Молодой учитель биологии села Новопавловка Карасуского района Костанайской области Максим Тарасов, похоже, навсегда решил одну из ключевых проблем образования: на его занятиях школьники никогда не скучают, никогда не устают и не знают, что такое рутина. Благодаря использованию инновационных методов преподавания сельскому педагогу на каждом уроке удается добиваться стопроцентной вовлеченности детей в учебный процесс. В беседе с ИА «NewTimes.kz» Максим Тарасов подробно рассказал о своем ноу-хау.
Идея и предыстория
Впервые имя костанайского сельского учителя стало известно широкому кругу отечественных педагогов после его победы 10 января текущего года на республиканском фестивале инновационных педагогических идей, на котором он представил коллегам тему использования 3D-модели для изучения биологии. Стоит отметить, что на финальном этапе форума приняло участие более 200 учителей.
В активе каждого были успешные авторские проекты внедрения в образовательную практику новых форм организации учебного процесса, направленные на улучшение и повышение качества образования. Учитель биологии из Новопавловки стал обладателем первого места в фестивальном направлении «Палитра умений».
«Данную тему я выбрал не случайно, так как на сегодня материалы и программные обеспечения такого формата практически отсутствуют или же являются коммерческими, — рассказывает Максим. — Конечно, есть программные обеспечения, которые позволяют учителю применять 3D-технологии на уроках, в том числе Nearpod 3D, Anatomy, iCell и другие, но основная проблема этих ресурсов в том, что они коммерческий продукт. А я работаю в сельской школе уже три года и за это время столкнулся с рядом проблем, начиная от плохого интернета до отсутствия наглядных материалов».
Скука убивает желание познавать
По словам Максима Тарасова, учебный процесс, построенный лишь на запоминании аудиоинформации, малоэффективен. Кстати, данный факт подтверждается периодическими наблюдениями ученых, согласно которым взрослый человек примерно уже на 6–8 минуте перестает воспринимать, анализировать и запоминать непрерывный поток аудиоинформации. У детей когнитивные функции от подобного однообразного процесса притупляются еще быстрее.
«Я искал очень много способов того, как повысить интерес обучающихся к биологии. Выбор в пользу наглядного материала был очевидным, так как мышление современного ребенка в основном направлено на запоминание той информации, которую он может увидеть и, скажем так, пощупать, нежели просто прочитать или услышать.
Мой путь к созданию и внедрению 3D-моделей на уроках биологии начался с того, что я сперва использовал на занятиях модель нейрона, просто скачанную из интернета, которая заинтересовала учащихся и вовлекла в учебный процесс абсолютно всех детей класса. Начинал я со стандартного рисования на доске, также использовал модели, скачанные из интернета, иногда даже покупал их, а еще лепили модели из пластилина», — делится он своим опытом.
В целом, как говорит педагог-новатор, внедрение 3D-технологии на уроках биологии способствует лучшему визуальному восприятию материала, делая их более интересными и увлекательными, дает возможность ученикам исследовать различные аспекты живых организмов и глубже понять изучаемые процессы. По словам Максима, благодаря 3D-моделям обучение становится интерактивным и подходит для различных типов обучающихся.
Робин Гуд от педагогики
Не только желание превратить школьные занятия в яркий и увлекательный процесс двигало молодым учителем. По его признанию, он хотел сделать то, что впоследствии сможет использовать каждый учитель нашей страны абсолютно бесплатно.
«Это сподвигло меня на создание собственных авторских моделей. Конечно, стоит отметить и тот факт, что на данный момент есть много доступных свободных моделей в интернете, но они зачастую не отражают всей сути изучаемого объекта или явления. Использование 3D-моделей на уроках биологии не только позволило мне повысить познавательный интерес детей, но и улучшить свои практические навыки. Большим удивлением для меня стало то, что в основном использование 3D-моделей интересует учеников старших классов. Конечно, я не могу говорить о том, что это абсолютно новый метод, который не использовался ранее, но, тем не менее, он очень эффективный и, самое главное, эффектный», — утверждает Максим.
Максим Тарасов уверен, что педагог просто обязан постоянно духовно и профессионально расти, непрерывно учиться.
«По сути, учитель никогда не должен терять тягу к новым знаниям, иначе он рискует скатиться в догматизм и ремесленничество. Только при соблюдении этого условия он будет достоин уважения. Согласен, звучит довольно пафосно, но я уверен в непреложности этой истины», — заключил педагог.