пятница, 19 апреля 2024 г.
icon
447.4
icon
477.55
icon
4.76
Алматы:
icon
20oC
Астана:
icon
20oC
1xadv
×

«Агашкины балашки», кампанейщина и конфликт интересов: Почему «Самрук-Казына» уже в небытие

У главы фонда «Самрук-Казына» Алмасадама Саткалиева осталось 20 дней, чтобы справиться с задачей по реформированию ФНБ и спасти себя от «токаевского небытия». Однако все его публичные заявления на прошлой неделе не имели ничего общего с реалиями новой экономической парадигмы. Трудно сказать точно, обманывается ли Саткалиев сознательно или действительно не понимает, что в долгосрочной перспективе у «Самрук-Казыны» уже нет будущего.

Фото с сайта officelife.media
Фото с сайта officelife.media

Не внушают особого оптимизма и предложения, озвученные в казахстанском экспертном сообществе и депутатском корпусе. Первые активнее всего продвигали в соцсетях идею «цифровой демократии» и раздачу всем гражданам Казахстана акций национальных компаний, вторые назвали это популизмом и предложили передать непрофильные активы в конкурентную среду, а профильные сначала финансово оздоровить, затем реализовать через фондовый рынок, в том числе через «Народное IPO». 

Читайте также: По $1 тыс должен каждый казахстанец в счет долга «Самрук-Казына» – общественник

Все это дает почву для справедливых опасений, что результатами такой трансформации могут стать очередные сомнительные достижения. Как это, например, произошло с реформированием пенсионной системы, которая взвинтила цены на рынке недвижимости в прошлом году, сделав еще недоступнее покупку личных квадратных метров для большей части казахстанцев. Только в этом случае речь идет о массовых увольнениях и сокращениях в госкомпаниях.  

Редакция ИА «NewTimes.kz» собрала мнения экспертов и экономистов о том, есть ли смысл спасать ФНБ «Самрук-Казына», что действительно нужно сделать для повышения эффективности экономики и к чему стоит готовиться в ближайшее время рядовым казахстанцам.    

Госкомпаниям нужно учиться зарабатывать, считает экономист Арман Бейсембаев.

«Есть два варианта: можно чисто для галочки уволить хороших специалистов, и тогда, скорее всего, фонд на самом деле уйдет в небытие, потому что остались «агашкины балашки», которые ничего из себя не представляют, а с другой стороны, людей во власти тоже обижать нельзя — увольнять чьих-то родственников опасно и страшно. Поэтому ситуация достаточно сложная.

Сама деятельность фонда достаточно деструктивна для нашей экономики, поэтому у меня достаточно радикальная позиция по этому поводу. Фонд нужно расформировать, всех распустить и уволить, а ликвидные активы отдать в частный сектор, неликвидные либо обанкротить, либо национализировать и что-то с этим сделать. Вариантов достаточно много, но все они ведут фонд в небытие.

Потому что фонд, который сидит на бюджете, не способен конкурировать на честных условиях, то есть если его вытолкнуть в свободное экономическое поле, то он через несколько месяцев быстро обанкротится. Есть ли смысл его спасать — это очень большой вопрос. Можно отпустить и сказать «ребята, как хотите, но теперь ваши проблемы только ваши», а можно волевым решением в ручном управлении просто ликвидировать.

Мы должны понять одно — все эти проблемы и январские события, которые к этому привели, являются следствием работы нашей экономики. Ее нужно менять — снижать долю государства и существенно либерализовать экономическое поле. Это предполагает, что многие национализированные для спасения государственные активы пора уже отдавать в частный рынок, чтобы они конкурировали без участия и поддержки государства.

Выход этих компаний на IPO подтолкнет развитие фондового рынка и инвестиционный процесс в экономике, а для того чтобы у этих бывших монопольных компаний появились конкуренты, нужно существенно либерализовать экономическое поле. Когда у потребителя появляется выбор, тогда начинают снижаться цены, улучшаться качество и повышаться стандарты. Это, в конце концов, рост экономики в целом.

Но не стоит ожидать, что сегодня мы что-то сделаем, а завтра все зацветем и запахнем — так не бывает.

Настоящие реформы, а не косметические безболезненными не бывают. Если сейчас система управления начнет кардинально меняться, то будут и сокращения, и спад экономики, и снижение уровня жизни населения. Мы неизбежно пройдем через кризис, который будет длиться, как обычно, год-полтора и зависеть от настроя, решительности и работоспособности элиты, а затем мы выйдем на траекторию роста, но это будет качественно другой рост при условии коренных, качественных и глубоких реформ», — высказал свое мнение Арман Бейсембаев.           

Госаппарату нужно честно посмотреть на себя, говорит финансовый консультант Расул Рысмамбетов. 

«Фонд «Самрук-Казына» не совсем является операционной компанией. Они тепловозы не гоняют, за штурвалами самолетов не сидят, но являются переводчиками политического языка от правительства в конкретные показатели для нацкомпаний, типа КТЖ. 

Я думаю, что эффективность фонда это в первую очередь эффективность его дочерних компаний. И никому неинтересно, сколько будет работать людей в самом ФНБ,  эта надстройка в виде 200 или 100 человек роли не играет. Самые большие злоупотребления, хищения и ошибки в управлении идут на уровне национальных компаний. А увольнение 50% сотрудников фонда это все-таки больше косметическая процедура.

Читайте также: Уволенных топ-менеджеров «Самрук-Казына» готовы нанять сварщиками и слесарями

Эффективность бизнес-процессов нужно смотреть на низовом уровне во всех 340 компаниях, которые входят в «Самрук-Казына», но руководство фонда, я думаю, немного недопоняло президента и просто удалило 120 человек ради экономии на их зарплате. Надо копать глубже и делать надрез сильнее.  

Главное сейчас — не допустить кампанейщины, поэтому «Самрук-Казыну» нужно очень точечно и хирургически реструктуризировать. Сейчас мы находимся в той ситуации, когда у нас есть корабль, который должен продолжать плыть, но в нем есть течь и он может легко уйти на дно, поэтому надо его ремонтировать по частям, а не ломать все до основания и строить заново.

Фонд сразу ликвидировать нельзя, потому что мы знаем точно: если все эти документы сожгут в печке, то мы никогда не узнаем, кто украл там деньги, а воровали там многие. Я не за то, чтобы всех сажать, потому что, мне кажется, если мы всех пересажаем, то мы значительно сократим госаппарат. 

Конечно, мы любим говорить, что в госаппарате сидят бессовестные, воры и так далее, но госаппарату нужно честно посмотреть на себя. Там есть очень неглупые люди, которые понимают многое, но какие-то вещи сказать до сих пор не могут. Просто надо все перечитать заново, чтобы через три месяца у президента была полная картина.

Поэтому сейчас надо смотреть на движение глобальной экономики, сокращать расходы и через три месяца принимать решения. Все те, кто сейчас зайдет к президенту и скажет «я знаю, куда надо вкладывать деньги», скорее всего, хотят заработать, потому что пока мы не знаем, куда до этого вкладывались государственные деньги и с какой эффективностью», — считает Расул Рысмамбетов.

Нельзя одновременно доить корову, кататься на ней и продавать на мясо, делится мнением экономический обозреватель Сергей Домнин.

«Предложения по «Народному IPO» вполне здравые, но такие же цели и задачи ставились перед фондом и раньше. И никаких ощутимых результатов мы не получили. Если посмотреть на график вывода компаний на IPO, в том числе «Народное IPO», то видно, что планировалось около 10 компаний, а в действительности были выведены считанные единицы, то есть все выглядело гладко на бумаге, но на практике так не получилось. 

Действительно, есть опасения, что крупные инвесторы купят все и простым людям ничего не останется, но в этом случае нужно понимать, что несколько лет количество розничных инвесторов, которые активно принимали участие в рынке, было небольшое. Сейчас же это количество растет, брокеры достаточно активны и вся инфраструктура подведена, то есть открыть счет и приобрести бумаги не так сложно, поэтому, мне кажется, что эти опасения завышены.

Я предлагаю разобраться в ситуации и понять, насколько правительство готово сейчас к каким-то радикальным решениям и мерам. Под радикальными я понимаю либерализацию отраслевых рынков, в том числе облегчить жизнь многим нацкомпаниям, чтобы они работали более эффективно и зарабатывали больше для своих акционеров, которыми являются граждане Казахстана опосредованно через правительство. И то, насколько активно будет идти приватизация и, соответственно, расширение миноритарных инвесторов, привлечение стратегов, в том числе иностранных.

Понятно, что оборотной стороной этого процесса является то, что будут пересмотрены инвестиционные планы, будет сокращены и поставлены на утрату нерентабельные проекты. И это все скажется, к примеру, на социально-экономической стабильности Мангистауской области, отчасти Атырауской области и в какой-то мере на Южном Казахстане, то есть в каждом регионе есть портфельные компании и какие-то проблемные проекты. Речь идет не об увольнении десятков тысяч человек, а может быть, всего тысяч, но, тем не менее, это очень болезненные меры, и готово ли правительство на них пойти это нужно обсуждать.

На мой взгляд, первое, что нужно понять и признать как данность, что непосредственно в управлении фондом есть проблемы, но они больше технического плана. Основа всех проблем и противоречий связана с конфликтом интересов, который возникает у правительства. И он во многих случаях был неразрешимым, и именно это породило многочисленные переплетения, странности и все то, за что сейчас критикуют «Самрук-Казына», в том числе по вопросам закупок. 

С одной стороны, мы вроде как должны поддерживать эффективность, с другой стороны, покупать товары, работы и услуги лучшего качества, но поддерживать отечественных производителей. И все это перемешивается с дополнительными составляющими. Итог такой, который мы сейчас видим.

Первое, что нужно сделать,  признать, что правительство вело политику не вполне ответственно в отношении «Самрук-Казыны». Конечно, соответственно, из этого нужно сделать выводы и продумать стратегические направления. И первое, что нужно сделать,  изменить закон «О фонде национального благосостояния», а после этого предпринимать дальнейшие действия», — согласен с предыдущими собеседниками Сергей Домнин.

11 января на пленарном заседании мажилиса глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости глубокой трансформации деятельности фонда «Самрук-Казына».

Также фонд обязали раскрывать банковскую тайну при получении господдержки.

20 января премьер-министр РК Алихан Смаилов провел совещание по вопросам реформирования «Самрук-Казына». 21 января президент дал месяц для реформы госзакупок фонда.

Глава «Самрук-Казына» Алмасадам Саткалиев отреагировал на критику президента РК. Так, численность работников корпоративного центра сократилась в два раза. Позже фонд заявил об освобождении от должностей семерых топ-менеджеров.

27 января миллиардер из списка Forbes вышел из состава совета директоров «Самрук-Казына».

Что думаете об этом?
Нравится 2
Мне все равно 0
Забавно 9
Сочувствую 0
Возмутительно 4

В статье: