пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
495.2
icon
522.34
icon
4.94
Алматы:
icon
3oC
Астана:
icon
-1oC
×

Школьники изучают археологические объекты Акмолинской области

В селе Запорожье Акмолинской области можно посетить краеведческий музей, расположенный в здании местной школы. Директор учебного заведения и краевед Ерлан Байдусенов открыл при нем археологический клуб «Номад», объединивший школьников и всех, кто увлечен историей. Каждый год его участники выезжают в археологические экспедиции и пополняют копилку ценных экспонатов музея. Автор ИА «NewTimes.kz» Бота Ерлан поговорила с Ерланом Байдусеновым и узнала, какие уникальные реликвии находят юные археологи и как уроки истории под открытым небом влияют на мировоззрение школьников.

Фото предоставлено  Ерланом Байдусеновым
Фото предоставлено  Ерланом Байдусеновым

От увлечения до музея

Ерлан Байдусенов — основатель музея и член областного и республиканского общества краеведов. Он рассказал, как создавался археолого-краеведческий клуб «Номад». К слову, музей при школе был еще до открытия клуба. 

«Ежегодно с 2004-го мы ездим на археологические раскопки. Начали с городища Бозок, где работами руководила Марал Хабдулина — директор Научно-исследовательского института имени Кемаля Акишева при Евразийском национальном университете имени Льва Гумилева. Уже в 2012 году на базе школы организовали клуб «Номад» из числа желающих учащихся и учителей истории. Мы сотрудничаем с вузами и учреждениями культуры: заключили меморандум Акмолинским областным исторически-краеведческим музеем, по-прежнему поддерживаем тесные связи с НИИ имени Кемаля Акишева по участию в археологических раскопках. Также сотрудничаем и работаем и ведем совместные исследования с Национальным музеем Республики Казахстан. Наша цель — содействие развитию краеведения, его популяризация, поиск, изучение, хранение и введение в культурный оборот исторических памятников», — рассказал Ерлан Байдусенов.

Летом школьники и учителя участвуют в археологических раскопках не только в окрестностях села, но и на территории других районов Акмолинской области. Члены клуба регулярно отправляются в экспедиции, проводят научные исследования, открывают новые археологические объекты. 

«Дети интересуются историей родного края, получают новые знания, расширяют свой кругозор. Таким образом мы стараемся прививать им любовь к родине, уважение к традициям. Активная пора выездов начинается летом. Последние раскопки совместно с областным краеведческим музеем проходили в районе Биржан сал. Здесь мы исследовали курганы сакского периода. В настоящее время проводится большое археологическое исследование кургана Сарыоба в Жаксынском районе. Кстати, есть местность с интересной историей — Косагал. Свое название она получила по имени батыра по имени Косагал, который вместе с другими соратниками воевал с джунгарами. Он был похоронен в этой местности. Сейчас мы работаем над разработкой научных подтверждений этого. Также мы изучаем быт казахов в более позднее время. Актуальным вопросом остается исследование қыстау — казахской зимовки, куда наши предки откочевывали в холодное время года и перегоняли скот, дабы уберечь его от голода и падежа. А вот в части исследования торговых путей, пролегавших по акмолинским степям, несколько лет сотрудничаем с известным историком, этнографом Жамбылом Артыкбаевым», — поделился Ерлан Байдусенов.

Наука для школьников

Осенью и зимой ребята занимаются подготовкой и защитой научных проектов. Молодые члены клуба участвуют в международных проектах по истории, занимают призовые места в республиканских мероприятиях.

 «Каждый год весной в областном краеведческом музее проходит конференция, посвященная, изучению края. Ребята выступают со своими докладами и проектами. Каждое лето проводятся две-три экспедиции. Их организация зависит не от нас, так как решение принимают кураторы — Евразийский национальный университет, Национальный музей, которые отправляют нам приглашение. Дети посещают имеющиеся исторические и археологические объекты. Прошлым летом клуб «Номад» с управлением образования провел экскурсии среди школьников Акмолинской области. При клубе «Номад» мы провели эксперимент, организовав летний этно-краеведческий отдых для детей, когда на базе нашего клуба учащиеся и учителя истории были модераторами проекта, возили ребят из других школ по археологическим и краеведческим объектам нашего края», — отметил Ерлан Байдусенов.

Уроки истории под открытым небом

Кстати, основатель археологического клуба разработал авторскую обучающую программу — курс по изучению археологии и краеведения в школе. Он поделился идеями о дальнейшей работе «Номада» и музея. 

«Мы намерены продолжить участие в экспедициях. Хотели бы выйти за пределы нашего региона, участвовать в экспедиционных работах на объекте Берель. Кроме того, планируем изучать городскую культуру средневековья — побывать в Туркестане, Отыраре. Также большой исследовательский интерес вызывает у нас Улытауская область. Мы планируем воссоздать музей под открытым небом. Макеты уже подготовили. А еще хотим недалеко от нашего поселка воссоздать казахскую зимовку, чтобы показать, как жили наши предки. Наша задача — и дальше продолжать работу, вовлекать как можно больше детей, учащихся других школ в изучение истории, а также расширить музей», — говорит Ерлан Байдусенов.

По его словам, они уже получили приглашение для участия в экспедиции в Восточный Казахстан. 

«Планируем посетить местности Зайсан, Тарбагатай. Поддержка со стороны районных руководителей, отдела образования, областного краеведческого музея есть. Управление образования Акмолинской области ставит нас в пример. Мы делаем свою работу», — добавил Ерлан Байдусенов.

Какие тайны истории хранит школьный музей?

Примечательно, что двое выпускников школы — Алтынбек Каиржанов и Ильяс Аштаев — получили историческое образование и теперь преподают историю в родном учебном заведении. Алтынбек Каиржанов устроился на работу в школу в 2016 году после окончания Евразийского национального университета. Сейчас он руководит музеем при школе.

 «В музее хранится 350 экспонатов. Здесь представлены находки, которые обнаружили наши ребята во время археологической разведки местности. Здесь можно увидеть каменные орудия труда, скребки, бонзовые и железные наконечники стрел, и другие артефакты, привезенные из экспедиций», — рассказал Алтынбек Каиржанов.

Экспонаты из глубины веков

В музее рассказали о хранящихся здесь экспонатах. Среди них — макролиты — каменные орудия труда первобытных людей, которые были изготовлены из различных видов камня, гальки с помощью метода обивки камня; ретушь — заострение каменной заготовки посредством обработки ее краев мелкими зубчиками (наподобие пилы); бифас — примитивное каменное орудие, режущий край которого был более тщательно обработан с обеих сторон, так что он получался прямее и острее чоппера.

«Массивные орудия достигали 20 сантиметров в длину и весили более килограмма. Бронзовые наконечники. По способу насада они бывают двух видов: черешковые и втульчатые. Форма боевой головки различна, но преобладают трехлопастные. Наиболее ранними, архаичными, формами являются втульчатые двухлопастные наконечники с ромбовидной формой головки или с продолговато-листовиднои формой пера. Такие наконечники относятся к так называемым «доскифским» формам, достаточно широко распространенным в восточном ареале степей в комплексах VI-VI веках до нашей эры. Известны они и в савроматских сериях. Происхождение их связывается с андроновской территории», — отметили в музее.

Железные наконечники стрел

Встречаются экземпляры со сводчатой или треугольной формой пера, шипастые. Первые экземпляры железных наконечников появляются в конце V-IV вв. до н.э. Размеры их: длина головки 2,2 см, ширина 1,2 см.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0