вторник, 19 марта 2024 г.
icon
449.3
icon
489.69
icon
4.89
Алматы:
icon
7oC
Астана:
icon
-3oC
1xadv
×

Уроки итальянского

На сцене Almaty Theatre состоялся грандиозный концерт с элементами театральной постановки «Паганини», на котором побывала собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко.

Фото: Олега Адаменко, Светланы Карягиной
Фото: Олега Адаменко, Светланы Карягиной

На сцене перед зрителями предстало два Никколо Паганини солист-музыкант, лауреат Международных конкурсов Роман Ким (Германия) и Рауф Хабибулин, исполнивший главную и единственную роль в спектакле.

Представление шло в музыкальном оформлении одного из самых сильных в нашей стране музыкальных коллективов — государственного симфонического оркестра РК под управлением главного дирижера Каната Омарова.

«Когда более 2,5 года назад мы задумали этот проект, то уже изначально предполагали, кто будет исполнять главные роли, - говорит организатор проекта Таир Каримов. — Выбор однозначно пал уникального артиста и необычную личность — Романа Кима. В мире нет ни одного подобного ему скрипача, которые бы перекладывал произведения струнного квартета для одной скрипки и самостоятельно это исполнил. А Роман Ким сделал переложение пятой симфонии Бетховена для одной скрипки. Не может не восхищать такой колоссальный труд и феноменальная работа. На наш взгляд этот человек продолжает творчество великого гения Никколо Паганини и тем самым увековечивает имя этого великого музыканта».

Роль Никколо в театральной постановке исполнил один из интеллектуальных артистов, актер театра имени Лермонтова Рауф Хабибуллин. К слову, Рауф и внешне очень похож на Паганини: одного с ним роста и телосложения.

Как призналась режиссер-постановщик спектакля Наталья Дубс, перед Рауфом стояла непростая задача — проникнуть в природу этого человека, передать его внутреннее напряжение и в то же время раскрыть личность, передав все это зрителю. Кроме того, актеру предстояло в сжатые временные рамки пережить ключевые моменты жизненного пути своего героя. Дело в том, что профессор-филолог Санкт-Петербургского университета Ольга Кадышева написала достаточно большой сценарий спектакля. И в первоначальной его версии предполагалось сделать спектакль из двух частей с антрактом. Но потом решили действие не делить перерывом, дабы не потерять канву повествования. А потому текст пережил некоторые изменения и был значительно сокращен.

«Паганини сочинял внутренним слухом, имея только листок с бумагой, — рассказывает Рауф. — Но все существо юного ученика так прониклось музыкой, что в дальнейшем он просто не мыслил без скрипки ни дня своего существования, став с ней единым целым. Как впоследствии сказал его врач, это даже изменило фигуру мастера: она подстроилась под инструмент».

Как признался Хабибуллин, проект особенно ценен не только тем, что позволил ему стать частью серьезного музыкального проекта, но и дал возможность еще раз услышать произведения великого мастера в исполнении одного из талантливейших музыкантов современности.

По словам организаторов проекта, предполагалось, что в спектакле зритель сначала услышит творения гения, а после прозвучат реплики на итальянском языке. Коллега Рауфа в самолете случайно встретила профессора филологии из Италии. Она рассказала ученому о том, что готовится проект «Паганини». И профессор с удовольствием согласился дать Хабибуллину онлайн урок итальянского.

Личность Паганини невероятно сложна и противоречива. Рауфу, который изучил документальные исследования, посмотрел фильмы о великом мастере, предстояло проскользнуть между «Сциллой и Харибдой», не скатиться в восхваление Паганини и приукрашивание его образа. К тому же предстояло пройти «экспрессом» по всем драматическим, любовным ситуациям музыканта, пережив успех его восхождение на Олимп, то, как его принимала публика и период сложностей с церковью. Паганини был настолько мощным и внутренне свободным, что не шел ни на какие сделки со своей совестью. Церковникам не удалось сломать его, вырвав покаяние. Как известно, сын Паганини Ахилл не мог похоронить его тело 56 лет, так как церковь запретила предавать его земле. И все се эти годы он путешествовал по Италии с гробом отца на повозке.

Мифы о Паганини, которые создали люди, далеко не всегда соответствуют действительности. А подчас он и сам любил подливать масло в огонь. Однако, слушая его музыку, в очередной раз убеждаешься в том, что она несет чистый свет. Не зря говорил про него Шуберт: «Я слышу в адажио Паганини песни ангела».

В спектакле удалось создать многослойную картину жизни музыканта с элементами эпохи.

Здесь нашлось место всему – звуку, мысли, голосу. Безусловной удачей стали костюмы, приближенные к эпохе Италии 18-19 веков. Они большая гордость художника по костюмам тетра Лермонтова, дизайнера и модельера Любови Возжениковой. Благодаря ее кропотливой работе с материалом, зрителю удалось проникнуться духом того временем, во время которого творил и жил мастер.

Виртуоз в чудо- очках

Виртуоз с уникальной техникой исполнения Роман Ким ни минуты не раздумывал, когда ему предложили принять участие в музыкальной постановке «Паганини», тем более это стало для него возможностью посетить родину.

Роман родом из Казахстана. Он посвился на свет в Балхаше, потом переехал в Караганду. И в 8 лет талантливый мальчик отправился учиться к известному российскому педагогу Галине Турчаниновой в Москву. Последние 14 лет он живет в Германии.

«У меня был похожий опыт встречи с произведениями Паганини под названием «Флорентийские ночи», когда я выступал на сцене вместе с драматическими актерами, которые читали стихи, — говорит Роман. — Там я тоже исполнял каприз, другие произведения маэстро. Но театральная постановка у вас действительно уникальна, так как позволяют всесторонне понять Паганини, насладиться его музыкой. Я с детства играл его произведения, и они мне всегда очень нравились. Паганини очень многое изменил в исполнительском искусстве. С помощью одного инструмента он сумел показать не то, что галактику, но и целую Вселенную».

Легендарный композитор в первую очередь исполнял свои произведения. К слову, в нынешнем музыкальном представлении звучала только его музыка. Это его самый известный первый концерт Паганини в ре-мажоре, первый каприз и самое сложное произведение маэстро – вариации на тему «Боже храни короля», написанные для Прусского короля, а сейчас исполняемые в честь английской королевы. Также звучала и знаменитая кампанелла. Один из трюков или фишек Паганини считается использование только одной струны, как например, в вариации на оперу Россини. К этому приему блестяще прибегает и Роман Ким.

Роман признался, что постоянно изучает письма Паганини и постоянно открывает в них что-то новое для себя. Паганини был новатором своего времени, у него было много идей по созданию музыкальных инструментов, он много экспериментировал со струнами, смычками. В молодости музыкант играл на очень длинных смычках и очень толстых струнах, скорее напоминающих виолончельные, что делало его произведения более проникновенными.

К слову, Роман тоже находится в постоянном исполнительском поиске. Как и Паганини тоже использует различные нетипичные смычки и сам изготавливает струны для скрипок.

Уникальная техника и потрясающая скорость игры Кима в сочетании с необычными исполнительскими приемами создают на каждом концерте музыканта эффект некого перформанса и шоу. Визитной карточной Романа стало то, что он выступает в специальных призматических очках, закрывающих половину лица. В этот раз он вновь надел свои «волшебные» очки.

«Это мое собственное изобретение, которое я использую порядка 6 лет. У меня есть очки с более толстыми и более тонкими линзами, — поделился музыкант. — Конечно, одеваю их только когда играю не по нотам. В очках две призмы, которые преломляют свет. Получается некое стереоскопическое видение, когда зрение расфокусировано. Это помогает уйти вглубь, сконцентрировавшись на внутренних переживаниях и благодаря эмоциям, которые при этом возникают, образно говоря, играть как бы на струнах своей души».

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 2