невинное требование скрывает в себе бюрократическую трясину. Ведь даже небольшое чисто арифметическое отклонение от этой цифры может повлечь за собой снятие любой кандидатуры. А подтасовать количество избирателей проще простого.

Сегодня их 10, а завтра 20 или 100, смотря кого куда запишут. Это же никто из народа не проверит и не контролирует. А если кто не собрал или якобы не смог собрать или неправильно собрал, то это можно запросто организовать. Любая закорючка, запятая, неправильно написанная цифра ведут к дисквалификации без возможности честной апелляции. И, наоборот, кого надо, протащат невзирая ни на что. Особенно если местность доходная, прибыльная и высокодотационная.

Мало того, фраза, что к акимам будут применяться требования как к государственным служащим, вообще отметет любого. Потому что там требования такие размытые и расплывчатые, что любого неугодного можно сразу убрать из кандидатов. Так что смело можно прогнозировать, что ни к чему путному и революционному эти выборы не приведут.

Об этом уже можно судить из появляющихся объявлений в соцсетях будущих акимов: мол, иду на выборы, партия меня послала. В общем, сразу все становится ясно: народных акимов нам не видать! Ну разве что случайные могут пройти в совсем захудалых селах, которые на ладан дышат и перебиваются с тиинки на тиинку.

Особенно странными выглядят слабая информационная поддержка и освещение такого на первый взгляд эпохального события в жизни государства. Ведь как это вначале преподносилось: сельчане сами смогут выбрать из своего круга достойных, умных и уважаемых, которые смогут навести порядок на селе и привести его в чувство.

По сути, сейчас активность в селах должна зашкаливать, жизнь бить ключом, разные кандидаты должны работать с людьми, узнавать, что им нужно, как лучше сделать, советоваться, получать наказы и советы. И многое-многое другое. Но, увы, ничего подобного в селах не происходит, что опять-таки дает повод усомниться в результатах предстоящих выборов.

А еще не стоит забывать такой важный момент. Несмотря на якобы народные выборы акимов, любой такой избранник в своей работе будет всецело и жестко привязан к вышестоящему акимату со всеми вытекающими последствиями. Даже если где-то выберут акима, то все его инициативы, предложения, просьбы и прочее запросто похоронят вышестоящие инстанции. Скажут просто: «куда ты лезешь поперек батьки», «не в свои сани не садись», «делай что говорят и не суй свой нос в чужие дела» или «денег нет, но вы там держитесь». И все, нет больше «народного» акима. Даже без выборов такие ситуации происходили повсеместно.

Неправильная, архаичная схема финансирования сельских регионов, порой просто основанная на непотизме и родственных связях, которая существует ныне, тоже способна похоронить любые благие начинания. Иначе как объяснить, что село, выходец из которого занимает высокий пост, живет гораздо лучше других, даже просто своих соседей? Почему у власти к одним хорошее отношение, а к другим — плохое? И экономика тут ни при чем. Чисто кумовство и чей «агашка круче».

Что еще точно свяжет любому избранному акиму руки, так это то, что у нас практически все хорошие земли уже давным-давно чьи-то. И эти местные царьки низведут любого акима до уровня «плинтуса», так как им там, на местах, никто не указ. Они там самостийные и полноправные правители. И с такими латифундистами никакой аким, будь он хоть трижды народно избранный, ничего сделать не сможет. Так как обычно ниточки от таких «почтенных фазендейро» ведут на самые властные вершины. И в такой пирамиде аким далеко не на вершине «пищевой цепочки».

Можно еще долго перечислять, почему нам не помогут предстоящие выборы сельских акимов, но главный вывод можно сделать такой: не с того конца за реформы взялись, начинать нужно сверху и радикально, иначе ничего не поменяется.

Loading...
Жанар Муканова -  пятница, 30 июля в 11:55
Этот ненормальный автомобильный рынок
Жанар Муканова -  вторник, 27 июля в 04:43
Что скрывают улицы Казахстана?
Редактор -  суббота, 24 июля в 10:00
Как бороться с COVID-19?
Жанар Муканова -  вторник, 20 июля в 11:03
Как нам развить внутренний туризм
Редактор -  суббота, 17 июля в 11:00
Пролетая над гнездом насилия

5 августа, четверг