пятница, 29 марта 2024 г.
icon
448.15
icon
483.46
icon
4.86
Алматы:
icon
13oC
Астана:
icon
4oC
1xadv
×

Акмолинский ювелир об особенностях работы: «Камни везем из Китая, а у нас яшму нашли среди мусора»

Вот уже 15 лет преподаватель вуза посвящает свободное время своей главной страсти – ювелирному делу. Рустем Шарипов неоднократно сотрудничал с музеями, для которых воссоздавал исторические украшения и одеяния. Мастер также любит работать с поделочными и полудрагоценными твердыми камнями. За столько лет он научился распознавать подделки, которых, увы, в обороте становится все больше. Секретами мастерства и полезными советами искусный ювелир поделился с собственным корреспондентом ИА «NewTimes.kz» Камилей Мукашевой.

Фото автора
Фото автора

Рустем Шарипов около 20 лет трудится на кафедре изобразительного искусства факультета искусства и спорта своего родного Кокшетауского госуниверситета им. Ш. Уалиханова.

Ювелирным делом он увлекся лет 15 назад и занимается этим ремеслом в свободное от основной работы время: до обеда преподает, а после приходит в свою небольшую мастерскую, арендуемую в торговом доме «Армада», где оказывает услуги по ремонту и изготовлению ювелирных изделий. Мастер признается, что поток клиентов большой, от того работа не такая творческая. Он с ностальгией вспоминает первые годы работы дома, когда часами, а порой неделями мог продумывать дизайн эксклюзивного изделия, делать эскизы.

Своим учителем по ювелирному делу Рустем называет Курмана Базилинова, известного в городе мастера, зергера высочайшего класса, который очень хорошо обрабатывает камни. Именно он научил его всем тонкостям ремесла.

«Когда я учился в вузе, у нас был предмет «Художественная обработка дерева и металла». И у меня была низкая оценка по обработке металла, я старался исправить ее кое-как на 4. А дипломную работу делал по коже, изготовил торсық, саба (казахские национальные сосуды из кожи – прим.). Областной историко-краеведческий музей, увидев мои работы, заказал мне саба. Директор музея Светлана Жакупова, похвалив меня, отметила, что в целом работа хорошая, но не хватает тонкостей. А я как раз делал металлические накладки на кожу. Она мне и рекомендовала поучиться ювелирному делу, чтобы дополнить свои изделия из кожи, сделать их на более высоком уровне. И вот, можно сказать, с ее легкой руки попал к Курману Базилинову», – вспоминает Рустем Хасенович.

Почти неделю по вечерам Рустем трудился в мастерской известного мастера. Наставник показал ему свои станки и технику обработки поделочных и полудрагоценных твердых камней (яшма, нефрит, сердолик, агат). Пройдя весь технологический процесс изготовления ювелирного изделия, парень увлекся, похвала наставника тоже сыграла свою роль.

Инструментов своих у начинающего мастера не было, купить в то время тоже не мог.

«Потихоньку начал собирать вальцы, фильеры, ригель, бормашинку, горелки разные, то есть специализированные инструменты, приходилось заказывать в ювелирных магазинах, а стоили они немалых денег, поэтому я взял первый кредит. И уже за полгода рассчитался. Так потихоньку дело пошло», – поделился он.

Читайте также: «Самое страшное – быть ненужным»: Строитель после падения с крана нашел себя в ювелирном деле

Большим экзаменом для Рустема Шарипова стала работа, которую он в 2012 году выполнил вместе со своим учителем Курманом Базилиновым для историко-краеведческого музея. Переработали они в общей сложности полтора килограмма серебра, сделав из него полный набор для невесты: саукеле, браслеты, подвески, серьги в казахском национальном стиле, под старину. А еще в комплект входила кожаная обувь на каблучках, украшенная серебряными накладками. Именно тогда о Рустеме Шарипове заговорили как о талантливом мастере.

«Это была реконструкция по фотографиям. И мы делали ее вместе с Курманом Базилиновым и моей коллегой Гулжазирой Хавдырызах, которая сейчас преподает швейное дело в колледже культуры на кафедре дизайна. Она сделала вышивку тамбурным швом, тонкими швейными нитками. Мастера из Алматы, которые оформляли тогда краеведческий музей, не могли поверить, что эта вышивка выполнена вручную, думали, на машинке. Работники музея тоже спрашивали», – с большим уважением говорит о коллегах ювелир.

Одна из последних работ мастера – казахские доспехи. Он воссоздал из металла и кожи полную амуницию казахского батыра: пять видов вооружения, шлем, шарайна (латы), қолқап (наручи). Правда, жарғақ шалбар (кожаные штаны), которые в старину делали из козьей шкуры, были сшиты из искусственной замши, на ней выполнили вышивку тамбурным швом.

«Мы брали за образец картину Верещагина «Двери Тамерлана». Там стоят два воина, и у них на штанах ярко показан орнамент в двух вариантах, мы воссоздали не 100%, выбрали вариант попроще. Эти доспехи ушли в частную коллекцию музея Берика Алибая, есть такой ювелир, коллекционер, проживает в столице. У него свой частный музей дома, магазин. И он купил весь этот комплект. Это была полностью моя творческая работа, все это ковалось, травилось, гравировалось с применением современных технологий. Мы старались максимально приблизиться к оригиналу. Ну, орнаменты, конечно, не того времени, но что-то переплетается, поярче, побогаче сделали», – с гордостью рассказывает мастер.

Сегодня у него самого есть ученики. Один из них – Рустам Яковлев, который учился у мастера на худграфе. Сегодня он полностью занимается обработкой кожи растительного дубления и изготовлением изделий из нее. Вместе они изготовили доспехи для историко-краеведческого музея: шлем мисюрка с кольчужной бармицей, кольчуга, наручи, грудные, плечевые доспехи, наколенники с применением травления, гравировки. В работе были использованы листовой металл и латунь, проволока для кольчуги. Рустем Шарипов вытачивал камни для вставок на пояс.

В ювелирной мастерской наш герой работает с такими металлами, как золото, серебро, украшая их фианитами и различными камнями в огранке кабашон (агат, сердолик, нефрит и другое). По словам мастера, практически все камни привозят из-за рубежа, поскольку в Казахстане, несмотря на то что наши недра богаты на разные минералы, мало кто занимается их разработкой и добычей.

Камни в Казахстан завозят в основном из Индии и Китая. По словам мастера, китайцы сейчас настолько высоко поднялись в ювелирном деле и научились подделывать камни так, что их очень сложно отличить от настоящих. Даже те, кто продает камни, не всегда знают, что реализуют подделку.

«Вот говорят, если в руки возьмешь и он холодный, значит, это натуральный камень. А не факт. Даже янтарь сейчас подделывают и на таком высоком уровне, что распознать липу можно только тогда, когда поставишь на станок и разрежешь камень. У каждого камня есть своя твердость, свои физические свойства, они даже запах издают при резке специфический. Бирюзу очень часто подделывают, я бы даже сказал, 95% бирюзы у нас поддельной. Другие камни тоже часто подделывают: пластик переплавляют, как-то делают минерализацию этих веществ, что они похожи и по цвету, и по форме», – пояснил ювелир.

Рустем Хасенович рассказал, что при ремонте ювелирных изделий некоторые камни не выдерживают температуру, а есть и такие, что теряют свой цвет при нагреве.

«Например, красный может стать бледно-розовым, или синий становится бледно-голубым. Но это вообще-то может быть и натуральный минерал, но вот у него такие свойства при нагревании», – делится он тонкостями ремесла.

Поскольку самые популярные в ювелирном деле металлы – это золото и серебро, наш герой изучил все их свойства и особенности.

«Серебро и золото в чистом виде мягкие, когда делаешь изделие, они в руках мнутся. А чтобы сделать покрепче, в них добавляют медь, она дает прочность, ковкость, тягучесть, усиливает. Например, в 10 граммов серебра добавляют 0,75 грамма меди, и вместе они дают 925 пробу чистого серебра. А в золото на 10 граммов добавляется 4,15 грамма цветных металлов, таких как медь и серебро, в итоге получается 585 проба. Больше меди – золото красное, больше серебра – золото желтое. В Турции, например, больше меди, поэтому оно более красное, в России больше серебра. В Турции – 85% меди и 15 серебра, в России 80 и 20 процентов соответственно. Конечно, лучше российское золото, где 20% серебра», – разъяснил ювелир.

Продолжая тему добычи поделочных камней и металлов, мастер добавляет: бирюза, агат есть в стороне Усть-Каменогорска, Риддера, в Павлодаре и Талдыкоргане когда-то добывали. На территории Акмолинской области, в селе Кызылтан, раньше была шахта, где находили красную яшму – твердый, красивый камень, от красно-аляпистого до коричневого цвета. С этим камнем у него связана забавная история.

«Как-то раз мы с Курманом Базилиновым поехали в Кызылтан покупать свежий кумыс, и прямо посередине улицы лежат камни большие: то белые, то черные, то красные оттенки. Когда мы подошли, увидели, что это яшма. Мы удивились от того, что они валяются вместе с мусором. Стали рыться в этой куче и собирать, сельчане смотрят на нас как на сумасшедших. И когда мы ехали по улице, возле некоторых домов большие валуны лежали. Можно было хорошие изделия выполнить, просто взять их, разрезать, отшлифовать, отполировать и делать украшения или продавать как поделочный камень. Но мы не смогли много увезти, а когда я поехал повторно, сельчане рассказали, что вывезли их вместе с мусором. И до сих пор у меня есть остатки этого камня», – рассказывает Рустем Хасенович.

Судьба периодически преподносит ему интересные творческие проекты. В 2014 году он изготовил по заказу алматинки свадебный набор на кыз узату – саукеле из серебра, сережки, браслеты и алка.

«Ювелирное дело – это же из раздела лакшери. Здесь технологический процесс очень сложный. Поэтому он и оплачиваться должен соответственно. Если средний класс вырастет, то оплата труда вырастет непременно. Мы же все хотим выглядеть красиво и хорошо. Красиво, качественно, эксклюзивно – значит дорого. Все логично же… Но, к сожалению, в Казахстане пока еще не так высоко ценится эксклюзивность и тонкая ручная работа», – делится мастер.

Он уверен: каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Ученые-геологи – разведкой недр, а ювелиры – созданием уникальных изделий. И для него это дело стало пусть небольшим, но источником дополнительного заработка, ведь ставка преподавателя вуза сегодня оплачивается гораздо ниже учительской в обычной школе.

«Коллегам по ремеслу, творческим людям, желаю хороших, интересных заказов, вдохновения – без него никак. Обязательно здоровья. Все благо, все счастье человеческое – в здоровье», – резюмировал Рустем Шарипов.

По мнению педагога и ювелира, в Казахстане есть много всего, надо лишь правильно проводить разведывательные работы. И из этого можно извлечь пользу.

Фото автора и из личного архива Рустема Шарипова

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 11