«Кто ушел, тот ушел»: Казахстанские политологи спрогнозировали судьбу партии Nur Otan

После внеочередного XXI съезда партии Nur Otan в обществе появилось много вопросов о ее дальнейшей судьбе. Особенно всколыхнули народ новости о том, что президент не планирует ее долго возглавлять, а также об уходе некоторых политических тяжеловесов из нее. О том, что ждет партию власти, корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказали казахстанские политологи.

Фото: vlast.kz

По словам мажилисмена Айдоса Сарыма, во многих странах мира существует практика, когда президент после прихода к власти оставляет руководящие посты в политических партиях.

«Потому что глава государства является не только президентом одной партии. Он гарант всех граждан независимо от политических, религиозных и иных воззрений. И для обеспечения чистоты этой конституционной нормы такие шаги, наверное, нужны. При этом он может передать должность в партии или оставить ее на время и потом вернуться. К тому же следующие выборы президента уже не за горами, и, скорее всего, Nur Otan будет его выдвигать», — сказал он.

Сейчас в обществе ходят много разговоров о том, что партию вообще могут распустить и начать создавать новую. Но реальная действительность гораздо сложнее, чем некоторые ее себе представляют, заметил эксперт.

«Меня «улыбают» разговоры о том, что парламент могут распустить послезавтра и сразу начать подготовку к выборам или даже партию распустят. Это глупости, хотя бы потому, что если выборы объявить сейчас, то в них успеют принять участие только те партии, которые есть сегодня на политическом поле. А все те, кто мечтал о новых партиях, просто пролетают как «фанера над Парижем». Я участвовал в создании четырех партий и знаю, что на это уходит от двух до шести месяцев, это не клуб единомышленников из 15 человек, нужно провести конференции в каждом регионе и набрать электорат», — пояснил он.

При этом политолог сомневается, что в будущем глава государства будет создавать новую партию вместо Nur Otan.

«Зачем ему что-то создавать, если у него есть самая сильная партия в стране?  Несмотря на критику, у него там хватает единомышленников, за него на съезде проголосовали единогласно. Это показывает, что партия была не Назарбаева или Токаева — это партия государственников. Все понимают ответственность момента», — пояснил он.

В целом выступление главы государства на внеочередном съезде Nur Otan эксперт считает вполне рациональным и логичным.

«Токаев подтвердил свои намерения о принятии пакета политических реформ, которые планируют на сентябрь. За это время он хочет сформировать полноценные реформы, которые будут подразумевать обязательность отказа от партийной должности на период президентства. К примеру, если глава государства избирался от Nur Otan, то он пишет заявление на следующие 5 лет о том, что не сможет быть председателем партии, но может остаться рядовым членом. Во многих странах мира такое есть», — считает политолог.

Президент очень рациональный человек, добавил Сарым.

«Сейчас стоит задача сделать партию максимально приближенной к населению и усилить роль представительских органов —мажилиса и маслихатов, то есть активизировать их, насколько это возможно. Поэтому и мы с коллегами в мажилисе обсуждаем изменения в регламенте работы, законодательства в части усиления роли депутатов. Чтобы министры, когда депутат делает запрос, давали не отписку, а приходили в парламент и отвечали в обязательном порядке», — отметил он.

Депутат привел пример. По регламенту парламентские слушания проводятся сейчас не очень часто, а по идее они должны проходить в любой момент, когда это нужно стране и депутатам.

Читайте также: Для Nur Otan больше не будет тепличных условий – политолог

То есть нужно снять такие ограничения, и от этого выиграют все — министры станут более зрелыми и подготовленными, начнут больше требовать от аппаратов, уверен эксперт. А если перенести это все на региональный уровень — район, город и область, то там качество работы чиновников тоже повысится.

«Президент сказал ключевую фразу о том, что Nur Otan не должен заменять собой государственный аппарат. Есть министерства, квазигоссектор, фонд «Самрук-Казына»…  Это же размывание ответственности, получается, и уход от нее. Пусть каждый занимается своим делом. Если ты политическая партия, твоя задача — спорить и продвигать идеологию, быть среди людей и контролировать выполнение обещания властей, требовать отставок и прочее. В этом смысле хорошо, если за полгода удастся расшевелить Nur Otan, отказаться от чиновничьих моментов», — пояснил политолог.

При этом нельзя сказать, что партия теперь должна стать оппозиционной, сдвиг должен произойти в сторону прагматичности и здравого смысла, добавил Сарым.

«Партия должна просто искать любой момент, где она может заработать новые голоса, ходить, требовать и быть в первых рядах. Если где-то есть проблема, то партия должна первой ее поднимать. Ведь в мире обычно партийных политиков хлебом не корми, дай выйти в телевизор, чтобы продвинуть свои идеи. Про Рузвельта, одного из великих политиков США, говорили, что он хочет быть на каждой свадьбе невестой и на каждых похоронах усопшим — настолько он любил PR. Политикам, включая министров и акимов, нужно использовать все публичные площадки для того, чтобы доказывать свою правоту — это их задача и хлеб», — сказал он.

Эксперт также высказался об оттоке политических тяжеловесов из Nur Otan.

«Кто ушел, тот ушел. Зачем сожалеть о них? Политическую партию весомыми делают не министры. Это у нас старый формат мышления, когда мы ждем обязательно первых лиц государства в партии и так далее. Многие чиновники являются рядовыми членами Nur Otan, но они выполняют предвыборную программу, зато у них нет возможности манипулировать партией. Условно говоря, не может же один человек быть исполнителем госпрограмм и аудитором, здесь должен быть выбор — он идет партию и занимается идеологией или идет в исполнительную власть и должен отвечать перед общественным контролем», — пояснил он.

В свою очередь политолог Данияр Ашимбаев считает, что те, кто вышел из партии, могли бы это сделать и в прошлом году, а сейчас это выглядит как «мелкое политиканство».

Кроме того, он объяснил, что сейчас президенту важен контроль над Nur Otan, ведь на партии замыкается большой круг вопросов. Среди них ресурсы по формированию правительства, маслихатов и так далее. Получается, что для полноценного баланса и контроля над политическими процессами в стране Токаеву и нужен контроль над партией.

«Вопрос, какой должна быть партия, сейчас стоит достаточно остро. В первую очередь с точки зрения обеспечения контроля над деятельностью исполнительной власти. Если мы видим, что мажилис по правительству активно отрабатывает, то есть критику и вопросы острые ставит, то маслихаты вообще пропали как явление. И это произошло даже не после прошлых выборов, а примерно 15 лет назад. Теперь понятно, что президенту нужна партия, которая может стать реальным противовесом исполнительной власти на местах», — считает он.

Сейчас вопрос в том, сможет ли Nur Otan перестроиться под эти функции или будет реорганизован дальше, пояснил эксперт. Поэтому, по его мнению, окончательное решение по партии пока еще не принято.

«Я думаю, что в ближайшее время начнется формирование нового партийного аппарата, ему нужно дать какое-то время на раскачку. Например, если удастся перезагрузить систему без принципиальных изменений, то было бы хорошо. Помните, президент анонсировал, что осенью планируется представить пакет политических реформ? Там уже будет ясно, изменения законодательные или коррекционные», — сказал он.

В целом политолог поддерживает решение главы государства о переформатировании работы Nur Otan и не видит смысла в его роспуске, потому что она обеспечивает представительство государства в регионах. Сначала нужна стратегия, а потом только следует принимать решение о судьбе партии, считает он.

Напомним, 28 января на внеочередном съезде партии президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева избрали председателем Nur Otan.

Президент Казахстана в своем выступлении оценил эффективность деятельности партии Nur Otan. Он подчеркнул, что значок депутата маслихата — это не мнимый атрибут принадлежности к региональной элите и не пропуск в высокие кабинеты, а свидетельство того, что он избран народом и должен работать во имя интересов народа.

Токаев поручил пересмотреть организационную структуру партии, в частности, вместо первого заместителя предусмотреть позицию исполнительного секретаря, а также других секретарей по соответствующим направлениям.

Президент считает, что Nur Otan должен «без сожаления расстаться со всеми приспособленцами, флюгерами, карьеристами, которых достаточно в ее составе».