Все автомобили в Казахстане обязаны иметь как минимум страховку ГПО (гражданско-правовой ответственности — прим. автора). Это сделано с благими намерениями избавить водителей от дополнительных стрессов при возмещении ущерба от различных дорожно-транспортных происшествий. Да вот только в большинстве случаев эта система работает ужасно. В чем же дело, задается вопросом автор ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов.
Начало наказания
Не будем рассматривать крайние крупные случаи, произошедшие по вине отморозков и прочей пьяни за рулем, там ситуации разные и последствия тоже. А рассмотрим простую ситуацию: едете вы спокойно в своем автомобиле по своим делам, никого не задеваете, ПДД не нарушаете, прекрасный день и все вокруг. Но тут сзади в вас врезается другой автомобиль, который однозначно, бесповоротно и бесспорно не прав. Одномоментно вы сразу попадаете в другую реальность, и все ваши планы на этот день и последующие будут разрушены. Потому что теперь вас, абсолютно невиновного человека и водителя, накажут ни за что — потерянным временем, нервами и стрессом.
Читайте также: Как дисциплинировать казахстанских водителей
Начинается это с того, что по ПДД вы обязаны остановиться, выставить аварийный знак и попытаться договориться с виновником ДТП.
Но, увы, далеко не всегда удается договориться о сумме ремонта и компенсации. Особенно если ущерб велик, или возможны скрытые повреждения, или оценивается сторонами совсем по-разному. Тогда только остается вызвать дорожную полицию, фиксировать детали ДТП и оформлять все необходимые документы. Уже только на этом вы потеряете несколько часов своего времени, это уж как повезет.
А если вы далеко от центров и городов, то ожидание вообще может затянуться надолго. Потом, по прибытии инспектора, вас ожидает небыстрый процесс замеров, оформления и подписания протоколов.
Обязательно нужно предупредить свою страховую компанию. Некоторые страховые компании практикуют выезд аварийных комиссаров на место ДТП, но это редкость. А зря. Потому что если в ДТП попал человек, ни разу не сталкивавшийся с таким, то он может не все знать и что-то важное при оформлении упустить, о чем ему ни инспектор, ни тем более виновник ДТП не сообщит.
Хождение по мукам
После того как оформление ДТП закончено, вам необходимо лично ехать в офис страховой компании и продолжать бумажную волокиту там. И вы уже попадаете во второй круг ада: в некоторых страховых компаниях такими делами занимаются только отдельные подразделения. Прибыв туда, вы обнаруживаете огромную очередь, которая практически не двигается.
И ждать там нужно часами, в тесном маленьком помещении со спертым, душным воздухом, кучей людей без масок и непонятным статусом в период пандемии.
И не факт, что, прождав несколько часов, вас примут, так как там периодически то зависает база, то сотрудники устраивают перерывы и прочие странные хождения туда-сюда. Даже просто узнать последовательность своих действий невозможно, вам это, кроме специалистов, к которым нужно отстоять очередь, никто не объяснит.
Потеряв уйму времени в этих бестолковых очередях, вам торжественно объявят, что нужно сделать оценку ущерба и для этого нужно ехать уже в другой офис, в другом конце города, режим работы которого мало кто знает.
И не факт, что вы, приехав туда, не попадете на очередной перерыв и вам издевательски не объявят, что у них обед и нужно ждать.
Когда запихали в пасть больше, чем могут проглотить
Как видно, налицо неспособность страховой компании качественно и быстро обслужить такое количество клиентов. И, несмотря на то что она хронически не справляется, эта немаленькая компания продолжает активную рекламу своей бестолковой деятельности, завлекая неопытных водителей дармовыми несчастными 10 литрами бензина.
Как такое вообще возможно и почему никто не следит за деятельностью таких хапуг и мошенников? Почему они продолжают заманивать новых клиентов, когда со старыми не могут разобраться, и выматывают все нервы?
Заниженная оценка — обычное явление
Если вы думаете, что оценка ущерба — это объективная вещь, вы глубоко заблуждаетесь. В среднем ущерб будет занижен на 30-50%. И, чтобы это потом оспорить в суде, вам необходимо искать другого независимого оценщика и за свой счет проводить дополнительную экспертизу.
Вся эта система волокиты создана, очевидно, для того, чтобы на каждом круге ада отфильтровывать потерпевших, желающих компенсировать свои потери.
Кто-то отсеется на этапе оформления ДТП, кто-то в очередях, кто-то на оценке и прочих причинах. Многие просто плюют на это все и перестают бесконечную беготню по страховым оценкам и судам. И это несправедливо.
Что делать?
Нынешняя ситуация на страховом рынке страны, особенно в некоторых страховых компаниях, не выдерживает никакой критики. Такое отношение к добросовестным клиентам недопустимо.
Так работать нельзя. Особенно если человек ни в чем не виноват. Он не должен бегать по инстанциям и делать всю работу за сотрудников страховой компании. Наоборот, компания в таких случаях должна полностью брать на себя весь труд и усилия по необходимым процедурам и обеспечивать максимально быстрое, полноценное и комфортное оформление компенсации потерпевшим.
А то «в шоколаде» пребывает только виновник ДТП. Нанес ущерб — и ничего не делает, даже не старается. Необходимо, наконец, определить, кто следит за работой страховых компаний и куда можно простым людям обратиться в случае откровенного произвола и затягивания выплаты компенсации.