понедельник, 25 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
-5oC
Астана:
icon
-3oC
×

По следам фильма «Міржақып. Оян, қазақ!». Противоречивые отзывы и мнения

В этот осенний сезон по кинотеатрам страны прокатился фильм «Ояң, қазақ!», наделавший много шума и привлекший к себе внимание и государственных структур, поскольку приказ о его просмотрах школьниками и студентами был спущен, как выяснилось, сверху. Ссылки на просмотр этого фильма рассылались даже по сельским чатам, что, несомненно, способствовало количеству его просмотров и в кинотеатрах, и на YouTube. Тем не менее фильм произвел впечатление, особенно на молодежную аудиторию. В картине показана история члена движения «Алаш Орда», талантливого казахского писателя Миржакыпа Дулатова, мечтавшего о свободе и независимости для своего народа. Фильм отметил даже посол США в Казахстане Дэвид Розенблюм. Автор ИА «NewTimes.kz» Ася Нуриева собрала мнения и размышления о фильме, его главном герое и партии «Алаш» как у экспертов, так и простых зрителей.

Сведений о картине, кроме того, что заказчиком выступил телеканал Qazaqstan, не так много. Однако старший научный сотрудник Академии военных наук России Владимир Прохватилов выступил с критикой в адрес киноленты, где раскрыл некоторые известные ему детали.  

«После многочисленных комментариев и публикаций о том, что автор фильма разжигает межнациональную рознь: «О чем же повествует это кинополотно телеканала Qazaqstan, снятое режиссером Муратом Есжаном на деньги запрещенного в России американского агентства по международному развитию (USAID) при всемерной поддержке ответственного за идеологическую работу в республике государственного советника неизбывного Ерлана Карина?» — так он обозначил свою статью на российском ресурсе.

Режиссер фильма не оставил без внимания подобные выпады и  оставил на своей странице в Instagram следующее послание:

«Правда, мы и не ожидали, что «Просыпайся, казах» вызовет такой фурор. Мы испытали большие чувства,  когда увидели восторженную поддержку людей. Еще раз огромная благодарность людям за такое огромное великодушие.

Заметили вы это или нет, среди постов и комментариев  в Сети,  полных радости и печали,  в интернете встречались и оскорбительные  комментарии со злобой на другие нации, не согласные с нашими демократическими, правовыми и мирными ценностями.  Это из-за непонимания основных идей лозунга «пробуждения», выдвинутого Миржакипом, а также сегодняшнего фильма.  Даже Смирнов, известный цензор царских времен, оценил, что  «Проснись, казах» Миржакипа призывает молодежь к образованию, науке, а казахов учит единству.

Мы также придерживались интеллектуального, духовного, профессионального пробуждения нации, не уходя от этой идеи. «Оян» — это прежде всего наша внутренняя мощь. «Оян» — лозунг для повышения нашей внутренней мощи, внешнего качества. Мы не должны допускать, чтобы его кто-то подстрекал к провокациям.

Поводом для этого стало то, что в некоторых Telegram-каналах соседней страны появились выводы  «аналитиков» о том,  что  «казахи» настраивают  свою молодежь против Севера, делают ксенофобские проекты, финансирует эти проекты само государство.

А если мы с этой стороны подтвердим эти «предположения», написав... уезжайте, вы нам такое сделали, за что мы вам так отвечаем, что это принесет вред  как народу, так и истории, а также послужит препятствием обсуждению подобных тем в будущем».

Каков посыл фильма на самом деле?

Автор NT опросила как профессиональных экспертов, так и рядовых зрителей, задав им вопросы о художественных достоинствах фильма, об исторической правде, изложенной в картине и заложенных в ней идеях, способных объединить общество или, наоборот, разъединить.

Гульнара Абикеева, киновед:

— Картину я смотрела. Специально ходила 11 октября, после того, как был возобновлен ее прокат. Действительно удивилась полному залу школьников с учителями. Не уверена, что их специально посылают. Они читают историю, думаю, учителя сами могли инициативу проявить. Не могу ответить на этот вопрос.

В целом, конечно, картина хорошо и добротно сделана, но мне она показалась  обычной, не какой-то выдающейся. Наверное, феномен ее в том, что не было у нас еще картин по теме «Алаш Орды». Я абсолютно уверена, что сработало и громкое название в виде слогана «Ояң, қазақ». Назови ее по имени героя Миржакыпа Дулатова, и она бы прошла незаметно, как это случилось с другой картиной — «Каныш Сатпаев». Фильм был в прокате в 2022-м и прошел без особого ажиотажа, хотя картина тоже очень интересная. И про то же время, и про голод.

В октябре должна была выйти в прокат очень яркая картина Ардака Амиркулова — «Жел тоқтаған жер/Земля, остановившая ветер». Она тоже про голодомор. В основе сюжета — судьба молодой женщины по имени Жупар. В начале 30-х годов XX века мать двоих маленьких детей отправляется в путь за своим мужем, которого по ложному обвинению сослали в Сибирь.

И ее выход на экраны перенесли на декабрь. Параллельно было это письмо о том, что нельзя публиковать фильмы и статьи о том, кто погиб во время голодомора, какова статистика и так далее, что факты должны быть проверены. Такое устрашение пошло. Власти, мне кажется, стали бояться, что ли, этих тем. За годы независимости эти темы несильно раскачивались, но этот процесс не остановить. Он, так или иначе, идет, и  самосознание народа просыпается.

Нурлан Амрекулов, кандидат философских наук, автор свыше 200 статей:

— Я не знаю режиссера фильма. Даже если он преследовал какие-то цели, главное, как он этот фильм поставил.

Во-первых, мне кажется, на первом, просветительском этапе я бы показал зарождение «Алаша»: как и почему возникло это движение, какие противоречия были в степи. Тогда бы стало бы понятно, преломляя нашу сегодняшнюю ситуацию, что в нас зреет тот же самый дух.

Во-вторых, не надо было из этого драму устраивать. Сама жизнь их была героическая. Сначала надо было хронологию восстановить и показать. А потом, через два-три года, когда созреет национальное самосознание, уже художественные элементы добавлять.

Получилась немного каша. Посмотрите первые советские фильмы про Амангельды Иманова, как там подают алашевцев — трусливыми, жадными, капиталистами и так далее.

А так в целом это очень важный шаг пробуждения национального самосознания. Дело не в том, внушает ли этот фильм русофобию или нет, история сама показала, чем тоталитарный казарменный коммунизм обернулся для казахов. В ГУЛАГ превратили республику! Убивали людей ни за что, за то, что он был владельцем крупного поголовья скота. Какой еще может быть аргумент? А то, что русские были носителями этих идей, потому что они поддержали большевиков, потому что это отвечало их представлениям.

Поэтому коллективную карму с них никто не снимает, как и с нас. Каждый народ ответственен за своего вождя. Если бы Путина не поддерживала современная Россия, вряд ли бы война началась. Причина в том, что они зомбированные через зомбоящик. Такая же история происходит с казахами, которые через 30 лет правления Назарбаева превратились в ваххабитов: посмотрите,  сколько бородатых мужчин ходит, сколько женщин в хиджабах.

Айягуль, пенсионерка из села Шелек Алматинской области:

— Я думаю, этот фильм специально сделали, чтобы посеять вражду. Всю молодежь настроили против русских. Они, оказывается, такие... Их надо гасить. И, вообще, это какие времена были? Почему, когда мы учились, нам в таком свете историю не преподносили? Почему именно сейчас подсовывают эту тему? Специально молодежь настраивают агрессивно против русских? Я этого не пойму. Вопрос стоит: для чего? Даже в магазин пойдешь, на русских смотрят косо.

Я вообще не знаю, чему нам радоваться? У нас казахи любят говорить «шуқур» (благодарность). А что «шуқур»? Мы живем вон как. Это хорошо, у кого есть деньги, а у кого нет? Вот нам в аулах пенсию добавляют — 2 тысячи, а на продукты повышают 100 процентов. Если мука стоила 5 тыс, то сейчас она стоит 10! Это вообще как?! Сейчас каждый пенсионер сидит на кредите. Пойдешь в банк — одни пенсионеры сидят: ойбай, за сына плачу, ойбай, за то плачу, за газ плачу, за дрова плачу!  

Сейчас за границей одни казахи работают. Если в Казахстане было бы так хорошо, что бы они там работали? У нас сейчас национальный вопрос поднимается не к добру.

Максат Кенжебаев, ведущий и сценарист популярного YouТube-канала «Красная Юрта»:

— История наша полна мифов. И у любого народа огромное количество мифов крутится вокруг их территорий. Одни народы, сами знаете, какие, говорят, что это их гора, другие — что гора их, потому что по легендам это было с ними. Вот и у нас такая же ситуация. Одни и те же спекуляции с Россией: то Путин заявит, что Северный Казахстан — это нам подарок, то НОДовец указывает правительствам, как надо им друг с другом говорить. Но и наши не отстают: то Оренбург захотели наши националисты, то Астрахань называют нашей потерянной территорией.

Сама по себе «Алаш Орда» — это большой миф или клубок мифов. Мы разберем один из главных мифов «Алаш Орды», а именно надоевшую пластинку: дескать эти люди в костюмчиках дали нам независимость или стояли у ее истоков. Это ложь.

Скажу страшную вещь: никакой партии «Алаш» не существовало де юре. В  вопросе разобрался доктор исторических наук из Новосибирска Козодой. У алашевцев не было учредительного съезда. У них не было утвержденной принятой программы. У них не был выбран ЦК. То есть отсутствовали любые признаки партии. Так что впредь будем называть «Алаш» движением.

Другой внезапный миф — алашевской автономии не существовало. Опять же, уважаемый историк  Козодой уточняет, что автономии планировали создать (!), перенесли на неопределенный срок.

Залина Баглаева, бухгалтер, Караганда:

— Я посмотрела фильм «Ояң, қазақ», и он никак из головы не выходит. Очень понравился, впрочем, как и все фильмы «Казахфильма» — очень глубокие и за душу берут. Русофобии прям какой-то, чтобы против именно русской нации, я там не увидела. Но, исходя из подачи фильма, алашординцы тогда  в таком же положении оказались, как и сейчас наши. И, чтобы избежать кровопролития и потерь среди казахского народа, вынуждены были не сопротивляться вступлению казахов в СССР. Просто хотели национальную идентичность сохранить, язык и добиться независимости и отдельной республики. Думаю, переворачивать все в национальный вопрос нельзя. Там была борьба не за национальный вопрос, а за убеждения. Но, как показывает история, ни одной стране мира не удалось добиться ни суверенитета, ни независимости.

Самал Оразалықызы, жительница Актобе:

— Не все участники «Алаш Орды» были героями. Весной 1919 года Миржакып Дулатов в пользу белого движения арестовал и отдал приказ расстрелять одного из лидеров среднеазиатского восстания 1916 года против царского гнета, участника установления советской власти, командира Красной армии Амангельды Иманова. Миржакып Дулатов пытался угодить адмиралу Александру Колчаку, надеясь на то, что Колчак признает автономию «Алаш Орды». Но адмирал Александр Колчак обвинил казахское правительство в сепаратизме и ликвидировал автономию «Алаш», после чего сами алашординцы во главе с Ахметом Байтурсыновым перешли на сторону Красной армии. Я не считаю Миржакыпа Дулатова героем.

Амангельды Иманов сделал для нашего народа больше, чем Дулатов. Благодаря Амангельды Иманову после обращения в 1920 году Алимхана Ермекова Ленин вернул отнятые царскими властями Северо-Казахстанскую область, часть Уральской губернии, восточное побережье Каспийского моря и провозгласил Киргизскую АССР, которую в 1925 году в связи с обращением казахской дипломатии упразднили в Казакскую АССР.

Альжан Исмагулов, правозащитник, блогер, активист:

— В Казахстане школьников и студентов свозят автобусами на просмотр фильма «Міржақып. Оян, қазақ!». Я думаю, делается это в двух целях.

Первая цель и самая очевидная — министерству культуры и информации нужно отбить деньги, вложенные в создание фильма. Как сказала министр, фильм показывали три раза в эфире телеканала Qazaqstan и «особого интереса не было». А когда фильм вышел в прокат, то наступил ажиотаж. Как он наступил, мы теперь понимаем. Просто свозите автобусами детей на фильм. То, что дети оттуда выходят озлобленными на русских, никого не волнует. А может, это и была цель авторов фильма и нашего Минкульта и Минобра, ведь они допустили такой сценарий к созданию фильма.

Вторая цель — патриотическое воспитание. Но почему русофобский фильм стал инструментом патриотического воспитания? Наш Минкульт и министр Аида Балаева не понимают, что патриотизм на основе ксенофобии не может быть патриотизмом и данный фильм является идеологической бомбой, диверсией, заложенной в умы наших школьников?

Галымжан Жакиянов, казахстанский государственный и политический деятель, бывший аким Павлодарской и Семипалатинской областей:

— С сыном сходил на «Миржакып. Просыпайся, казах!». После обсудили  увиденное. Фильм тронул тех, кто неравнодушен к прошлому и будущему нашей страны. Переполненные залы в кинотеатре, сцены, полные эмоций, — тому подтверждение. Этот фильм подчеркнул духовные требования нашего общества, а значит, именно он и является целью.

Даже если прошло больше века, девиз: «Просыпайся, казах!» все еще актуален. Очень актуален в Казахстане после января, особенно в разгар войны между Россией и Украиной, потому что, даже если он белый, красный или синий, это все равно те же короли, которые правят нашей страной.

Что думаете об этом?
Нравится 13
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 1
Возмутительно 2