Информационное сообщение по предвыборной агитации

Айгуль Омарова, публицист: «Той Казан» как самовыражение поколения 35-40-летних»

Больше двух недель остаётся до Дня независимости. Каждый раз в канун этого праздника принято подводить итоги того, что сделано за годы суверенитета.
Не самым радостным будет празднование 23-й годовщины нашей независимости. Огромная территория со всем тем, что входит в таблицу Менделеева, не стала страной с крепкой экономикой и устойчивой финансовой системой. Вероятно, курс, взятый в самом начале на построение рыночной экономики по западным лекалам, не совсем был правилен или, точнее, не так реализован. Как бы там ни было, проблем у сегодняшнего Казахстана достаточно. Одна из них - воспитание подрастающего поколения, сохранений традиций. Так получилось, что после того, как развалилась огромная держава, в эйфории от полученного суверенитета, стали отрицать то, что было. И как следствие, перестали уважать такие исконно казахские качества, как уважение к старшим, и т.д.
Можно много говорить о том, что утратили за эти годы и не приобрели. Но происходящее в последнее время вселяет робкую надежду на то, что ещё не всё потеряно. Более того, оказалось, что люди жаждут общения с единомышленниками, скучают по тем, кого принято называть моральными авторитетами в обществе. И свидетельством тому становится то, что из он-лайна общения активисты социальных сетей всё больше переходят в офф-лайн. Отрадно, что наиболее продвинутые пользователи Фейсбука, к примеру, становятся инициаторами всевозможных мероприятий, которые бы сближали людей, познакомившихся и подружившихся в социальной сети. Но, если ещё год назад вечеринки френдов из Фейсбука носили развлекательный характер и больше были направлены на приятное времяпровождение, то мероприятия этого года разительным образом отличаются по тональности и содержанию. И это самое ценное.
… Уже и в Алматы выпал снег и на долгих четыре месяца многие забудут о выездах за город. Но почти все будут вспоминать летние поездки и участие в фестивале национальной кухни и культуры «Той Казан». Фестиваль стал одним из ярких зрелищ и уникальным по уровню организации, размаху мероприятия. А самое главное - «Той Казан» показал, что люди хотят общаться, и не просто общаться, а созидать. Новые компьютерные технологии, интернет у многих породили иллюзии того, что люди разобщены и в эпоху гаджетов им не до массовой культуры. Оказалось, что это далеко не так. И первыми уловили веяния времени активные пользователи Фейсбука, которые и стали организаторами фестиваля «Той Казан», гражданской акции «Алма-кала», сборов на лечение больных детей и взрослых.
Так почему же эти начинания находят такую поддержку у людей? Ответ один: общение и созидание. Всё больше людей, которые понимают, что окружающая среда во многом зависит от того, как ты сам её создаешь. Чего скрывать, сегодня у нас много любителей сидеть на диване или за столом возле компьютера и сетовать на то, что Алматы, к примеру, перестал быть яблоневой столицей страны. Можно, конечно, ныть по этому поводу, а можно крикнуть клич, собрать друзей, знакомых по социальным сетям и посадить яблони и другие деревья, чтобы вернуть городу зелёный вид. И судя по тому, какой масштаб акция «Алма-кала» приобрела в Алматы, почин не просто нашёл сторонников, но и разрушил стереотипы, по которым принцип «моя хата с краю» был определяющим. Стоит ли говорить о том, что инициатором посадки деревьев стал коренной алмаатинец предприниматель Ерлан Стамбеков, которого поддержали друзья Константин Авершин, Бекнур Кисиков - те самые, о которых принято говорить, что они «центровские пацаны».
Вот те самые «центровские пацаны» первыми и осознали что увлечение интернетом, социальными сетями можно направить в нужное русло. Яблони высаживали в апреле. В разных частях города можно было встретить людей с саженцами в руках и лопатами. Каждый желающий мог получить дерево и посадить его. Организацией, покупкой саженцев, транспортом и инвентарём занимались инициаторы. Самое же ценное этой инициативы, что она нашла продолжателей не только среди ровесников инициаторов, но и молодёжи. Так, в алматинском микрорайоне Мамыр Ася Тулешева организовала своих двадцатилетних друзей, и они занялись благоустройством и озеленением своего двора.
Самой масштабной оказалась высадка деревьев в Бутаковке, куда приехали люди целыми семьями.
И также семьями люди участвовали в фестивале «Той Казан», ставшим образцом того, как можно и нужно организовывать массовые мероприятия. На один день лыжно-трамплинный комплекс в Солдатском ущелье близ Алматы превратился в лагерь, а точнее, летний ресторан, где не только подавали блюда, одно вкуснее другого, но и желающие могли состязаться в перетягивании каната, посмотреть показательные выступления борцов, своими глазами увидеть, как собирается юрта, купить понравившийся сувенир, послушать любимые мелодии и потанцевать под них.  Около 1000 человек приняли участие в фестивале «Той Казан». Алматы, Астана, Павлодар, Караганда, Шымкент, Тараз - города, откуда приехали пользователи ФБ специально для участия в фестивале. Уезжали все довольные и сытые с обещанием вновь приехать в будущем году на фестиваль.
В условиях идеологического вакуума и когда отечественные телеканалы забиты показом программ, калькированных с зарубежных и российских оригиналов, фестиваль «Той Казан» и другие массовые мероприятия становятся проводником в мир культуры казахов и всех других народов, проживающих в нашей стране. Те же иностранные дипломаты, которых немало было на фестивале, будем надеяться, начнут изучать быт и традиции казахстанцев. И не случайно, что забойщиками «Той Казан» стали 35-40-летние, те, у кого зрелость пришлась на годы суверенитета. Скажем, три организаторы нынешнего «Той Казан» - Константин Авершин, Бекнур Кисиков и Ерлан Стамбеков - успешно проявили себя в той сфере, которую выбрали для себя. Но замыкаться на ней не стали, а решили, что нужно созидать всегда и везде. Костя Авершин проводит мастер-классы по кулинарии для детишек, а не так давно ещё  и организовал выезд в танковый корпус, где дети и родители могли воочию увидеть, чем и как живёт сегодня армия. Бекнур Кисиков пишет книги, успевает проводить «круглые столы» и семинары не только по фрачайзингу, но и литературе. Ерлан Стамбеков поёт, пишет стихи и стал инициатором уже упоминавшейся здесь акции «Алма - кала».
… Для чего им это нужно? И почему именно такие мероприятия они проводят? Всё просто. Взрослые, много видевшие мужчины хотят быть полезными людям. И потому - «Той Казан», «Алма-кала», «Танки грязи не боятся» и другие мероприятия. Все они - самовыражение поколения, поколения созидателей, пришедших на смену разрушителям. Возможно, я не права, вероятно, всё не так. Но на расстоянии автору этих строк все эти акции видятся именно так.
 
Loading...

5 декабря, суббота