Чем отличается государственная школа от частной? Есть ли между ними большая разница? В чем особенность альтернативных подходов к образованию и дает ли государство возможность для их развития? Журналист ИА «NewTimes.kz» Аурелия Акмуллаева поговорила с представителями государственной и частной школ, а также мастерской семейного воспитания и узнала некоторые тонкости подходов к образованию в Казахстане.
Для показательного сравнения разных казахстанских школ мы поговорили с директорами частной школы Вilimkana Almaty School Натальей Ворожбаевой, государственной школы-гимназии №5 города Ленгера Светланой Бородиной и мастерской семейного воспитания города Алматы Еленой Гайда.
О главных идеях учебного заведения и подходах к образованию
Для команды частной школы главное — это создание благоприятной, безопасной и почти семейной атмосферы. Достигнуть этого команда педагогов стремится с помощью множества элективов: шахматы, хореография, арт-терапия, арт-школа, музыка.
«Учителя и ученики общаются на равных, поэтому и атмосфера особая — доверительная. Каждый чувствует себя членом одной большой семьи. Мы очень ценим доверие учеников, стремимся понять детские проблемы, огорчения и разделить радость побед», — говорит директор школы Наталья Ворожбаева.
Государственная школа, по словам руководителя школы-гимназии №5 города Ленгера Светланы Бородиной, не отстает.
Тут придумали день интересов, так что раз в неделю ребята могут выбрать дополнительные элективы: «Очумелые ручки», «Юный дизайнер», «Волшебный клубок», изостудия, «Дебаты», вокально-хоровой.
«Я четко убеждена в том, что, каким бы ни было учебное образовательное учреждение, качество обученности будет зависеть только от коллектива компетентных, добросовестных, исполнительных, креативных преподавателей и грамотного, идущего в ногу со временем руководства.
Немаловажный факт качества работы школы и в том, что в школе должны работать учителя, которые пришли в нишу образования с желанием и огромной любовью, кто предельно качественно, независимо от материально-технического оснащения и программ обучения и воспитания выполняет свою миссию — учит, воспитывает и образовывает будущее нашей страны», — отмечает директор государственной школы.
При выборе школы внимание стоит обращать не на статус школы, а на конкретных педагогов, у которых предстоит учиться ребенку, соглашается с коллегой руководитель частного учебного заведения.
«Опыт позволяет говорить не о выборе — частная или государственная, а об учителе. В государственных школах есть замечательные педагоги, которые ответственно подходят к своей работе. Но в отличие от государственного учреждения частная школа имеет возможность добавлять дополнительные предметы или увеличивать количество часов. Так, например, сохранив обязательное количество часов в инвариантной части учебного плана, можно добавить часы иностранного языка или математики. Тут уже зависит от направленности школы», — рассуждает директор частной школы.
В чем разница?
В частной школе акцент делается на математику и английский язык, также функционирует большое количество элективов, о которых говорилось выше.
Она работает пять дней в неделю, занятия проходят с 08.00 до 17.00. В классах учится до 22 детей. Стоимость обучения — 200 тыс тенге в месяц, в стоимость входят качественное сбалансированное питание и элективы по выбору. Педагогический состав школы — это молодые и перспективные преподаватели, многие из которых учились в зарубежных странах.
Государственная школа работает в формате пятидневной рабочей недели. Шестой день, суббота, — день интересов, который загружен факультативными занятиями, элективными курсами и кружковой работой.
Основная школа (5-11 класс) занимается в одну смену. Начальная школа и ГПП (группа предшкольной подготовки) (1-4 классы) — в две смены. Количество уроков по параллелям классов, согласно учебной программе, не превышает 6-7 уроков в день. Особое внимание уделяется спорту. Введенный в эксплуатацию новый спортивный зал, построенный по всем современным требованиям, позволяет вести качественную работу по формированию ЗОЖ среди учащихся. В субботу и воскресенье дети играют в баскетбол, волейбол, мини-футбол, теннис, проходят занятия по гимнастике.
Педагогический состав школы на 30% состоит из ее выпускников, 18 учителей имеют по два высших образования.
Отношение к альтернативным системам
Представители обеих школ положительно относятся к альтернативным, более свободным и гуманным методикам образования. Светлана Бородина даже считает, что начальная школа должна быть с 1-го по 6-й класс, а дальнейшее обучение в школе должно быть альтернативным, где ученики смогут сами выбирать понравившийся предмет и преподавателя.
Альтернативные методики образования — это обширная и важная сфера, позволяющая воспитать свободных и самостоятельных личностей. Однако об альтернативном образовании в Казахстане известно мало, хотя в некоторых странах эти подходы давно уже включены в государственную программу.
О том, что это такое, мы поговорили с Еленой Гайда — директором мастерской семейного воспитания, которая работает на основе симбиоза систем вальдорфской, Монтессори-педагогики, а также гуманной педагогики Амонашвили.
Мастерская семейного воспитания — это группа единомышленников, где многие педагоги — это и есть родители, которые решили взять на себя ответственность за воспитание своих детей. Система обучения тут — это симбиоз разных подходов и методик, гибкость, наличие свободы и у детей, и у педагогов.
«В фундаменте любой гуманной педагогики лежит интерес к личности ребенка, его возрастным индивидуальным потребностям, его будущему. Мы ориентируемся на личность ребенка, а не на какие-либо заказы общества и социума. Основная идея Монтессори-педагогики — это свободная работа в подготовленной среде: дети сами выбирают, чем им заняться. А задача воспитателей — предоставить им разные подготовленные зоны», — объясняет особенности метода Елена Гайда.
Главное отличие альтернативных подходов в том, что, если в традиционной школе хороший ребенок — это тот, кто послушен и исполнителен, тут делается акцент на то, чтобы дети становились более ответственными и самостоятельными.
Одна из главнейших задач, говорит Елена Гайда, — дать понять ребенку взаимосвязь «ответственность = свобода», чтобы в будущем это был по-настоящему взрослый и смышленый человек. Мы учим этой ответственности, начиная от физических бытовых действий, а также даем ему условия для проявления свободы.
Когда гуманная педагогика только начала появляться в Казахстане, около 20 лет назад, о ней практически не было информации, однако сейчас действует уже много детских садов, основанных на этом подходе.
«У меня идет переосмысление советского образования. Раньше мне казалось, что это однозначно плохо: «обязаловка», сидение за партами, строгость. Сейчас я чувствую, что в современной системе образования остались негативные черты советского образования: тупая строгость, тяга к тому, чтобы ученики были одинаковыми. Но в современном образовании не хватает положительных аспектов советского образования, а именно мощного формирования научного мировоззрения, стройного, логичного подхода к изучению предметов. Получается, все худшее осталось, а все лучшее исчезло. Если говорить о нашем центре, мы ориентируемся во многом на советские учебники», — говорит Елена Гайда.
Таким образом, из высказываний экспертов можно сделать вывод, что не столько важно, в частной или государственной школе учится ребенок, гораздо важнее конкретные преподаватели, у которых он учится, а также должное внимание родителей и правильное воспитание.
Школы, имеющие государственную лицензию, работают по одной программе. Частная школа обладает большими материальными ресурсами, чтобы привлекать хороших педагогов, а также создавать комфортные условия для обучения, однако стоит помнить, что многое зависит от того, сколько любви и внимания родитель вкладывает в ребенка.