За прошедший год в Карагандинской области в детские дома были возвращены 24 ребенка. Причина возвратов в 93% случаев в неготовности родителей к усыновлению, оставшиеся 7% ― длительное заболевание опекуна, попечителя или усыновителя.
В России и в других странах законодательство внесло обязательное прохождение школы приемных родителей для подготовки к усыновлению ребенка, дабы избежать вторичного сиротства. Данный вопрос рассматривается и у нас в Казахстане. Об этом более подробно рассказала в интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz» руководитель ОО «Гендерный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) Наталья Усачева.
Наталья Александровна, кто обычно попадает в категорию «приемных» детей?
— В категорию «приемных» попадают дети разного возраста, даже подростки. Если у ребенка есть живые родители, которые не могут заниматься его воспитанием - отец в тюрьме, а мать регулярно пребывает в алкогольном запое, то опекуном ребенка может стать бабушка, дядя или тетя. Такие дети относятся к социальным сиротам и могут получать пособие, которое составляет около 15 000 тенге.
Реально ли на эти деньги содержать ребенка?
— Безусловно, на 15 000 тенге ребенка содержать нереально. В связи с этим у бабушки, взявшей под опеку внука, порог бедности только повышается. Если родители ребенка погибли от несчастного случая, то ему выдается еще одно пособие по потере кормильца, около 30 000. Но прежде чем опекун получит их он должен пройти долгий бюрократический процесс с кучей бумаг, хотя все эти процедуры должны быть открытыми и легкодоступными.
Сколько семей в Карагандинской области уже готовы взять в свои семьи приемных детей?
— На сегодняшний день 17 человек готовы стать опекунами для приемных детей. Желание иметь общих собственных детей выявлено у 85% мужчин, при этом у половины из них есть свои кровные дети в прошлых семьях. Чтобы иметь общего ребенка с новой супругой мужчины готовы на такой серьезный шаг. Основные опасения усыновителей - это боязнь психоэмоциональных проблем и особенностей, связанных со здоровьем приемного ребенка. При этом все хотят усыновить детей до года. Именно в этом возрасте, невозможно увидеть какие нарушения у них есть. Процесс адаптации родителей к приемному ребенку беспокоит 40%. Они переживают, что не смогут найти общего языка с ребенком, не справятся с трудностями и непривычным режимом жизни. В число усыновителей входят состоявшиеся люди более 30 лет. У каждого из них есть профессия, определенный достаток и положение. В этом списке есть и бизнесмены. Некоторые из них по секрету говорят, что у них на подсознательном уровне есть страх, а вдруг когда-нибудь все это надоест? На мой взгляд, детей надо усыновлять, когда у них наступает переходный возраст. Период адаптации у них происходит гораздо быстрее и у таких ребят есть огромная потребность в семье. Они не будут проверять родителей на любовь, как ее неосознанно проверяют маленькие дети.
Наталья Александровна, как известно Казахстан наложил мораторий на усыновление казахстанских детей гражданами США правильно ли это?
— В случаях с американцами уж слишком много негативного и печального опыта. У нас есть все основания не доверять им. Сейчас мы стараемся популяризовать желание наших граждан брать детей, причем из самых добрых и благих побуждений. Детей американцам отдавать нельзя, их надо брать самим.
Был ли у вас опыт работы с однополыми парами, желающими усыновить ребенка?
— Такого опыта у меня не было, но к однополым парам я отношусь положительно. Ведь это не их вина, что они родились такими, скорее всего свою роль сыграла генетическая предрасположенность. В кругу гомосексуалистов и лесбиянок есть высокообразованные и интеллектуальные люди, в связи с этим не стоит категорично заявлять о том, что им нельзя доверять воспитание детей. Как правило, такие пары могут держать свою сексуальную жизнь втайне от всех. Это своего рода субкультура, которую нужно принимать и считаться с ней.
Спасибо за беседу!