Олега Гридасова земляки хорошо знают: мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу, за плечами внушительный список побед и на родине, и за рубежом. «Железным» парнем коллеги и воспитанники считают его не только поэтому. О том, какой вызов бросила ему судьба, и как он с этим справился, акмолинский паралимпиец рассказал собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Аэлите Таевой.
Сейчас Олег и тренируется, и тренирует: штанга помогает держать себя в форме и разгружать голову от ненужных мыслей. Сам научился и других учит, кажется, парадоксальному: инвалидная коляска вовсе не помеха, а мотивация — надо жить.
Скромный, немногословный. Глаза добрые. Наверное, поэтому кажется мягким и уступчивым. Коллеги-тренеры подтверждают: у Олега миролюбивый нрав. Говорят, самый терпеливый и деликатный наставник. Не вяжется, правда, со спортивным характером? Но чувствуется в этом сила и молчаливая уверенность. Свою жизненную философию Олег отстаивает уверенно по той причине, что она работает, и сам он этому подтверждение.
О том, что случилось с ним, атбасарским мальчишкой, больше 25 лет назад вспоминать до сих пор тягостно, страшно. Ранняя весна. Снег едва сошел, оголив рельсы.
«Мне 12 лет было. Жили недалеко от станции и бегали на поезда смотреть. Ну и цеплялись за вагоны товарняков – катались частенько. Баловство, в общем. Вроде зацепился, чтобы проехаться, и сорвался. Руки соскользнули. Под этот же вагон и упал. Помню, как на «скорой» везли, потом отключился», — с трудом вспоминает мужчина.
Очнулся через четыре дня в местной больнице, потом санавиацией доставили в нынешнюю столицу. На этом отчаянно настаивала мама, и кто-то из врачей в сердцах бросил: «Какая разница, где ваш сын умрет?» В Целинограде медики колдовали четыре месяца, и только чудо помогло бы ему вернуть ноги.
«Больно было»,— кратко, двумя словами описывает свое тогдашнее состояние параспортсмен.
А глаза выдают: это точно не о физических ощущениях… Каково ему, пацану, еще вчера гоняющемуся за поездами, было морально, можно только догадываться.
«Пока в палате лежал, разного насмотрелся. Ни один я такой… Домой приехал. Тут мама, сестры, друзья. Поддерживали, помогали. Постарше был бы – не справился. Потихоньку привык», — делится Олег.
11 классов окончил на домашнем обучении. В спорт, сначала любительский, втянулся после случившегося – стал заниматься в атбасарском спортклубе. Сначала были гонки на колясках, а потом кто-то предложил попробовать жим штанги. И даже, когда клуб закрылся, продолжал заниматься дома, попросив знакомых соорудить тренажер.
С 2001 года серьезно стал заниматься пауэрлифтингом. Пришли первые успехи. О способном параспортсмене узнали сначала в родном районе, потом и в области. Сборы, соревнования в Казахстане, ОАЭ, Малайзии, Мексике, Японии, Венгрии. Во многих странах побывал не единожды.
«Я понял, что раз так вышло, надо принять, чем-то заниматься. И началась другая жизнь», — поделился собеседник.
Получил высшее образование, окончив физкультурный факультет университета.
В Кокшетау Олег переехал в 2009 году. Занимался в разных залах, а с прошлого года он тренер спортивного комплекса «Дарын», в области первого такого центра для людей с особыми потребностями. Здесь созданы все условия для реабилитации и занятий спортом.
Олег занимается с взрослыми и детьми с инвалидностью. Гордится тем, сумел подготовить мастера спорта по пауэрлифтингу. А для его воспитанников лучшего примера, чем их тренер, не найти: каждый день он приближает их к мечте. Учит: ограничений нет, есть лишь возможности.
«И в спорте, и во всем другом. Когда сюда переехал мне дали комнату в общежитии – семье тесно. Решили, что нужен дом. Никаких этажей, свежий воздух. Построил на выезде из города, большой огород у нас. Банька тоже будет», — рассказал Олег.
По словам параспортсмена, что при внешней серьезности внутри он – жизнерадостный весельчак.
«Я не жалобщик, и на жизнь не в обиде. Зачем? Рыбалку люблю и штангу», — улыбается мужчина.
Искренне любит то, что делает, потому что убежден: необходимо помогать другим, тем, кто еще вначале пути. Семья – супруга и трое детей — в этом поддерживают.