Западно-Казахстанская область оказалась одной из самых паводкоопасных территорий страны. Из-за мощного потока воды без домов остались тысячи человек, и до тех пор, пока не получат помощь от государства в виде новых домов, они вынуждены жить в эвакопунктах. Как разместились во временных пристанищах пострадавшие от потопа люди, в каких условиях живут, какое у них настроение и планы на будущее — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Айши Куанышбек.
Некогда печалиться, жизнь продолжается
Один из эвакуационных пунктов расположен в самом центре Уральска — в районе остановки «Юбилейная». В обычное время здесь находится студенческое общежитие Западно-Казахстанского государственного университета имени Махамбета Утемисова, сейчас студенты распущены по домам.
Организовать эвакопункт в общежитии, кажется, хорошая затея, потому что люди располагаются здесь по принципу «одна семья — одна комната». К тому же условия для нормальной жизни здесь были созданы и до этого: есть прачечная, душевая, уборщицы и охрана, а люди спят на кроватях. В остальных эвакопунктах, например, на базе спортзалов, условия похуже: одна большая общая комната, где стоят раскладушки в ряд и сложности со стиркой.
На первом этаже общежития-эвакопункта расположена фельдшерская для оказания людям первой помощи.
В холле также расположили столик с термопотами, чтобы люди могли попить чай в любое время, не только во время основных приемов пищи.
Здесь же, на первом этаже, — комната коменданта, которая временно превратилась в оптово-распределительный центр: сюда завозят еду, воду и гуманитарную помощь. Например, в момент прихода журналиста комендант раздавала подгузники молодым мамам.
В эвакопункте много женщин с младенцами, детей и стариков, мужчин нет — днем они на работе. Детей особенно много: старшеклассники сидят за компьютерами на «удаленке», помладше играют в футбол на площадке перед общежитием, с дошколятами играют в подвижные игры воспитатели из центра внешкольной работы, которые занимаются этим на волонтерских началах. Печалиться обитателям эвакопункта некогда, ведь жизнь продолжается, а дел прибавилось: нужно ездить в акимат за компенсацией, периодически ездить проверять дома, работать, следить за детьми.
Отказывали себе во всем ради дома
Медет Тлеккабылов и Элеонора Хабибуллина — родители троих детей. Они жили на дачах, где год назад построили свой первый дом из керамзитоблока, до этого жили во времянке. Сейчас с детьми и вместе с престарелой матерью живут в эвакопункте.
«Я инвалид по зрению, супруга работает дворником в КСК, пять лет мы потратили на строительство дома, во многом себе отказывали. Даже одежду не меняли, пять лет в одном и том же ходили, где-то и детям приходилось отказывать в самом необходимом. И все ради них же, чтобы у них был дом, чтобы у них было то, чего у нас не было. Но не успели мы насладиться своим счастьем, как приключилась эта беда. Мы ничего не успели спасти, только одежду и школьные принадлежности детей вытащили. Хорошо, что кредитов у нас нет, все погасили, иначе совсем тяжело бы было. Но мы все равно не страдаем, мы живы и здоровы, и это главное. Надеемся, что власти не оставят нас без помощи», — не теряет оптимизма Медет Тлеккабылов.
Констанции Батыргалиевой — 27 лет, она мама пятерых детей. Две недели назад чээсовцы помогли эвакуироваться большой семье из дачного домика, где она проживала.
В эвакопункт перевезли всех: Констанцию, ее супруга, пятерых детей, свекра, а также деверя с семьей. На момент эвакуации дом еще не был затоплен, но сейчас видна только макушка крыши.
«У нас обычный дачный домик с печным отоплением, мы там живем 12 лет. Все наше имущество: стиральная машинка, телевизор, холодильник, одежда — все осталось под водой. Сейчас мы здесь, муж каждый день работает, а дети учатся в школе на «удаленке». Мы не жалуемся, написали заявление на компенсацию, надеемся, что государство поможет, тем более что мы и так стояли в очереди на квартиру как многодетная семья. Даже готовы ипотеку платить, лишь бы помогли, потому что в нашем домике жить уже будет невозможно, сырость все съест, дети болеть будут. К родственникам пойти не можем: кто возьмет нас с пятерыми детьми? Да и арендовать жилье не получится», — говорит Констанция Батыргалиева.
Как быть дальше?
Гульсара Казиканова тоже недолго успела пожить в новом доме: они купили его два года назад и даже не успели выплатить кредит. Всего у семьи около 10 млн тенге кредитов: часть денег пошла на дом, другая — на все необходимое в дом.
«Мы обращаемся к банкам, чтобы нам дали отсрочку, даже не просим простить нам кредиты совсем. Надеемся хоть на какую-то помощь от властей, понимаем, что мы не одни в такой беде оказались. Мы согласны даже переехать в сельскую местность. У меня сноха — учительница, готова работать по программе «С дипломом — в село». Главное, чтобы молодежь была в порядке. В эвакопункте хоть администрация и старается нам всячески помочь, жить тяжело. Да, нам привозят трехразовое питание и помогают с вещами первой необходимости. Но все же это не свой дом, много людей, к тому же уже началась жара, детям душно», — поделилась своими переживаниями Гульсара Казиканова.
Как сложится судьба дачников — сказать сложно. Постоянно жить в эвакуационном пункте им будет трудно, к тому же держать студентов на «удаленке», а детей — без тренировок невозможно.
Несколько дней подряд дачники буквально атакуют акимат требованиями о помощи. Дело в том, что именно на них пришелся основной удар паводка: бросая все силы на спасение города, власти будто бы отдали их в жертву большой воде. К тому же процесс выплаты компенсации довольно долгий. Вот что сказал по этому поводу заместитель акима Уральска Жандос Дуйсенгалиев:
«Создана специальная комиссия по определению ущерба, но сначала должны поработать лицензированные оценщики по определению материального ущерба. И это, возможно, затянется, потому что паводок не пройдет просто так, вода будет еще долго стоять в домах, чисто физически сделать оценку сразу же будет невозможно. В любом случае, как сказал президент РК, никто не останется без помощи».
На сегодняшний день паводковая ситуация в дачных массивах Западно-Казахстанской области следующая: 13 044 дачных дома подтоплены, уровень воды в Урале все еще повышен, из садовых кооперативов эвакуированны 13 880 человек, 5784 из которых — дети. 2363 человека находятся в эвакопунктах, 4925 домашних животных отогнаны в безопасные места.
К слову, 23 апреля правительство приняло решение по оказанию дополнительной помощи жителям, пострадавшим в результате паводков, в виде покупки домашних предметов.